Урок окружающего мира в 3-м классе. Потребители и разрушители лесной экосистемы

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с животными и растениями леса.
  2. Выявить “ профессии” лесных жителей.
  3. Установить взаимосвязи, взаимные приспособления друг к другу в экосистеме леса.

Развивающие:

  1. Развивать учебно-управленческие умения
    • понимать учебную задачу
    • выполнять советы учителя по подготовке рабочего места
    • понимать последовательность действий выполнения учебной задачи
    • оценивать свою деятельность
  2. Развивать умения работать с реальными объектами как с источниками информации
    • наблюдать объект
    • формировать под руководством учителя простые модели
  3. Развивать учебно-логические умения
    • устанавливать связи между объектами

Воспитательные:

Воспитывать бережное чуткое отношение к природе, умение видеть её красоту, слышать её звуки; понимать и чувствовать боль живой природы, понимать единство с ней.

Оборудование:

  1. Презентация урока;
  2. Карточки с установлением цепей питания.
  3. Музыка “Звуки леса”

Ход урока

I. Организационный момент

Действия учителя

Действия детей

Слайд

Время

Учитель приветствует учащихся.

Вновь звенит для нас звонок,

Приглашая на урок.

На урок знакомства с окружающим

миром.

Слушают учителя, настраиваются на работу.  

1 мин

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

Действия учителя

Действия детей

Слайд

Время

Организует опрос учащихся

- Вспомните тему прошлых уроков ознакомления с окружающим миром

- Что же такое экосистема?

 

 

 

- О какой экосистеме мы начали говорить на прошлом уроке?

Ставит цели урока, учебные задачи

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать экосистему леса. Нам предстоит познакомиться с её законами, вспомнить лесных жите- лей, выявить связи, построить цепочки между объектами, продолжить развивать умение работать с таблицей, понимать учебную задачу, оценивать свою деятельность. Полюбоваться красотой леса и сделать для себя важные выводы: как вести себя в природе, как помогать ей и охранять всё живое на земле.

“ Имя” нашему уроку “Лесные чудеса”

Ну, разве то не чудо перед нами?

Могучие стволы деревьев-

великанов,

Лесные запахи, лесная красота…

И мы сегодня попадём туда.

Восхищаясь такой красотой, вспоминаешь яркие образные сравнения в произведениях писателей и поэтов. У И. Бунина:

“ Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной”.

Вот о такой чудесной экосистеме пойдёт сегодня речь. Вспомним основные части экосистемы.

Проверьте себя.

 

- О ком говорили на прошлом уроке?

- Кто главные производители леса?

Вспомним, из каких частей состоит дерево и какую роль играют они. Для дальнейшей работы разбейтесь на группы (по 5 человек). Подпишите части дерева в столбик и обозначьте подходящими цифрами их значение.

 

 

Проверьте себя. Продолжим работу в группах.

Выберите из домашнего творческого задания ( дети сами сочиняли загадки о растениях леса)

2-3 самые интересные загадки и загадайте их другим группам.

Постановка проблемного вопроса

Вспомнили главных производителей

леса. Могут ли они жить без других лесных обитателей?

Узнаете ли вы “жителей леса”?

Отвечают на вопросы учителя

- Экосистемы

 

- Связь живой и неживой природы, где живые существа разных “ профессий” поддерживают круговорот веществ

- Об экосистеме леса

Слушают учителя

Рассматривают слайды на фоне музыки “ Звуки леса”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители.

- О производителях

- Деревья

 

 

Разбиваются на группы (по 5 человек). Работают совместно.

К схеме дерева подписывают части и выбирают правильные значения каждой части дерева из предложенных.

После выполнения задания

учащиеся проверяют себя по слайду.

Выбирают загадки, загадывают.

Высказывают свои предположения, думают, рассуждают.

Рассматривают слайды, называют “ жителей леса”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

4

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

7

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

9

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 мин

III. Совместное открытие нового материала.

Действия учителя

Действия детей

Слайд

Время

Лес - это не только растения, но и животные. Посмотрите на следующий слайд.

- Что на нём изображено?

 

 

- Что обозначают стрелки?

- Составьте цепи питания

 

А сейчас проверь себя, это цепь питания.

- Можно ли назвать это круговоротом веществ?

- Да, круговорот- это движение по кругу. Кого же не хватает?

Цепь незамкнута пока,

Отчего, скажите?

В ней кого-то не хватает,

Нет в ней ……………

 

- Какие вещества образуют разрушители?

- Смогут ли деревья жить без других

обитателей леса?

- Легко ли встретить в лесу животных?

- Да, “едоков” в экосистеме леса намного меньше, чем “кормильцев”.

Но роль их велика. Без них нет круговорота веществ. У каждого “жителя” своя профессия.

 

 

 

- Обитатели леса и стрелочки, показывающие связи между ними

 

- Передачу органических веществ

Самостоятельно составляют цепи питания

Проверяют свою работу по слайду

- Нет, цепь незамкнута

 

 

 

 

- Разрушителей

Проверяют ответ на слайде

 

- Минеральные вещества, необходимые растениям

- Нет

- Трудно

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

11

9 мин

IV. Первичное закрепление

Действия учителя

Действия детей

Слайд

Время

-Заполните предложенную таблицу, распределив лесных “жителей” по “профессиям”.

- О “профессии” жуков-короедов и других насекомых, а также некоторых птиц расскажут нам подготовившие сообщения учащиеся.

Заполняют таблицу самостоятельно, проверяют.

Читают подготовленные сообщения(2-3 ученика), остальные слушают, задают

вопросы

12

12 мин

V. Обобщение

Действия учителя

Действия детей

Слайд

Время

- Вот и открылись нам лесные чудеса. Есть ли какое-нибудь отличие этой экосистемы от других?

Экосистема леса точно

Отлична от других систем,

И вы, ребята, не молчите,

Скажите поскорее ЧЕМ?

- И в заключении урока предлагаю послушать вам моё стихотворение - совет, прислушайтесь к каждой его строчке своими чуткими, отзывчивыми сердечками.

Вы увидели, друзья,

Ждут в лесу нас чудеса.

Песни птиц и шёпот листьев

И зверюшек голоса.

По тропинкам аккуратней:

Вдруг раздавишь муравья,

Он спешит своей дорогой,

Пропадать ему нельзя!

Он в работе весь, трудяга,

И у каждого “жильца”

Леса славного, поверьте,

Есть “профессия” своя.

Ты любуйся, изучай,

Но работе не мешай!

Здесь ты гость и их порядок

Будь уж добр, не нарушай!

Слушай песни, разговоры

Всех зверей и птиц знакомых,

Ты прислушивайся к ним

Мы ж в кругу со всем живым!

Если больно станет лесу,

Боль дойдёт и до тебя,

Не губи его, дружочек,

Он живой, в нём есть душа!

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Прислушаетесь ли вы к этим советам?

 

 

 

 

 

- Да, отличие есть. Круговорот веществ замкнут полностью, обитатели леса сами его регулируют.

 

 

Слушают стихотворение-совет учителя, читают на слайде. Эмоционально воспринимают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

13

 

 

 

 

 

14

5 мин

VI. Домашнее задание

Действия учителя

Действия детей

Слайд

Время

- Предлагаю выбрать для себя задание на дом из предложенных вариантов:
  • Читать стр.50-51, отвечать на вопросы.
  • Приготовить сообщение о жителях леса.
  • Написать сочинение на тему
  • “ Лесные чудеса”.

Выбирают для себя домашнее задание. 15 1 мин 

VII. Итог урока

Презентация