Цели:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с животными и растениями леса.
- Выявить “ профессии” лесных жителей.
- Установить взаимосвязи, взаимные приспособления друг к другу в экосистеме леса.
Развивающие:
- Развивать учебно-управленческие умения
- понимать учебную задачу
- выполнять советы учителя по подготовке рабочего места
- понимать последовательность действий выполнения учебной задачи
- оценивать свою деятельность
- Развивать умения работать с реальными объектами как с источниками информации
- наблюдать объект
- формировать под руководством учителя простые модели
- Развивать учебно-логические умения
- устанавливать связи между объектами
Воспитательные:
Воспитывать бережное чуткое отношение к природе, умение видеть её красоту, слышать её звуки; понимать и чувствовать боль живой природы, понимать единство с ней.
Оборудование:
- Презентация урока;
- Карточки с установлением цепей питания.
- Музыка “Звуки леса”
Ход урока
I. Организационный момент
Действия учителя |
Действия детей |
Слайд |
Время |
Учитель приветствует учащихся. Вновь звенит для нас звонок, Приглашая на урок. На урок знакомства с окружающим миром. |
Слушают учителя, настраиваются на работу. | 1 мин |
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации
Действия учителя |
Действия детей |
Слайд |
Время |
Организует опрос учащихся - Вспомните тему прошлых уроков ознакомления с окружающим миром - Что же такое экосистема?
- О какой экосистеме мы начали говорить на прошлом уроке? Ставит цели урока, учебные задачи - Сегодня на уроке мы продолжим изучать экосистему леса. Нам предстоит познакомиться с её законами, вспомнить лесных жите- лей, выявить связи, построить цепочки между объектами, продолжить развивать умение работать с таблицей, понимать учебную задачу, оценивать свою деятельность. Полюбоваться красотой леса и сделать для себя важные выводы: как вести себя в природе, как помогать ей и охранять всё живое на земле. “ Имя” нашему уроку “Лесные чудеса”
Восхищаясь такой красотой, вспоминаешь яркие образные сравнения в произведениях писателей и поэтов. У И. Бунина: “ Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Весёлой пёстрою стеной Стоит над светлою поляной”. Вот о такой чудесной экосистеме пойдёт сегодня речь. Вспомним основные части экосистемы. Проверьте себя.
- О ком говорили на прошлом уроке? - Кто главные производители леса? Вспомним, из каких частей состоит дерево и какую роль играют они. Для дальнейшей работы разбейтесь на группы (по 5 человек). Подпишите части дерева в столбик и обозначьте подходящими цифрами их значение.
Проверьте себя. Продолжим работу в группах. Выберите из домашнего творческого задания ( дети сами сочиняли загадки о растениях леса) 2-3 самые интересные загадки и загадайте их другим группам. Постановка проблемного вопроса Вспомнили главных производителей леса. Могут ли они жить без других лесных обитателей? Узнаете ли вы “жителей леса”? |
Отвечают на вопросы учителя - Экосистемы
- Связь живой и неживой природы, где живые существа разных “ профессий” поддерживают круговорот веществ - Об экосистеме леса Слушают учителя Рассматривают слайды на фоне музыки “ Звуки леса”.
- Воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители. - О производителях - Деревья
Разбиваются на группы (по 5 человек). Работают совместно. К схеме дерева подписывают части и выбирают правильные значения каждой части дерева из предложенных. После выполнения задания учащиеся проверяют себя по слайду. Выбирают загадки, загадывают. Высказывают свои предположения, думают, рассуждают. Рассматривают слайды, называют “ жителей леса”. |
1
2 3 4
5
6
7
7
8 9 |
5 мин
12 мин |
III. Совместное открытие нового материала.
Действия учителя |
Действия детей |
Слайд |
Время |
Лес - это не только растения, но и
животные. Посмотрите на следующий слайд. - Что на нём изображено?
- Что обозначают стрелки? - Составьте цепи питания
А сейчас проверь себя, это цепь питания. - Можно ли назвать это круговоротом веществ? - Да, круговорот- это движение по кругу. Кого же не хватает?
- Какие вещества образуют разрушители? - Смогут ли деревья жить без других обитателей леса? - Легко ли встретить в лесу животных? - Да, “едоков” в экосистеме леса намного меньше, чем “кормильцев”. Но роль их велика. Без них нет круговорота веществ. У каждого “жителя” своя профессия. |
- Обитатели леса и стрелочки, показывающие связи между ними
- Передачу органических веществ Самостоятельно составляют цепи питания Проверяют свою работу по слайду - Нет, цепь незамкнута
- Разрушителей Проверяют ответ на слайде
- Минеральные вещества, необходимые растениям - Нет - Трудно
|
10
11
11 |
9 мин |
IV. Первичное закрепление
Действия учителя |
Действия детей |
Слайд |
Время |
-Заполните предложенную таблицу,
распределив лесных “жителей” по “профессиям”. - О “профессии” жуков-короедов и других насекомых, а также некоторых птиц расскажут нам подготовившие сообщения учащиеся. |
Заполняют таблицу
самостоятельно, проверяют. Читают подготовленные сообщения(2-3 ученика), остальные слушают, задают вопросы |
12 |
12 мин |
V. Обобщение
Действия учителя |
Действия детей |
Слайд |
Время |
- Вот и открылись нам лесные
чудеса. Есть ли какое-нибудь отличие этой
экосистемы от других? Экосистема леса точно Отлична от других систем, И вы, ребята, не молчите, Скажите поскорее ЧЕМ? - И в заключении урока предлагаю послушать вам моё стихотворение - совет, прислушайтесь к каждой его строчке своими чуткими, отзывчивыми сердечками. Вы увидели, друзья, Ждут в лесу нас чудеса. Песни птиц и шёпот листьев И зверюшек голоса. По тропинкам аккуратней: Вдруг раздавишь муравья, Он спешит своей дорогой, Пропадать ему нельзя! Он в работе весь, трудяга, И у каждого “жильца” Леса славного, поверьте, Есть “профессия” своя. Ты любуйся, изучай, Но работе не мешай! Здесь ты гость и их порядок Будь уж добр, не нарушай! Слушай песни, разговоры Всех зверей и птиц знакомых, Ты прислушивайся к ним Мы ж в кругу со всем живым! Если больно станет лесу, Боль дойдёт и до тебя, Не губи его, дружочек, Он живой, в нём есть душа! - Понравилось ли вам стихотворение? - Прислушаетесь ли вы к этим советам? |
- Да, отличие есть. Круговорот веществ замкнут полностью, обитатели леса сами его регулируют.
Слушают стихотворение-совет учителя, читают на слайде. Эмоционально воспринимают стихотворение.
Отвечают на вопросы |
13
14 |
5 мин |
VI. Домашнее задание
Действия учителя |
Действия детей |
Слайд |
Время |
- Предлагаю выбрать для себя
задание на дом из предложенных вариантов:
“ Лесные чудеса”. |
Выбирают для себя домашнее задание. | 15 | 1 мин |
VII. Итог урока