Цели:
- актуализировать знания различных математических действий;
- познакомить учащихся с умножением дроби на натуральное число;
- учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение;
- развивать логико-математическую речь;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование:
- Учебник “Математика” 4 класс, 1-4 (авт. Аргинская И.И., Ивановская Е.И.);
- Компьютер;
- Мультимедийный комплект;
- Оценочные билеты. (Приложение 1)
(По ходу урока учащиеся получают разноцветные карточки за правильные ответы. В конце урока по количеству набранных карточек каждый учащийся получает “игровой” билет со своей отметкой.)
Ход урока
I. Психологический настрой детей на урок
Игра “Обмен настроением”. (Учащиеся подбирают прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Сегодня мы с вами совершим очередное путешествие в страну математики, а поможет нам в этом наш поезд. Как вы думаете, что нам нужно будет сделать, чтобы попасть на него?
- Как и на любой поезд, нам будут нужны билеты, вот они у меня в руках, а получить их можно за активную работу. Ну что, отправляемся в путь?
(На экране начинается движение поезда, звучит музыка)
II. Подведение к теме урока
Первая станция “Законы действий”
Переместительный закон
сложения a + b = b + a |
48 x 145 = 145 x 48 (143 + 21) + 122 = 143 + (21 + 122) 25 + 1091 = 1091 + 25 (15 + 103) x 17 = 15 x 17 + 103 x 17 239 + 591 = 591 + 239 53 x 35 = 35 x 53 154 x 13 x 53 = 154 x (13 x 53) 43 + 31 + 1009 = (43 + 31) + 1009 (24 + 2016) x 618 = 24 x 618 + 2016 x 618 (34 x 16) x 129 = 34 x (16 x 129) |
Сочетательный закон сложения a + b + c = (a + b) + c = a + (b + c) |
|
Переместительный закон
умножения a x b = b x a |
|
Сочетательный закон
умножения a x b x c = (a x b) x c = a x (b x c) |
|
Распределительный закон
умножения относительно сложения (a + b) x c = a x c + b x c |
Задание:
- Внимательно посмотрите на экран. Какие математические законы вам знакомы? (По ходу ответов детей на экране открываются названия законов)
- (В правой части экрана открываются равенства) Из правой части экрана подберите к каждому закону равенства. Сделайте запись в тетради соотнеся закон с равенством. (По окончании работы на экране выполняется проверка)
- Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями).
Вторая станция “Числа”
796 835 | 9 17 |
- 1 001 | 493 | - 87 | - 4 | 5 3 |
18 | 100 008 |
7 12 |
214 | - 576 | 3 8 |
1 214 | 9 9 |
- 20 094 | 2 7 |
- 4 096 |
Задание:
Внимательно посмотрите на экран. Что вы видите? Распределите данные числа по группам, дайте название каждой группе. (По окончании работы на экране выполняется проверка)
Натуральные числа | Отрицательные числа | Дробные числа | ||||||
796 835 | 493 | 18 | - 1 001 | - 87 | - 4 | 9 17 |
5 3 |
7 12 |
100 008 | 214 | 1 214 | - 576 | - 20 094 | - 4 096 | 3 8 |
9 9 |
2 7 |
Физкультминутка для глаз
После проверки на экране остаётся запись:
Дробные числа | ||
9 17 |
5 3 |
7 12 |
3 8 |
9 9 |
2 7 |
Задание:
- Что вы можете сказать об этих числах?
- Какие действия мы можем с ними выполнять?
III. Знакомство с умножением дроби на натуральное число.
На экране появляется надпись:
Найди значения сумм:
2/5 + 2/5 | 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 | 5/12 + 5/12 + 5/12 |
- В чём их особенность?
- Можно ли вместо сложения использовать другое действие?
- Если возможно, запиши такие равенства.
На экране появляется проверка:
2/5 + 2/5 = 2/5 x 2 | 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 = 1/8 x 5 | 5/12 + 5/12 + 5/12 = 5/12 x 3 |
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
На экране надпись:
Умножение дроби на натуральное число
- Что же необходимо сделать для умножения дроби на натуральное число?
На экране появляется надпись:
Умножение дроби на натуральное число
Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно на него умножить числитель дроби, а знаменатель оставить без изменения
IV. Работа с учебником
Детям предлагается выполнить задание № 369, пункт 7, с.152.
(Около доски работают четыре ученика. Задание дублируется на экране, после выполнения делается проверка)
Физкультминутка (выполняется под музыку)
На экране появляются карточки красного, желтого и зеленого цвета, и предлагается игра на внимание.
- Если карточка зеленого цвета мы как паровозик отправляемся в дорогу (имитируется паровоз); если карточка желтого цвета – внимание, вы должны хлопать в ладоши; если – красного цвета – стоп, садитесь на свои места.
V. Работа над задачами
Третья станция “Город задач”
Задача 1. С одной станции в противоположных направлениях вышли два поезда. Скорость одного поезда 50 км/ч, скорость другого 85 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 3 ч?
Задача 2. Два поезда вышли в разное время навстречу друг другу из двух станций, расстояние между которыми 794 км. Один поезд проходит 52 км/ч, а второй на 10 км меньше. До места встречи первый из них прошёл 416 км. На сколько вышел раньше второй поезд?
(Детям предлагается на выбор решить одну из задач. У доски работают два ученика. Задание дублируется на экране, после выполнения делается проверка)
VI. Итог урока
- Ребята, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какая тема была нашего урока?
- Как вы думаете, мы научились составлять таблицу разрядов?
VII. Домашнее задание
Четвёртая станция “Гимназия”
Страница 152, № 372.