Методы социально-психологической адаптации учащихся профессионального училища

Разделы: Школьная психологическая служба


Социально-психологическая адаптация к условиям профессионального училища в период юности является неотъемлемой частью успешной социализации. От умения оценить правильно свои возможности, принять решение, найти выход в сложной ситуации зависит психологическое здоровье учащегося, что очень важно для дальнейшего становления личности. Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, возникающей в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую. Успех вхождения в экстремальную ситуацию (адаптация) определяется установками и уровнем психологической готовности, индивидуальными особенностями личности, положительно действующими мотивами.

Необходимо также учитывать степень внушаемости личности, которая выражается в некритическом усвоении образцов поведения, исходящих от других людей. Не для кого не секрет, что юношеская субкультура в профессиональных училищах имеет ряд отрицательных проявлений, в молодежной среде живут такие пагубные привычки, как курение, употребление алкоголя, наркомания. Юноши и девушки заимствуют понятия и пытаются себя реализовать в молодежных группировках и криминальной среде. Таким способом учащиеся стремятся к самостоятельности, независимости и конечно в первую очередь к свободному общению. По мнению многих отечественных исследователей общение выступает как средство самовыражения, установления контактов из которых постепенно выкристаллизовывается что-то исключительно свое. Это еще и специфический канал информации по которому юноши узнают многие необходимые вещи, вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия. Для учащихся необходимо быть принятым сверстниками, уметь общаться, управлять поведением.

Дать необходимые знания о различных моделях поведения, формах общения задача психолога. Именно психологу при участии инженерно - педагогических работников необходимо предоставить возможность учащимся для развития умения анализировать индивидуальные особенности свои и окружающих, строить отношения социально приемлемыми способами, формировать привычку к здоровому образу жизни. Преподаватели на уроках физической культуры, ОБЖ, деловой культуры обучают основам поведения, направленного на сохранение собственного здоровья, творение образа “Я”. Однако проблема социальной дезадаптации остается не решенной. Как показывают наблюдения и анализ литературы исследователей работающих над проблемой адаптации В.А Родионова, М.А. Ступницкой, С.М. Чечельницкой и др. наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется с применением игр – коммуникаций, обсуждением видеосюжетов и книг, приглашением специалистов, самотестирования, дискуссий. Данные формы работы помогают осознанию норм и правил поведения, способствуют активной жизненной позиции, переживанию ситуации и принятию ответственности за собственные поступки.

Программа “Мастерская общения” может быть реализована как психологом профессионального училища, так и педагогом. Она была создана с целью информирования учащихся о способах успешной социализации, и сбережение собственного здоровья. Программа может быть проведена в целом в рамках одной группы, а так использованы отдельные ее темы исходя из конкретных проблем. В ее основе гуманистические принципы. Практическая значимость состоит в том, что занятия программы рассчитаны на группу учащихся в целом, а это именно тот коллектив в котором, юноши и девушки проходят этапы становления и приобретения социально – важных качеств. Проводя занятия для всей группы, есть возможность уточнить представления и формировать установку у большинства ее членов, что в дальнейшем приводит к установлению благоприятного психологического климата.

Исходя из поставленных целей, особенностями учебной нагрузки, а также иными внеклассными мероприятиями одним из оптимальных вариантов их реализации является организация ежемесячных “классных часов”. Выбирая способы реализации программы, автор ставил перед собой задачу по формированию представлений, которые в дальнейшем преобразуются в стойкие убеждения. В программе рассмотрены основные моменты направленные на осознания себя как личности и взаимодействие с окружающими. Ряд занятий посвящен профилактике возникновения вредных привычек. Каждый классный час заканчивается контрольными вопросами к учащимся, которые служат в качестве критериев эффективности. Подводя итог занятия необходимо помнить, что главное в ответах учащихся это выразить свое отношение к людям, например употребляющим алкоголь, а не говорить о его пользе или вреде. Тем не менее, нельзя не согласится с мнением В.А. Родионова, М.А. Ступницкой, что только жизненный путь каждого юноши или девушки в дальнейшем покажет в полной мере, насколько полезны были эти занятия.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

- Вводная часть. Актуализация имеющихся житейских знаний.

- Основная часть. Направлена на формирование новых представлений.

- Заключительная часть. Включает осмысление полученного опыта, рефлексия.

Работа по программе способствует овладению учащимися представлениями:

  • о понятиях “здоровье”, “здоровый образ жизни”.
  • об окружении и влиянии, которое оно может оказывать на формирование индивидуальной позиции в отношении здоровья.
  • о механизмах принятия решений и способах отстаивания права на их осуществление.
  • о взаимоотношениях между людьми.
  • о способах противостояния стрессовым ситуациям.
  • о последствиях употребления психоактивных веществ.
  • об административной и уголовной ответственности за антиобщественное поведение, распространение наркотиков, противоправные действия.

Учтены возрастные особенности, а также специфика учащихся профессиональных училищ.

Программа “Мастерская общения”

Занятие №1. Выбор жизненных целей.

Цель: Развивать умения ставить цели и выбирать эффективные способы их достижения.

Задачи:

- Дать представление о жизненных ценностях и уметь оценивать свои возможности.

- Сформировать понятие ответственности за свое будущее.

Занятие №2. Мои эмоции.

Цель: Показать влияние эмоций в жизни человека.

Задачи:

- Сформировать представление о природе эмоций.

- Научить определять эмоциональную реакцию по внешним проявлениям.

- Показать способы управления эмоциональным состоянием.

Занятие №3. Уметь учиться.

Цель: Формировать представления о навыках учебной деятельности.

Задачи:

- Уточнить понятия о составляющих процесса обучения

- Показать приемы усвоения знаний.

Занятие №4. Безопасность человека.

Цель: Обобщить знания о правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

- Обозначить ситуации вызывающие опасность для человека.

- Познакомить с правилами безопасного поведения.

Занятие №5. Я выбираю здоровье!

Цель: Показать преимущества здорового образа жизни.

Задачи:

- Познакомить с составляющими здоровья.

- Научить анализировать проявления психических состояний человека.

- Показать приемы саморегуляции

Занятие №6. Алкоголь это опасно!

Цель: Уточнить представления о вреде алкоголя на организм человека.

Задачи:

- Показать влияние алкоголя на организм человека и его поведение.

- Вызвать желание противостоять употреблению алкоголя.

Занятие №7. Наркотикам НЕТ!

Цель: Закрепить знания о влиянии наркотиков на молодого человека.

Задачи:

- Показать последствия употребления наркотиков.

- Выработать способы отказа от наркотиков.

Занятие №8. Курить или жить?

Цель: Учить противостоять пагубному пристрастию к курению.

Задачи:

- Уточнить представление о влиянии элементов табака на организм.

- Показать способы отказа от курения.

Занятие №9. Я и закон.

Цель: Закрепить понятие о функциях законов РФ, определяющих поведение человека.

Задачи:

- Показать, что не знание законов не освобождает от ответственности.

- Сформировать представление о последствиях безответственного поведения.

Занятие №1 Выбор жизненных целей.

Упражнение 1. “Моя жизнь”

Инструкция. “Возьмите лист бумаги. Нарисуйте на координатной оси события жизни в виде графика – гистограммы (столбцы в верх). Ось х - годы жизни в которые произошли значимые для вас события. Ось у - значимость события. Вначале, нарисуйте события прошлого, синим карандашом, настоящего красным, будущего зеленым.

Обсуждение. Какие события вы изобразили? Что из нарисованного для вас более значимо, а что менее?

Упражнение №2 “Перспектива”

Инструкция. Нарисуйте события, которые вы хотели, чтобы произошли у вас в будущем в виде круга. Подумайте, какая часть зависит от вас, а какая от других обстоятельств? Разделите его на две части.

Обсуждение. На сколько положительный результат в вашей власти, а сколько зависит от окружающих?

Упражнение №3 “Лучшие качества”

Учащимся предлагают подумать над следующими вопросами: “Что тебе может помочь достичь твоих целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, способности, друзья?”

Инструкция. Напишите свои сильные качества, которые помогут в жизни.

Обсуждение. Какие ресурсы вы нашли? Чем вы обладаете? Какие качества характера вам необходимы в жизни?

Упражнение №4 “Лестница успеха”

Инструкция. Нарисуй лестницу. На ее вершине напиши цель, к которой ты стремишься. А на каждой ступеньке действия, которые помогут это достичь.

Если твоя цель получить высокий разряд по профессии портной, тогда твои действия могут быть такими: терпеливо и последовательно изучать специальные предметы, на практике производственного обучения выполнять работу в соответствии с повышенным разрядом, выбрать тему диплома, успешно сдать экзамены, защитить дипломный проект.

Закройте глаза, представьте себе каждый шаг. Ты видишь слова и образы, которые им соответствуют, например “изучаю спец. предметы”. Не открывай глаза, пока отчетливо не увидишь каждый шаг.

Составь список всего, что тебе мешает. Например: мысли о развлечениях. Глубоко вдохни и выдохни - отвлекающие мысли исчезли, у тебя появились идеи об учебе.

Вопросы по теме:

- Должен ли взрослый человек выбирать цели в жизни сам или полагаться на случай?

- Прав ли тот, кто ничего заранее не планирует и считает, что “все еще сто раз может измениться”?