Цели:
- расширить представления учащихся о зоне степей;
- изучить особенности растительности и животного мира,
- развивать умения самостоятельно работать с учебником?
- воспитывать культуру общения.
Форма урока:
комбинированный урок-путешествиеПлан урока
1. Орг. момент
2. Проверка дом задания.
А) Работа в парах. Заполни пропуски.
1. В условиях полупустыни растительность становится………, а местами и совсем……….Выживают только те растения, которые приспособились к …… и недостатку……
2. Растения невзрачные, ….., с мелкими жесткими …….и колючками, у некоторых листья покрыты восковым налетом, что снижает испарение воды..
3. Кажется, что полупустыня лишена животного мира. Если присмотреться, то можно увидеть множество насекомых……, ………,. Земля изрыта норами….., ……
Б) кроссворд.
3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке выясним особенности растительности и животного мира, как деятельность человека влияет на природу степей. Слайд 1
А для этого мы отправимся с вами в путешествие.
4. Изучение нового материала
1) Подготовительный этап для восприятия нового материала.
Закройте глаза и представьте себе такую картину…
“Степь да степь кругом”- так поется в русской народной песне. Безбрежные просторы. Неоглядные дали. Раздолье для ветров.
Вот пробежал легкий ветерок, и волнами закачался ковыль. В жаркие дни знойного лета воздух напоен горьким ароматом. Это полынная степь. Все тихо и спокойно.
Богат растительный и животный мир степей, когда достаточно влаги. Страшно выглядит степь в период засухи. Все выжжено солнцем. Голод гонит животных прочь. С дождями возвращается жизнь в этот богатый край с плодородными черноземными почвами.
Как вы представили себе степь? Какие картины возникли в вашем воображении? Чтобы отправиться в путешествие мы должны узнать, что же нас может ожидать впереди.
2) Работа по учебнику с. 79- 81
3) Индивидуальная работа
1 группа - Растительный мир. Слайд 2 ,3,4.
2 группа - Животный мир. Слайд 5,6,7,8.
3 группа - Люди в степях. Слайд 9.10
(Выступление детей)
5. Физминутка
Напряжение улетело и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки теплые у нас,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Нам понятно. Что такое состояние покоя.
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.
6. Первичное закрепление материала
1) Игра “Поиск”
Работа в группах (карточка)
Когда начинается в степи весна?
А). У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы. Весна в степи начинается рано, в феврале- марте снег уже стаивает, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения.
Почему в степи не растут деревья?
Б) Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная. Степи - это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав, растущих в степи. Способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года.
Чем занимается население степной полосы? Что выращивают?
В) Большие площади в степи заняты огородами и садами, бахчами. Население степной полосы занимается разведением скота: коров. овец, Мясными и молочными продуктами степная полоса снабжает многие районы страны, земли., на которых раньше росли ковыль, шалфей и поныне представляют интерес для сельского хозяйства.
2) Работа в парах. Рубрика “Это интересно”
(карточка) Прочитать, узнать новое, и рассказать своим одноклассникам
А) В домашних условиях некоторые содержат хомячков. Они все время что-то грызут. Зубы у них, как и всех грызунов, растут всю жизнь а еще у хомяков есть защечные мешки, в которых они перенося запасы семян в свою нору.
Б) Желая сохранить нетронутый участок черноземной степи, его огородили и не разрешили выпас скота. Через 15 лет растения на этом участке стали вымирать. Почему? Оказывается, надземные части, отмирая, (их никто ни ел ), образовывались из года в год толстый слой сухой травы, который не пропускал в почву воздух, воду и семена растений. Можно сделать вывод, что растениям совершенно необходимы травоядные животные.
Дети рассказывают самые интересные моменты. Учитель предлагает выставку книг по теме “ Животный и растительный мир степей”
7. Практическая работа
“Узнай нужное растение” (работа с гербарием)
Детям даются растения степи и лесной зоны.
Дети находят лишнее растение и доказывают, почему это растение растет в степи.
8. Закрепление
Продолжим путешествие. Послушайте стихотворение. О каких животных, насекомых и растениях говорится в этом стихотворении? Только самые внимательные дети смогут найти ответ.
В степи
По всей степи – ковыль, по краям – все туман.
Далеко-далеко от кургана курган.
Облака в синеве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут.
Не видать ни души. Тонет в золоте день
Пробежать по траве ветру сонному лень ...
Вот и речка... Не верь. То под жгучим лучом
Отливает тонкий ковыль серебром.
В ковыле шмели: и поют, и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат.
Высоко-высоко в небе точка дрожит, (жаворонок)
Колокольчик веселый над степью звенит.
Средь дорожки глухой пыль столбом поднялась (сайгак)
Закружилась, в широкую степь унеслась...
Во все стороны путь: ни лесочка, ни гор,
Необъятная гладь, неоглядный простор.
Оказывается, такой степи, что видим на иллюстрациях, почти не осталось. Как вы думаете, почему?
Многим растениям и животным степей грозит исчезновение. Почему же они оказались в опасности. Только кое – где участки нераспаханных степей сохранились их называют целинными. Обычно, там пасут скот. Порой, из – за неумеренного выпаса, степные пастбища превращаются в пустыню. Люди не только распахивали земли, но и охотились на степных животных.
Вывод:
1) распашка степей. Слайд №16.
2) неумеренный выпас скота
3) браконьерство
Работа в тетради. №34. Доказать.
9 .Тест “Проверь себя” Слайд № 17
Лето в степи
а) короткое, холодное
в) длинное, сухое.
2. Где скапливаются питательные вещества у большинства растений степи?
А) в листьях
В) в корнях
С) в луковицах.
3. Кто составляет самую многочисленную группу степных млекопитающих животных?
А) грызуны
В) птицы
4. От чего степи могут превратиться в пустыню?
А) холода
В) неумеренный выпас скота
С) браконьерство.
10. “Проверь себя” Слайд №18
В, с, а, в.
Д.\ З.
1 группа – кроссворд. Слайд 19.
2 группа- рубрика “Это интересно”
3. группа подготовит вопросы для 1 и 2 группы по теме “ Степи”
Заканчиваем наше путешествие. Оцените свою работу на уроке.
Вам было интересно - нарисуйте на полях тетради солнышко, не очень довольны своей работой на уроке – облачко закрыло часть солнышка, урок не понравился - рисуем тучку.