Цели мероприятия:
- Обучающая: формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Системы счисления”,
- Развивающая: развивать умение выделять главное; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала; самостоятельность; развитие речи, эмоций, логического мышления учащихся.
- Воспитательная: формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля, чувство ответственности, деловые качества учащихся. Активизация познавательной и творческой активности учащихся
Ход занятия
План:
- Оргмомент. Вводное слово учителя.
- Доклады учащихся.
- Обсуждение темы.
- Подведение итогов.
Оборудование: плакаты, рисунки.
1. Оргмомент.
Проверка готовности учащихся к проведению занятий.
Введение в тему:
Система счисления - это совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков. Количество цифр, необходимых для записи числа в системе, называют основанием системы счисления. Основание системы записывается справа числа в нижнем индексе: 510; 11101102; AF17816 и т. д.
Различают два типа систем счисления:
- позиционные, когда значение каждой цифры числа определяется ее позицией в записи числа;
- непозиционные, когда значение цифры в числе не зависит от ее места в записи числа.
Примером непозиционной системы счисления является римская: числа IX, IV, XV и т.д. Примером позиционной системы счисления является десятичная система, используемая повседневно.
Любое целое число в позиционной системе можно записать в форме многочлена:
,
где S - основание системы счисления;
An - цифры числа, записанного в данной системе счисления;
n - количество разрядов числа.
2. Доклады учащихся.
а) Римская система счисления (Доклад Плынгэу Вероники)
Римская система счисления является непозиционной системой. В ней для записи чисел используются буквы латинского алфавита. При этом буква I всегда означает единицу, буква - V пять, X - десять, L - пятьдесят, C - сто, D - пятьсот, M - тысячу и т.д. Например, число 264 записывается в виде CCLXIV.
При записи чисел в римской системе счисления значением числа является алгебраическая сумма цифр, в него входящих. При этом цифры в записи числа следуют, как правило, в порядке убывания их значений, и не разрешается записывать рядом более трех одинаковых цифр. В том случае, когда за цифрой с большим значением следует цифра с меньшим, ее вклад в значение числа в целом является отрицательным. Типичные примеры, иллюстрирующие общие правила записи чисел в римской система счисления, приведены в таблице.
Таблица 1. Запись чисел в римской системе счисления
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I | II | III | IV | V |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
VI | VII | VIII | IX | X |
11 | 13 | 18 | 19 | 22 |
XI | XIII | XVIII | XIX | XXII |
34 | 39 | 40 | 60 | 99 |
XXXIV | XXXIX | XL | LX | XCIX |
200 | 438 | 649 | 999 | 1207 |
CC | CDXXXVIII | DCXLIX | CMXCIX | MCCVII |
2045 | 3555 | 3678 | 3900 | 3999 |
MMXLV | MMMDLV | MMMDCLXXVIII | MMMCM | MMMCMXCIX |
Недостатком римской системы является отсутствие формальных правил записи чисел и, соответственно, арифметических действий с многозначными числами. По причине неудобства и большой сложности в настоящее время римская система счисления используется там, где это действительно удобно: в литературе (нумерация глав), в оформлении документов (серия паспорта, ценных бумаг и др.), в декоративных целях на циферблате часов и в ряде других случаев.
б) Десятичная система счисления (Доклад Абесламидзе Лии)
Десятичная система счисления – в настоящее время наиболее известная и используемая. Изобретение десятичной системы счисления относится к главным достижениям человеческой мысли. Без нее вряд ли могла существовать, а тем более возникнуть современная техника. Причина, по которой десятичная система счисления стала общепринятой, вовсе не математическая. Люди привыкли считать в десятичной системе счисления, потому что у них по 10 пальцев на руках.
Древнее изображение десятичных цифр (рис. 1) не случайно: каждая цифра обозначает число по количеству углов в ней. Например, 0 - углов нет, 1 - один угол, 2 - два угла и т.д. Написание десятичных цифр претерпело существенные изменения. Форма, которой мы пользуемся, установилась в XVI веке.
Десятичная система впервые появилась в Индии примерно в VI веке новой эры. Индийская нумерация использовала девять числовых символов и нуль для обозначения пустой позиции. В ранних индийских рукописях, дошедших до нас, числа записывались в обратном порядке - наиболее значимая цифра ставилась справа. Но вскоре стало правилом располагать такую цифру с левой стороны. Особое значение придавалось нулевому символу, который вводился для позиционной системы обозначений. Индийская нумерация, включая нуль, дошла и до нашего времени. В Европе индусские приёмы десятичной арифметики получили распространение в начале XIII в. благодаря работам итальянского математика Леонардо Пизанского (Фибоначчи). Европейцы заимствовали индийскую систему счисления у арабов, назвав ее арабской. Это исторически неправильное название удерживается и поныне.
Десятичная система использует десять цифр – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, а также символы “+” и “–” для обозначения знака числа и запятую или точку для разделения целой и дробной частей числа.
в) Двоичная система счисления. (Доклад Ожогина Александра)
В вычислительных машинах используется двоичная система счисления, её основание - число 2. Для записи чисел в этой системе используют только две цифры - 0 и 1. Вопреки распространенному заблуждению, двоичная система счисления была придумана не инженерами-конструкторами ЭВМ, а математиками и философами задолго до появления компьютеров, еще в ХVII - ХIХ веках. Первое опубликованное обсуждение двоичной системы счисления принадлежит испанскому священнику Хуану Карамюэлю Лобковицу (1670 г.). Всеобщее внимание к этой системе привлекла статья немецкого математика Готфрида Вильгельма Лейбница, опубликованная в 1703 г. В ней пояснялись двоичные операции сложения, вычитания, умножения и деления. Лейбниц не рекомендовал использовать эту систему для практических вычислений, но подчёркивал её важность для теоретических исследований. Со временем двоичная система счисления становится хорошо известной и получает развитие.
Выбор двоичной системы для применения в вычислительной технике объясняется тем, что электронные элементы - триггеры, из которых состоят микросхемы ЭВМ, могут находиться только в двух рабочих состояниях.
С помощью двоичной системы кодирования можно зафиксировать любые данные и знания. Это легко понять, если вспомнить принцип кодирования и передачи информации с помощью азбуки Морзе. Телеграфист, используя только два символа этой азбуки - точки и тире, может передать практически любой текст.
Двоичная система удобна для компьютера, но неудобна для человека: числа получаются длинными и их трудно записывать и запоминать. Конечно, можно перевести число в десятичную систему и записывать в таком виде, а потом, когда понадобится перевести обратно, но все эти переводы трудоёмки. Поэтому применяются системы счисления, родственные двоичной - восьмеричная и шестнадцатеричная. Для записи чисел в этих системах требуется соответственно 8 и 16 цифр. В 16-теричной первые 10 цифр общие, а дальше используют заглавные латинские буквы. Шестнадцатеричная цифра A соответствует десятеричному числу 10, шестнадцатеричная B – десятичному числу 11 и т. д. Использование этих систем объясняется тем, что переход к записи числа в любой из этих систем от его двоичной записи очень прост. Ниже приведена таблица соответствия чисел, записанных в разных системах.
Таблица 2. Соответствие чисел, записанных в различных системах счисления
Десятичная | Двоичная | Восьмеричная | Шестнадцатеричная |
1 | 001 | 1 | 1 |
2 | 010 | 2 | 2 |
3 | 011 | 3 | 3 |
4 | 100 | 4 | 4 |
5 | 101 | 5 | 5 |
6 | 110 | 6 | 6 |
7 | 111 | 7 | 7 |
8 | 1000 | 10 | 8 |
9 | 1001 | 11 | 9 |
10 | 1010 | 12 | A |
11 | 1011 | 13 | B |
12 | 1100 | 14 | C |
13 | 1101 | 15 | D |
14 | 1110 | 16 | E |
15 | 1111 | 17 | F |
16 | 10000 | 20 | 10 |
3. Обсуждение темы занятия. Дополнения учащихся. Решение задач.
1) Пример. Число 629310 запишется в форме многочлена следующим образом:
629310 = 6 * 103 + 2 * 102 + 9 * 101 + 3 * 100
Перевести это число в двоичную систему счисления.
Ответ: 629310 = 111001100102
2) Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.
Перевести его в десятичную и шестнадцатеричную системы счисления.
Решение:
63988 = 6*83 +3*82 +9*81 +8*80 = 6*512 + 192 +72 + 8 = 335410
Ответ: 63988 = 335410
3) Перевести число 167 в 2-ую.
16710 = 11100112
4) Перевести числа из одной системы в 10-ю: А5С16.
Ответ: А5С16 16 = 10*164+5*.163+12*162+1*161 +6*160=2562*10 + 4096*5 + 12*256 + 16 +6 =
5) Перевести из 16-й в 2-ю: D55C
Ответ: D55C = 11010101010111002
6) Перевести из 2-й в 16-ю: 11100011101
Ответ: 11100111012 = 71D16
4. Подведение итогов. Оценка за выступления и решения задач учащимися.