"Праздник Длинной Тетради"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Расширение представлений учащихся об историческом прошлом нашего края;
  • Совершенствование каллиграфического навыка;
  • Развитие орфографической зоркости;
  • Развитие навыков самоконтроля;
  • Воспитание настойчивости, целеустремленности, воли учащихся;
  • Развитие способностей, выдвинуть и разработать идеи.

Формы организации – групповые, индивидуальные.

Функции учителя – организатор сотрудничества и ситуации успеха для каждого учащегося.

Подготовка мероприятия

Калининградская область, на территории которой мы проживаем, была образована в 1946 году на 1/3 части бывшей Восточной Пруссии. Главным городом Восточной Пруссии был Кенигсберг, ныне Калининград. На уроках краеведения, во внеклассной работе учащиеся знакомятся с историческим прошлым нашего края.

На одном из уроков по краеведению ребята узнали о праздновании Нового года в Кенигсберге. Самым ярким и любимым увеселением в Кенигсберге был Праздник Длинной Колбасы. Первый раз он был устроен в день Нового 1520 года, когда процессия кенигсбергских мясников важно прошествовала по всему городу, неся колбасу длиной около 20 метров. В новом 1525 году колбаса имела длину уже в 50 метров. Из года в год длина праздничной колбасы увеличивалась.

Наибольших размеров (почти полкилометра!) колбаса достигла в 1601 году. Три мастера и восемьдесят семь подмастерьев потратили на ее изготовление восемьдесят один свиной окорок и семь килограммов перца.

Сто три подмастерья в самой нарядной праздничной одежде несли гигантскую колбасу весом в 363 килограмма. Со знаменами и музыкой шествие двигалось к замку, где часть колбасы была предана герцогу и его советникам в качестве новогоднего подарка. Далее процессия с шумом, радостными возгласами прошла по трем городам (исторически Кенигсберг образовался от слияния трех средневековых городов), где по кусочку колбасы получили три бургомистра и три городских священника.

Закончилось шествие возле двора пекарей. Здесь мясники, пекари и все горожане съели колбасу. Каждому досталось по кусочку.

Пекари взяли реванш на Крещение 6 января 1601 года. Ко двору мясников они торжественно принесли восемь больших (по 2 метра длиной батона с изюмом, которые были выпечены из лучшей муки и украшены коронами и звездами из пряничного теста.

С тех пор слава о Длинной колбасе и Длинных батонах с изюмом разнеслась далеко за пределы Восточной Пруссии.

Таким путем она дошла до детей, живущих в XXI веке в городе Зеленоградске, недалеко от бывшего Кенигсберга. Оригинальность и красота этого праздника заворожила ребят. Очень захотелось что – нибудь подобное организовать в нашей школе, мы задумались: что производит наша школа? Мы каждый день учимся чему – нибудь новому, познаем “азы” многих наук, много пишем в тетрадях. Наша “продукция” - наши знания, наши пятерки!

Было решено устроить в канун Нового года “Праздник Длинной Тетради” в нашей Зеленоградской начальной школе № 1.

Работа закипела. Начиная с середины ноября месяца домашние задания по русскому языку и математике ученики выполняли на двойных листках. Для праздника отбирались только те листы, на которых все задания были сделаны без ошибок, исправлений, с отметкой “пять”. Листы соединялись друг с другом, образовывая “длинную тетрадь” с пятерками. Эта тетрадная гирлянда была развешана по стене класса. Она росла день ото дня. Что творилось с ребятами! Они считали свои листочки, “пятерки”, устанавливались личные рекорды. Ученики, даже не отличники и хорошисты, проявляли чудеса усердия и старательности. Им очень хотелось, чтобы и их работа попала в праздничную гирлянду. Они проверяли домашние работы друг у друга, давали советы товарищам, делились секретами своих успехов.

Накануне Праздника мы украсили тетрадную гирлянду мишурой, снежинками, получилась необыкновенная, яркая “Длинная тетрадь”. В каждый класс школы были посланы глашатаи с Указом. “Дорогие ребята! Завтра в ваш класс прибудет новогодняя процессия “Праздник Длинной тетради”. Готовьтесь к встрече дорогих гостей. Выберите из класса трех учеников, у кого самые красивые и аккуратные тетради! Ученики 3 “Б” класса”.

Проведение мероприятия

В день Праздника, накануне Нового года, дети одели карнавальные костюмы, взяли в руки нарядную гирлянду из тетрадных листов, и праздничное шествие двинулось по школе. Колонна прошла по всем классам.

1 ученик

“Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
С Новым Годом поздравляем!
Счастья, радости желаем!

2 ученик

Дорогие ребята, к вам прибыл
“Праздник Длинной тетради”.
Это наши “пятерки”, наши достижения!

3 ученик

В городе Кенигсберге – теперь это наш Калининград – существовал любимый всеми “Праздник Длинной колбасы”, который устраивали под Новый год. Мясники изготавливали огромной длины колбасу, несли ее в праздничном шествии по всему городу и угощали горожан.

4 ученик

Мы изготовили “Длинную тетрадь”, чтобы показать всем свои успехи в учебе. Вызываем трех учеников, имеющих лучшие тетради в вашем классе!

Под аплодисменты трое учеников награждаются большими конфетами, вся процессия приветствует их, кланяется им.

5 ученик

Дорогие ребята! Старайтесь красиво вести тетради, хорошо учиться. Думаем, что через год мы наградим большее количество детей. Желаем успехов в учебе!

С этими словами шествие отправляется в следующий класс. Так, в нашей школе появился новый Праздник Длинной тетради.

Результативность мероприятия

Особенностями данного мероприятия являются:

  • Интегрированный характер (история + подготовка домашних заданий)
  • Длительное время, приблизительно полтора месяца, подготовки и проведения (дальняя перспектива)

Оно позволило развить познавательный интерес к другим историческим событиям, происходившим на территории нашего края.

Длительность подготовки позволила обсудить вопросы: организация рабочего места и выбора времени при выполнении домашних заданий; НОТ (научная организация труда) школьника в домашних условиях и ГПД; чередование и смена видов деятельности и отдыха при выполнении домашних заданий, значение активного отдыха и прогулок на воздухе для более продуктивной работы.

В течение этого времени проведена индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися, требующими особого внимания. Для этой группы учащихся создавались многочисленные ситуации “успеха” в деятельности.

Ребята выдвигали собственные идеи и воплощали их в жизнь: Как лучше соединить, украсить гирлянду, праздничное шествие, что рассказать, как наградить лучших учеников.

Литература

М.В. Ильина “Современная модель урока по историческому краеведению”, Калининград, 2004.