Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;
- формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу.
Ход мероприятия
I. Орг. момент.
II. Вводная часть.
- Вы сегодня все нарядные, красивые. Каждый из вас – личность, у каждого из вас есть свои способности, таланты. И сейчас мы их узнаем.
Игра “Это здорово!”
Цель: повышать самооценку, получать поддержку одноклассников.
Учитель: “Сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте. Например: “Я умею танцевать”; “Я умею прыгать через лужи”. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором отвечать: “Это здорово!” и одновременно поднимать вверх большой палец”.
III. Основная часть.
- Вы так сейчас поддерживали друг друга! Молодцы!
- Каждый из вас имеет друга или даже друзей. Назовите их.
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
- Ребята, о ком и о чем это стихотворение?
- Вы уже догадались, что тема нашего занятия “Дружба и братство дороже богатства”.
- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Что важнее? (одна группа доказывает, что – дружба, другая – богатство)
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
- А каким должен быть друг?
(сначала работают индивидуально, затем – в парах, в группах, вместе на листочках)
- Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…
- Если есть эти качества, значит друг – настоящий.
ПЕСНЯ “Настоящий друг”
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!
- С любым ли человеком дружат?
- С каким не будут дружить?
- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).
- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.
- А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья).
- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать?
- У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. Вспомните, какое? (“Толерантность”).
- Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Терпение
Понимание
Уважение
Снисходительность
(Способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей).
- Как вы понимаете выражение “уметь терпеть, мириться с чужим мнением”? (Выслушивать мнение других людей).
(добавлять качества в схему по мере необходимости)
- Правильно. Другими словами, это значит: уметь слушать других людей (не только своих друзей), понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.
СИТУАЦИИ (работа в группах)
1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания).
- Кто по вашему мнению, из мальчиков прав? (Никто)
- Как бы вы поступили на их месте? (Приняли бы мнение друг друга).
2. “Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
Почему так называется рассказ?
- И что же плохого сделали мальчики? Ведь они не напускали пса, они никого не били. Они остались равнодушны.
3.Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
- Итак, мы решили, что в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя Оксана. Но сочувствие – это еще не все. Подумайте как следует. Вы считаете, что из тех ребят, которые прошли мимо, не было ни одного сочувствующего? (Может быть и были.) Но они что-нибудь сделали?
- Обратимся к нашей схеме. Еще раз – каким должен быть настоящий друг?
ПЕСНЯ “Все мы делим пополам”.
- О дружбе сложено много пословиц. Пословицы рассыпались. Их необходимо собрать. (3 группы – по 1 пословице)
- Объяснить смысл.
Друзья познаются в беде.
Друга на деньги не купишь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
- Какие еще пословицы знаете?
Верному другу цены нет.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
IV. Итог.
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
ПЕСНЯ “Ты, да я, да мы с тобой”.
- Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться.
Спасибо за урок.