Задачи урока:
- обобщение знаний детей о зимних изменениях в природе;
- воспитание чувства любви к родной природе, бережное отношение к ней;
- развитие эмоционального восприятия детей;
- расширение представления о приметах зимы.
Оборудование: картина зимнего леса, силуэты зверей, снежинки.
Подготовка к уроку: за несколько дней до урока даётся задание: нарисовать и докончить сказку о снежинке.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Добрый день уважаемые гости и ребята.
- Начнем наш урок.
- Настроение у вас, какое?
- Все улыбнулись друг к другу.
II. Мобилизующий этап. Послушайте стихотворение и попытайтесь определить, о чем мы будем говорить.
Снег на полях
Лёд на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает? (Зимой)
У. Вы догадались, о каком времени года мы сегодня поговорим?
Д. О зиме
У. Да, дети. Мы поговорим о зиме. Какие главные приметы зимы вы видите на улице. Какие наблюдения вы делаете? (Ответы детей).
Разминка:
Ра – ра – ра
На дворе у нас гора
Ру – ру – ру
Собирайте детвору
Ры – ры – ры
Покатаемся с горы
Ра – ра – ра
Очень рада детвора.
У. За что мы можем похвалить зиму?
Д. Она укрыла землю одеялом. Она укрыла землю белым снегом. Кругом стало красиво и чисто. Зима подарила детям игры.
У. А какие игры нам подарила зима?
У. Давайте тогда назовём зиму ласковыми словами.
Д. Зимушка, красавица, волшебница, хозяюшка.
У. А за что можно поругать?
Д. На улице очень холодно. Можно поскользнуться. Дни стали короче. Чаще у людей болеет горло.
У. Да вы правильно сказали. На улице очень холодно. Тогда как надо одеваться?
Д. Тепло. Нужно одеть тёплые варежки, шапочки, сапожки.
III. Проверка домашнего задания.
С неба звёзды падают
Лягут на поля
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.Много-много звёздочек
Тонких как стекло
Звёздочки холодные
А земле тепло.
У. А как вы думаете ребята, почему земле тепло?
Д. она как одеяло. Снег сохраняет тепло.
У. Вы должны были дома нарисовать снежинку и придумать продолжение сказки. Кто нам прочитает?
(Рассказывают 2 – 3 учащихся)
У. На что похожи снежинки?
Д. На маленькие звёздочки. Они белые, тонкие, красивые.
У. У всех снежинок, ребята по 6 лучей. Как мы можем описать снежинку.
Ответы детей: (слова на карточках) белая, тонкая, красивая, нежная, мягкая фиксируются на доске. Добавляются новые слова (учитель): серебристые, хрустальные, ажурные.
У. Ребята, скажите, можно ли увидеть 2-х одинаковых снежинок? Оказывается нет. Теперь вам такое задание. Придумайте предложения с помощью этих слов.
IV. Физкультминутка.
У. Итак вся земля покрылась … (снегом). А теперь мы все оденем волшебные шапочки и отправимся в зимний лес. Как идём по лесу и почему?
Д. Тихо. Чтоб не распугать, разбудить животных и птиц.
Мы снежинки, мы снежинки
Покружиться нам не лень.
Мы снежинки-балеринки.
Мы танцуем день и ночь.
Все “снежинки” танцуют и находят свои места (стулья - “пеньки”).
V. Работа над новым материалом.
Мы попали в зимний лес
Полный сказок и чудес.
У. В лесу деревья, какие?
Д. В лесу деревья стали голыми, без листочков. Деревья одели белые шубы. Они одели зимний наряд.
У. Каких птиц и животных можно увидеть в лесу?
Д. Лису, белочку, дятла, сову, зайчика …
У. А где зимуют наши летние жучки?
- Чтение текста “На лесной поляне”
Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то что летом. Кажется, зимой на полянке никто и не живет. Но это только так кажется.
Возле куста из-под снега торчит старый пень. Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усталый жук-дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в колечко, улеглась проворная ящерица.
На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки.
Тихо и пусто зимой на лесной полянке. Только изредка пролетит над ней стайка синиц или дятел.
У. Представьте себе зимнюю картину, описанную в тексте. О чём этот рассказ?
Д. Рассказ о лесной полянке зимой.
У. Что ещё узнали? (ответы учащихся)
У. Давайте сейчас создадим свой зимний лес. Я раздам вам зимние предметы, а вы по ним придумайте предложения. Сначала начну я. Эта наша зимняя картина. Издалека кажется, что в нашей поляне никого нет, что она совершенно пуста. Но, приблизившись к поляне можно увидеть что она полна жизнью.
(Каждый из детей составляя предложение, приклеивает свою фигуру на “полянку”.)
У. Вот у нас получилась такая красивая поляна. Вам нравится полянка? Кого и что мы видим на нашей полянке?
VI. Итог урока.
– Что особенно понравилось на этом уроке?
- За что мы любим зиму?
Почему надо одеваться тепло?
У. Зима очень весёлое, красивое время года. Урок закончим стихотворением И. Сурикова
Первый снег
Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою,
Всё его одело.Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Домашнее задание. Сделать книжку-снежинку и написать загадки.