Программное содержание: познакомить детей с историей хакасского народа, его бытом, образом жизни, с элементами культуры. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к людям другой национальности. Закрепить знания детей о разных природно-климатических зонах (степь, лес, горы). С животным и растительным миром этих зон. Учить детей бережно относиться к окружающей природе.
Словарная работа: аал, юрта, кочевник, войлок. Овцеводство, шаман, камлание, красная книга.
Оборудование: карта республики, макет юрты, кусочки бересты, войлока, иллюстрация с изображением шамана, контуры карты Хакасии с обозначением природных зон, набор картинок - растения и животные этих зон. Картинки к игре “Правила поведения в лесу”, открытки с изображением животных и растений из “Красной книги”.
Ход занятия
Ребята, где мы с вами живем? В Хакасии. Посмотрите (на карте) какая большая территория нашей республики. А столицу нашей республики вы знаете? Люди каких национальностей проживают в Хакасии? Правильно, очень много людей разных национальностей живут вместе с нами. Но коренными жителями республики, являются хакасы. Как вы думаете, отличаются они внешне от нас? Чем? А как вы думаете, почему?
Вы знаете, как раньше жили хакасы? Хотите, я вам расскажу.
Давным-давно, хакасские племена жили в аалах по 10-15 юрт. Аал – это так называлось селение хакасов. Селения не были постоянными, так как люди кочевали два раза в год. То есть переезжали с места на место. Их жилище называлось юрта. Рассматриваем ее макет. Летом юрту покрывали берестой, потому что она не пропускала жару, и в юрте даже в жаркий день было прохладно. Вы знаете, что такое береста? Предлагаю детям рассмотреть кусочек бересты, потрогать его. А зимой юрту покрывали войлоком, это сбитая овечья шерсть (рассматриваем). Он хорошо сохраняет тепло. У богатых людей войлок был белым или даже цветным.
В центре юрты находился очаг. Как вы думаете, для чего он был нужен? Правильно, готовить пищу и обогревать помещение. Место от входа до очага называлось непочетным. А за очагом ставили столы, куда приглашали гостей. Это место считалось почетным. За занавеской в юрте стояла большая кровать. Когда хозяева уезжали, куда либо по делам, то на кровать обязательно укладывали березовый обрубок, который, как они считали, охранял от злых духов. А береза считалась у хакасов священным деревом. Особое место в юрте занимал веник. Его всегда ставили у входа. Считалось, что он защищает жилище и так же не пропускает злых духов. Поэтому когда переезжали на другое место, старый веник обязательно забирали с собой.
По представлению хакасов весь мир был населен духами. Реки, горы, тайга, у них у всех был свой дух. Духи могли быть добрыми или злыми. Если люди удачно охотились. Приносили много добычи, они говорили, например – дух леса сегодня был добрым. А если преследовала неудача, считали, что дух сердится. И тогда они обращались к шаману, чтобы он уговорил духов не гневаться. Шаман это как колдун. Если люди болели, они тоже обращались за помощью к шаману, ведь тогда не было врачей. И тогда шаман надевал свою одежду, предназначенную для таких случаев, брал в руки большой бубен, украшенный рисунками, колотушку, и начинал камлать (ворожить, колдовать). У шаманов была очень богатая нарядная одежда с различными украшениями.
Хакасы украшали не только одежду, но и косы. Девочкам и девушкам в косы вплетали монетки. По количеству украшений в волосах, можно было узнать из какой семьи девушка, бедной или богатой. У бедных людей украшений было мало.
Одежду украшали вышивкой, в основном это были различные растительные орнаменты (показ орнаментов). Предлагаю детям рассмотреть куклу в национальном костюме. Одежда яркая, свободного покроя. Свободной она была для того, чтобы было удобнее садиться верхом на лошадь. Ведь в те далекие времена еще не было машин, и лошадь была единственным средством передвижения. Вышивкой (орнаментом) украшали подол, манжеты, воротник. Женщина всегда повязывала голову, этот головной убор назывался – плат.
Хакасские племена жили в степи. А что вы знаете про степь, как природную зону? Выслушать ответы детей. А какие основные занятия были у людей в то время? (овцеводство и охота, а позднее стали выращивать пшеницу).
Обратить внимание детей на карту Хакасии, и назвать какие еще природно-климатические зоны есть в нашей республике. Дети называют и показывают горы и тайгу. Какие еще обозначения на карте и глобусе вам знакомы? (реки, моря, озера). Все ли карты бывают одинаковыми? Какие еще вы можете назвать? (политическая, физическая, карта растительного мира, карта дорог и другие).
Знаете, ребята, у меня есть две карты, ничем не заполненные (контуры Хакасии с выделенными природно-климатическими зонами). Если вы сможете расшифровать слова, тогда узнаете, что нужно делать с этими картами. Для выполнения этого задания нужно разделиться на две подгруппы.
Предлагаю детям два зашифрованных слова:
Ы |
Е |
О |
В |
И |
Т |
Н |
Ж |
7 |
8 |
4 |
3 |
2 |
5 |
6 |
1 |
Я |
Н |
И |
Т |
С |
Р. |
А |
Е |
8 |
6 |
7 |
4 |
3 |
1 |
2 |
5 |
Дети читают зашифрованные слова: животные, растения, и получают конверты с картинками. Им предлагается задание: разместить на карте животных (одна подгруппа) и растения (другая подгруппа), в соответствии с природно-климатическими зонами Хакасии (степь, тайга, горы). Когда задание выполнено, “идем в гости друг к другу”, проверяем. Как выполнено задание.
Еще раз обратите внимание на ваши карты, как богат и разнообразен животный и растительный мир Хакасии. но среди множества растений и животных существуют такие, которые внесены в “Красную книгу”. Как вы думаете, что такое “Красная книга”? Это та книга, куда заносят исчезающие виды растений и животных. А как вы думаете, по каким причинам они могут исчезать? Выслушать детей, обобщить: во время лесных пожаров, при вырубке леса, при распашке земель, строительстве новых заводов.
У нас тоже есть такие растения – венерин башмачок, кувшинка, водяной орех. И животные – кабан, снежный барс, горный баран. ( Информация сопровождается показом иллюстраций).
У нас в Хакасии существуют заповедники и заказники, в которых и растения и животные находятся под охраной.
Но и мы с вами тоже можем беречь и охранять природу. Очень много зависит от правил поведения в лесу. Если мы будем знать и выполнять эти правила, этим мы поможем природе. Детям предлагается серия картинок, из которых они выбирают нужные (не шуми в лесу, не оставляй за собой мусор и т.д.)
В конце занятия подводится итог, что сегодня узнали, что больше всего запомнилось и понравилось.
Предлагаю детям поиграть в хакасскую народную игру “Паг тудызах” (держи веревку). Фоном включатся хакасская музыка.