Цели:
- Ознакомление учащихся с рассказом “Кабан”, а так же с творчеством его автора Е.И. Чарушина, ыяснение художественного замысла произведения.
- Развитие беглости, выразительности, осознанности в чтении.
- Воспитание читательского интереса учащихся, внимательного и бережного отношения к природе.
Ход урока
- Организационный момент (беглое жужжащее чтение за 1 минуту)
- Проверка домашнего задания (пересказ текста)
- Вступительная беседа
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Е.И.Чарушина и с его рассказом “Кабан”.
Е.И.Чарушин родился и вырос в городе Кирове. Он любил животных, ухаживал за ними, наблюдал. Отец брал его с собой в поездки по области, вместе они наблюдали за восходом солнца, за тем как лес просыпается. А мать была великолепным садоводом, выращивала удивительные растения, сажала картофель в муравьиные кучки, и он вырастал с человеческую голову.
Все это оставило след в памяти писателя и отразилось в его произведениях.
- А теперь ребята прочитают текст с названием “Кабан”, внимательно слушайте его, а в конце ответьте на вопрос: - Какой это текст?
1. Описание.
2. Рассуждение.
3. Повествование.
4. Первичное восприятие (чтение с предварительной подготовкой учащихся)
- Какой это текст? (повествование)
- Понравился ли он вам и чем?
- Кто рассказал нам эту историю? (автор)
- От какого лица идет этот рассказ? (от 1ого)
- Где вместе с автором мы оказались? (в зоосаде)
5. Физкультминутка
- Сейчас выйдет один зверек, немного расскажет о себе, повторяйте за ним и отгадайте кто он?
Очень трудно так стоять,
Ногу на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться. (цапля)
(физкультминутку проводит подготовленный ученик)
6. Повторное чтение текста (чтение про себя)
- Возьмите в руки карандаши, перечитайте текст еще раз про себя и подчеркните все названия животных, с которыми мы встретились в зоосаде.
- Назовите этих животных.
7. Словарная работа
Олень марал, ягуар, гималайский медведь – губач,
Журавли-красавки, серый журавль, слон, волк, кабан.
(слова записаны на обратной стороне доски)
- Кто из обитателей зоосада вам понравился больше всего? -За что?
8. Выборочное чтение
1.) - Откройте стр.95, посмотрите на иллюстрацию.
- Кого из зверей вы узнали? (кабанов, оленя)
1 ряд: - Найдите в тексте описание кабанов.
2 ряд: - Найдите описание оленя.
3 ряд: - Найдите описание других животных.
2.) - А теперь найдите и прочитайте выразительно отрывок, повествующий о том, что происходит на этой картине.
- Так с кем же произошла эта история? (с автором)
- От какого лица идет рассказ? (от 1-го)
9. Домашнее задание
- Дома подготовить пересказ этой истории от третьего лица?
- Какое местоимение будем использовать в пересказе вместо Я?
10. Итог урока
Викторина.
1.- В какое время произошла эта история? (рано утром)
2. - Где все это случилось? (в зоосаде)
3. - Назовите кличку оленя марала? (Сережка)
4. - Что напоминают молодые рожки оленя? (студень)
5. - Чем занят ягуар в клетке? (шар катает)
6. - Что делает гималайский медведь – губач? (стоит на голове)
7. - Чем забавляются волки? (бегают рысью)
8. - А что натворил слон? (отнял у сторожа метлу и съел)
9. - Какие птицы подпрыгивают, танцуют, вертятся? (журавли-красавки)
10. - Как зовут птицу – начальника? (серый журавль)
11. - Громадные с желтыми клыками, что это за животные? (кабаны)
12. - Назовите клички маленьких кабанят? (Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька)
- А теперь прослушайте письмо, которое написал Е.Чарушин всем своим читателям:
Дорогие, ребята!
Я очень люблю описывать зверей, они все разные: у каждого свои движения, повадки, форма. Многих из них мне хотелось приручить.
Везде можно наблюдать за животными: в зоопарке, в лесу, на болоте, во дворе, на охоте и дома. На улицу весной выйдешь, голову вверх поднимешь, и видно, как стаи птиц летят на север. Дома снегиря купишь, а кот обязательно начнет на него охотиться. Собаку ведешь гулять, обязательно во дворе кота или кошку встретишь - зашипит, выгнет спину и в сторону нырнет.
А на охоте в лесу еще больше интересного увидеть можно, только надо внимательно смотреть.
- Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!
(Е.И. Чарушин).
(Письмо достать из конверта и прочитать)