Цели:
- систематизировать знания учащихся о хозяйстве стран Зарубежной Европы;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности школьников посредством ознакомления с важнейшими географическими и экономическими особенностями названного региона;
- воспитывать уважение к другим народам и культурам.
Оборудование
- Плакаты с названиями стран,
- Настенная карта “Европа”,
- Настенная контурная карта,
- Маркеры,
- Настенная карта “Политическая карта Европы”,
- Проверочный тест “Зарубежная Европа”
- Задания на контурных картах,
- Оценочные листы,
- Диаграмма,
- Учебники Кузнецова А.П.-15 штук,
- Конверты с буквами -7 штук,
- Видеофрагменты “Германия”, “Франция”, “Италия”.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверить готовность к уроку (наличие учебника, тетради, атласа, чистого листа).
II. Повторение изученного материала
Сегодня у нас с вами обобщающий урок по теме “Зарубежная Европа”. Мы должны повторить и закрепить имеющиеся знания о хозяйстве стран зарубежной Европы. Сегодня на уроке у нас присутствуют не только ученики, но и представители различных туристических фирм. Это:
- 1 тур. фирма “Рустрэвел”, предлагающая нам посетить Грецию,
- 2 тур. фирма “Биг Бен”, приглашающая в Великобританию,
- 3 тур. фирма “Социум тур” познакомит нас с Венгрией,
- 4 тур. фирма “Детур” расскажет,нам о Чехии,
- 5 тур. фирма “Гид” удивит нас красотами Франции,
- 6 тур. фирма “Вояж” поделится своими впечатлениями о Германии,
- 7 тур. фирма “Пегас” приглашает нас в вечно юную Италию.
На нашем уроке присутствуют независимые эксперты, которые будут оценивать, высказывать мнения о работе каждой туристической фирмы. (Раздать оценочный лист каждому присутствующему; Приложение 1).
Работа туристических фирм будет оцениваться по следующим критериям:
а) раскрытие содержания маршрута;
б) умение заинтересовать потенциальных клиентов;
в) оформление наглядного материала о своей стране;
г) знание фактического материала о стране (умение ответить на предложенные вопросы).
1. Вступительное слово учителя
Международный туризм - одна из форм обмены услугами. В основе туристического бума, который охватил весь мир в последнее десятилетие, лежат конкретные экономические, социальные и другие причины. Это и НТР, это и глобальный феномен урбанизации, это и “транспортная революция”, а также повышение качества и уровня жизни, и общий рост культуры.
По данным Всемирной туристической организации при сохранении таких темпов роста международного туризма (5,1 % в год) в 2005 г.общее число туристов достигло 900 миллионов человек.
Для сравнения: в 1950 г.- 25 млн. человек, 1994 г.-528 млн. человек, 2000 г.- 700 млн. человек, 2005 г.- 900 млн. человек.
Доходы от туризма растут ещё быстрее. Они занимают более 7% мирового экспорта, это 3 место после экспорта нефти и автомобилей.
Специалисты выделяют 4 главных вида туризма
а) экскурсионный, сочетающий отдых с познавательными интересами- знакомство с природой , историческими и культурными достопримечательностями различных стран;
б) оздоровительный туризм (для отдыха и лечения);
в) научный туризм;
г) деловой туризм.
Первый и второй виды туризма - самые массовые.
Географическое распределение международного туризма уже сложилось.
(Анализ диаграммы)
Итак, больше всего туристических потоков привлекает Европа.
2. Работа с учебником Кузнецова А.П.. с. 180 -182
- Что обозначает слово “Европа”?
- Какова её величина?
- Какая часть её территории приходится на острова?
- На полуострова?
- Почему Европу можно назвать самым “тесным” континентом?
- Какие формы правления сложились в европейских государствах?
- Назовите древнейшую в мире республику?
- Назовите самое старое федеративное государство?
- Сколько стран насчитывается в Европе?
- Сколько колоний сохранилось в Европе?
- Какой особый политический статус имеют Шпицберген и Фарерские острова?
- Назовите два княжества в Европе?
- Назовите герцогство?
На все эти вопросы вы должны найти ответы в учебнике Кузнецова на с. 180-182. Проверка.
З. Задание “Определи страну”
На доске плакат с названиями стран. Вы должны узнать страну по описанию.
- Эта страна опережает все страны Европы по запасам гидроэнергии. Занимает ведущее место по выплавке алюминия, никеля, кобальта, ферросплавов. Большое значение имеет открытие нефтегазового месторождения в море, омывающем её берега. Здесь живут судостроители, мореходы, рыболовы и путешественники.
- Мягкий климат, горный воздух, озёра с прозрачной водой и живописными берегами привлекают сюда массу туристов и спортсменов со всего мира. Станки, часы, медикаменты, витамины, шоколад, детское питание и лучшие сорта сыра - вот чем славится государство.
- Это высокоразвитое индустриальное государство широко известно в современном мире своей банковской, страховой и другой коммерческой деятельностью. Страна расположена на самом обширном из европейских архипелагов.
- Одна из развитых стран Западной Европы, по европейским меркам богата разнообразными природными ресурсами, её роль заметна в производстве и экспорте автомобилей, авиационно-ракетной техники, парфюмерно-косметической продукции, вина, сыра.
- Католическая страна с однородным национальным составом, развитой угольной промышленностью и чёрной металлургией, имеет старый район текстильной промышленности, является крупным производителем ржи и картофеля.
- Лёд и пламя! Эти слова подходят к данной стране. Более 10% территории покрыто льдом, а вулканов с гейзерами, как ни в одной стране! Из земли бьёт кипяток, а в июльский день редко бывает жарче + 11 градусов. У этой “ледяной страны” отсутствуют сухопутные соседи.
- Равнинная страна, специализируется на производстве пшеницы, кукурузы, виноградарстве и садоводстве. Столицу разделяет на две части крупнейшая река Европы.
- Островная страна (в прошлом - страна массовой эмиграции), отличается мягким морским климатом, животноводческой специализацией сельского хозяйства, относится к наименее развитым странам ЕС.
- Наиболее урбанизированная страна Восточной Европы, с высокоразвитым машиностроением, лёгкой промышленностью: обувь, стекло, бижутерия; интенсивным сельским хозяйством с преобладанием животноводства.
- В этой стране нашел свою смерть профессор Мориарти, а вот Шерлок Холмс благополучно избежал гибели. У Рейхенбахского водопада они окончательно выяснили свои отношения. Ставший в наши дни памятником, Холмс задумчиво смотрит на бурный поток, в котором исчез преступник. Мориарти места не нашлось.
- Страна с радикальной сетью дорог, сходящихся к столице, значительными различиями в сельскохозяйственной специализации северных и южных районов; имеет азитые машиностроение, атомную энергетику, легкую промышленность; восточная граница проходит по самому высокому в этой части света горному массиву.
- Самая “длинная” страна Европы с развитым судостроением, гидроэнергетикой. рыболовством, одна из крупнейших в Европе производителей нефти.
- Её столица - крупнейший порт, имеет монархическую форму правления, развита добыча нефти и угля; хорошо развито машиностроение; на суше граничит лишь с одной страной.
- Страна, давшая миру известных мореплавателей и путешественников, писателей и художников. Щедра земля этой страны: здесь зреют финики и виноград, маслины и апельсины, пшеница и табак, миндаль и лесной орех. Лицо страны - суда.
- Страна не имеет выхода к морю, столица - не самый крупный город страны; половина электроэнергии вырабатывается на ГЭС, развито точное машиностроение, фармацевтика; поддерживает постоянный политический нейтралитет.
- Страна, расположенная вблизи полярного круга, в хозяйстве которой основной отраслью является рыболовство, и рыбопереработка. Геотермальные воды используются для отопления и парникового хозяйства.
4. Выступление тур. фирмы.
Итак, мы послушали краткое описание некоторых стран Европы, а теперь хочется предоставить слово 1 тур. фирме - “Рустрэвел”. (Греция) Выступления детей.
5. “Верно ли утверждение”
Выслушав утверждение, скажите, которая, по вашему мнению, из стран не относится к данному утверждению. Вы можете пользоваться картами атласа.
I. Я утверждаю, что все три страны находятся на одном полуострове и являются конституционными монархиями.
- Норвегия
- Финляндия
- Швеция
II. Я утверждаю, что все три страны являются морскими державами Средиземного моря.
- Германия
- Италия
- Испания
III. Я утверждаю, что все три страны входят в состав “большой семёрки”.
- Испания
- Германия
- Италия
IV. Я утверждаю, что все три страны являются полуостровными государствами.
- Италия
- Греция
- Ирландия
V. Я утверждаю, что столицы всех трёх государств начинаются на букву “Б”.
- Венгрия
- Дания
- Румыния
VI. Я утверждаю, что через эти государства протекает река “Дунай”.
- Германия
- Австрия
- Чехия
VII. Я утверждаю, что все три страны не имеют выхода к морю
- Албания
- Швейцария
- Австрия
6. Выступление 4 тур. фирмы “Детур” (Чехия)
7. Назовите столицы своих государств.
I
- Осло
- Хельсинки
- Стокгольм
II
- Берлин
- Рим
- Мадрид
III
- Мадрид
- Берлин
- Рим
IV
- Рим
- Афины
- Дублин
V
- Будапешт
- Копенгаген
- Бухарест
VI
- Берлин
- Вена
- Прага
VII
- Тирана
- Берн
- Вена
8. Выступление 2 тур. фирмы “Биг Бен” (Великобритания)
9. Найди общее. Определите принцип объединения в группу следующих стран.
- Румыния, Венгрия, Чехия, Албания
- Франция, Великобритания, Германия, Италия
- Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия
- Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра
- Швейцария, Венгрия, Словакия
- Испания, Франция, Италия
- Финляндия, Эстония, Украина
10. Выступление 5 тур. фирмы “Гид” (Франция)
11. Покажите свои государства на карте.
- А сейчас слово предоставляется 3 тур. фирме “Социум-Тур” (Венгрия)
12. Блиц-турнир “Угадай страну”.
- Страна, где расположен Рур?
- Марка венгерских автобусов?
- Река, на которой стоит Лондон?
- Страна-производитель охотничьих ружей?
- Страна всемирно известной фабрики Кох-и-Нор, выпускающая 1 млн. карандашей в день?
- Где находится “автострада солнца”?
- Откуда пришел к нам одеколон?
- Итальянский город - родина автомобиля “Фиат”?
- Родина Олимпийских игр и марафонского бега?
- Страна - производитель сыра “Рокфор”?
- “Молочная ферма” Европы?
- Фешенебельный курорт, игорный рай?
- Страна тюльпанов?
- Главный район горного туризма?
- Страна - производитель автомобиля “Вольво”?
- Откуда родом “Адидас”?
- Страна - банкир?
- Страна - производитель автомобиля “Мерседес”?
- Государство - теократическая монархия?
- Родина вальса?
- Страна, непрерывно воюющая с морем?
- “Лесной цех” Европы?
- Страна розового масла?
- Страна - родина паровозов и метрополитена?
- Страна 80 тысяч озёр?
- Микрогосударство, обладающее самой маленькой армией в мире?
13. Выступление 6 тур. фирмы “Вояж” (Германия)
14. Загадочная страна.
Каждая тур. фирма получает конверт с буквами, из которых надо сложить название страны.
- Фирма - Румыния
- Фирма - Албания
- Фирма - Бельгия
- Фирма - Испания
- Фирма - Украина
- Фирма - Ватикан
- Фирма - Австрия
15. Выступление 7 тур. фирмы “ Пегас ” (Италия)
16. Тур бизнесменов.
Куда бы вы не приехали, за все услуги будете платить национальной валютой. Какой?
- В Греции - греческая драхма
- В Великобритании - фунт стерлинга
- В Венгрии - форинт
- Во Франции - франки
- В Чехии - чешская крона
- В Германии - немецкая марка
- В Италии - итальянская лира
III. Контроль
Итак, мы повторили изученный материал по странам Европы, и для контроля я предлагаю вам выполнить небольшую работу из двух заданий:
1 задание – тест (Приложение 2);
2 задание – проверка номенклатуры (государства Европы со столицами; Приложение 3).
Конкурс эрудитов.
В заключении мне хотелось бы провести конкурс эрудитов. Эти вопросы не входят в школьный курс географии, но может быть, вы смогли бы найти на них ответ, читая о своей стране, готовя свои сообщения.
- В какой стране, в каком городе улочки и дворики, выложены черной и белой галькой?
- Кто назвал Британские острова “туманный Альбион” и почему?
- Как называется народ, проживающий в Венгрии? Что обозначает это название?
- Чехия не имеет выхода к морю. Почему население страны занимается рыбоводством?
- Город, какой страны имеет этот герб? Качается, но не тонет?
- О какой стране говорил А.С.Пушкин в крылатой фразе: “Он из... туманной привез учености плоды”?
- Что общего у двух географических названий: город Венеция и государство Венесуэла?
IV. Заключение
Вот и заканчивается наше небольшое путешествие - обзор по странам Европы. И хотя по данным Всемирной тур. организации намечается тенденция к снижению доли Европы в международном туризме, самыми “туристическими странами” остаются Испания, Италия, Франция.
Ну, а куда бы отправились наши эксперты, послушав сегодняшние ваши сообщения? Какого их мнение и оценка?