Основная цель обучения иностранному языку – развитие способностей обучающихся реализовать свои знания, умения и навыки для осуществления общения на изучаемом языке.
Изучение иностранного языка развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает ученика более активным, приучает к коллективным формам работы в классе, пробуждает любознательность, развивает интеллектуально и эстетически. Ни один школьный предмет не содержит в себе столько возможностей реализации межпредметных связей, уровни, формы и границы которых могут быть различными. Роль учителя при этом чрезвычайно ответственна. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Для достижения этих целей необходимо еще одно звено, а именно: формирование у школьников способности к объективной самооценке, рефлексии, оперирую психологическими категориями.
В связи с этим особое место в системе уроков иностранного языка занимает обобщающий урок. Он как бы подводит итог изученному материалу по той или иной лексической или грамматической теме. Он позволяет учителю выявить уровень обученности школьников по данной теме, посмотреть и определить знания и сформированные умения отдельных учащихся и, наконец, увидеть общую картину владения темой. Ученики же получают возможность объективно показать свои знания по данной учебной теме, проявить себя, а, главное, высказать свою точку зрения, суметь ее отстоять и проявить творчество, выступить с сообщением по этой теме, принять участие в проектной деятельности. Выигрывают в данном случае обе стороны – и учитель, и ученики.
Входящие в практику нашей работы проектные задания позволяют школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету. Участие в проектной деятельности, написание рефератов по теме, творческих работ, выпуск стенгазет является не только хорошим материалом для методической копилки учителя, но и дает возможность школьникам выйти за рамки учебника, проявить творчество и приобрести навыки исследовательской работы. Проектная деятельность и творческие работы дают навыки работы с научной литературой и словарями, что очень важно для подготовки школьников к учебе в ВУЗе. За годы работы в школы у меня накопился богатейший материал творческих работ учащихся по различным темам. Младшие школьники с удовольствием украшают уроки картинками, рисунками, поделками по различным изучаемым темам.
Обобщающий урок занимает особое место в системе уроков. Постановка цели, контроль домашнего задания, контроль и самоконтроль являются главными этапами урока. Такие этапы урока, как изучение новых знаний и первичная проверка усвоенных знаний из обобщающего урока выпадают, не отвечая цели.
Постановка цели, темы урока является обязательным этапом любого урока, т.к. решает главную задачу – мотивацию, отвечает на главный вопрос – зачем? Для чего? Мотивация должна прозвучать в первые минуты урока. Хорошо, если об этом будет говорить и оформление урока, т.е. то, что перед глазами детей, должно напоминать им о цели. Более того, наглядное оформление будит творческую мысль и развивает интерес к данной теме. Оформление должно быть красивым, эстетичным. В своем вступительном слове учителю следует убедить детей в хорошем знании данной темы, вселить в них уверенность, снять напряжение, подбодрить, протянуть ниточку доверия между учителем и учениками.
Этап обобщения и систематизации знаний тесно переплетается с этапом проверки домашнего задания. Наверняка, учащиеся готовили какие-то выступления или сообщения по данной теме. Поэтому обобщающий урок часто строится на подготовленном учащимися домашнем задании.
Для обобщения и систематизации знаний лучше выбрать какую-либо необычную форму урока, чтобы она вызывала интерес, потому что, наверняка, этой теме было посвящено много уроков и она стала привычной для учащихся, а, может быть, даже немного надоевшей. Только необычная форма урока может вызвать снова интерес к данной теме. Это могут быть уроки – КВНы, уроки смотры знаний, конференции, путешествия, различные игры. Можно провести интегрированный урок. Иностранный язык дает в этом плане широкие возможности. Интегрированный урок дает понять учащимся, что иностранный язык – это не что-то отвлеченное, существующее само по себе, это та же биология, география, история, экология, т.е. жизнь вокруг нас.
Никак не стимулирует учащихся фраза учителя: “Следующий урок у нас будет контрольная работа по теме”. А вот умело вставленный в обобщающий урок небольшой тест, включающий главные моменты урока, останется для учащихся практически незамеченным моментом контроля усвоения знаний и даст возможность учителю увидеть степень усвоения учащимися знаний по данной теме. Можно тут же проверить по ключу, если это возможно. Ребятам будет интересно, когда они сами проверят себя, увидят свои ошибки и достижения.
Две-три минуты в конце обобщающего урока, как и любого другого, посвящены подведению итогов. Времени отводится мало, а сделать надо много. И опять главная роль принадлежит учителю. Учитель должен помочь ребятам увидеть, как много сегодня сделано на уроке, как много они знают по этой теме, постараться прокомментировать работу каждого ученика и оценить ее. А самое главное – проложить мостик к изучению следующей темы, без которой, наверняка, не обойтись и, которая тесно переплетается с уже хорошо изученной и является, может быть, ее основой.
Стало традицией в моей практике проводить обобщающие уроки по теме “Английские и американские праздники”. Ребята с нетерпением ждут эти уроки, потому что знают, что им будет предложено не только что-то сказать, что-то узнать нового об уже, казалось бы, давно хорошо известном, но и сделать что-то своими руками за 45 минут урока, поиграть на английском языке, посмотреть видеосюжет. Каждый год стараюсь принести на такой урок что-нибудь новое, чтобы не повторяться. Идя на урок, посвященный празднику Хэллоуин, ребята знают, что сейчас потушим свет, закроем шторы и весь урок учитель и ученики будут рассказывать истории на английском языке. Это прекрасная практика в говорении и аудировании. На уроке, посвященном Рождеству, обязательно будут мастерить руками из бумаги атрибуты Рождественских праздников или узнают, как приготовить то или иное блюдо по-английски, разучим песню. Для каждого такого урока у меня заготовлены “Бинго” игры, в которые ребята всегда с удовольствием играют. Самое главное, что ребята ждут эти уроки и напоминают мне, чтобы я не забыла. Такие уроки дают не только прекрасный стимул для общения на языке, но и расширяют словарный запас учащихся, кругозор, воспитывают чувство уважения к культуре и традициям другой страны, проводят социо-культурные связи между народами.
Обобщающий урок-конференция по теме “Австралия”в 10 классе
(по учебнику “Happy English 3” Т.Б. Клементьевой)
Тема урока: Австралия
Цели урока:
- Учебная – обобщение и систематизация знаний об Австралии
- Воспитательная – воспитание чувства уважения к культуре и традициям другой страны, чувства национальной гордости, умения жить в многонациональной стране.
- Развивающая – расширение кругозора учащихся знаниями о жизни людей в других странах, развитие умений работать с картой, развитие навыков говорения, аудирования.
Оборудование урока:
- магнитофон с кассетой текста,
- контурные карты Австралии на каждого ученика,
- план конференции с обсуждаемыми вопросами на каждой парте.
Оформление урока: на доске – карта Австралии, творческие работы учащихся по Австралии, картины с изображением животного мира Австралии, картины достопримечательностей страны.
Ход урока
1. Организационный момент. Дети приветствуют друг друга.
2. Вступительное слово учителя.
I am very glad to see you at our lesson. Our lesson is unusual today. We have a conference. You know that there are 5 big English-speaking countries in the world. During a month we have been speaking about one of them with unique nature, unique population, unique history and unique location as well. What country is it? You are right. It is Australia. You know much about this country. We read a lot of texts, discussed a lot of questions and today we’ll try to gather all our knowledge together. First I would like to remind you some words and expressions you will need.
was discovered crime native people southern hemisphere is located urban residents rural is surrounded wild life unemployment coat of arm
(Слова написаны на доске, дети повторяют их за учителем хором)
3. Give synonyms.
animals and plants of a country (wildlife)
national emblem (coat of arm)
population (residents)
people living in a country (native people)
a country with developed industry (urban)
a country with developed agriculture (rural)
to find a new land (to discover)
an action which is against laws (crime)
4. Now please listen to the cassette and work with skeleton maps which are on your desks. Find and write the marked places. What are their names?
(Звучит запись на кассете текста)
Australia is the sixth largest country and the smallest continent in the world. It is surrounded by three countries, Indonesia and New Guinea to the north and New Zealand to the south-east.
Australia has six states and two territories. One of the states, Tasmania, is actually an island and is located south of the main continent. The capital of Tasmania is Hobart. Western Australia is Australia’s largest state. It’s capital is Perth.
Sydney is the largest city in Australia and is the capital of the state New South Wales. Sydney is located just north of Canberra, the capital of Australia.
Australia has the largest coral reef in the world. 1 500 different kind of fish live there. It’s called the Great Barrier Reef. It is situated on the northeast coast of Australia, off the coast of Queensland.
Учащиеся отмечают на контурных картах следующие названия:
Perth Tasmania Indian Ocean Great Barrier Reef Pacific Ocean Canberra Indonesia Sydney New Guinea New Zealand
Каждое географическое название на контурной карте находится под определенным номером. Затем проверяется вслух, правильно ли отметили учащиеся.
5. I see that you know Australia well. Then try to answer the questions which are given on a sheet of paper on your desks.
(Учащиеся по очереди дают ответы на вопросы).
- Where is Australia located?
- What is it surrounded by?
- When did the history of Australia begin?
- Who discovered Australia? When?
- What is the National Day of Australia?
- What influence the seasons and the climate of Australia?
- What is the hottest and the coldest month?
- Who are native people of Australia?
- What is the population of Australia like?
- Is it a multicultural country?
- Is it an urban or rural country?
- What is the capital and the largest cities of Australia?
- What is the official language in Australia?
- What are unique kinds of animals in Australia?
- What animals and plants can be seen on Australian coat of arm?
- What are Australian favorite colors?
- What Olympic Games were held in Australia?
6. You were given some topics about Australia to prepare at home. It will be interesting to listen to your stories now. I think and hope that you find interesting facts about this country from different books.
(Учащиеся делают по очереди сообщения по одной из предложенных заранее тем).
- Position of Australia.
- Climate of Australia.
- Population of Australia.
- The language of Australia.
- National color.
- Wildlife of Australia.
- Sport in Australia.
- Australian coat of arm.
- National Day.
- The flag of Australia.
- Environmental problems.
7. And now I’ll give you an exercise. Please fill in the blanks.
- Australia was discovered in ………… by………….
- The discoverer of Australia claimed it for …………
- The first settlers were……….
- People rushed to Australia because……….
- Australia became independent in ………
- Australia is located in ……………hemisphere.
- The hottest month in Australia is ……….
- About 70 per cent of the population live in……….
- …………is the capital of Australia.
- The Olympic Games were held in………in 1956 and will be held in …. in…...
- People in Australia speak …….
(Выполненное упражнение проверяется сразу же в классе)
8. Teacher: Take your homework. You have started already to do creative works about Australia. Finish it, please. You may work in groups.
9. Teacher: What have we done today?
Pupils: Have listened to the text, worked with maps, spoken about Australia, answered questions, done an exercise.
Teacher: You are right. I am very pleased with your work today. We have made much at our lesson. But this is only the beginning. You will learn much more about Australia at our next classes.
Выставляются оценки учащимся за урок с комментариями.