Внеклассное мероприятие по физике. Вечер "Всюду физика"

Разделы: Физика


Индийские мудрецы утверждали: “Не ищите чудес, их нет. Ищите знание – оно есть. И все, что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания”.

Каждый, кто находится в этом зале, может сказать, что ему знаком школьный предмет – физика. Физика – это наука о природе. В настоящее время, трудно назвать такую область человеческой деятельности, где бы не применялись законы и явления физики. Физика не существует сама по себе, она постоянно сотрудничает с другими не менее важными науками, такими как математика, химия, биология, история, география и т. д. Но сегодня вечер посвящен ФИЗИКЕ! И нам хотелось бы, чтобы у всех собравшихся в этом зале, было доброе, веселое настроение.

Ученик 1:

Мы сейчас пришли к вам
Чтобы рассказать,
Что Физику – науку
Нельзя не изучать

Вот возьмем мы Ома,
Законы все его.
Их применяют дома,
И в школе, и в кино.

Силой Архимеда,
Мы держимся в воде.
И три закона Ньютона,
Конечно, знают все!

Физика – наука
Всегда, везде нужна!
Мастер на все руки!
Незаменимая она!

Исследуя слова Наполеона Бонапарта “От великого до смешного – один шаг”, и применив к нему переместительный закон умножения, мы пришли к выводу: “От смешного до великого – один шаг”.

Несколько интересных случаев с уроков физики (ученики инсценируют):

1 случай: - Аскар! – обращается учитель к ученику,- Когда ты во время грозы гладишь кота, особенно против шерсти, в темноте, что тебе бросается в глаза?

- Кот!

2 случай: Ученик 2: “- Зачем ты в грозу идешь на охоту?”

Ученик 3: “Может мне повезет и молнией убьет зайца”.

3 случай: Учитель говорит на уроке труда ученику: “Ты ударяешь молотком, как молния”.

“Вы хотите сказать, что я так быстро работаю?”

“Нет. Просто молния тоже никогда не попадает в одно и тоже место дважды…”

4 случай: Учитель: “- Почему шаровая молния называется шаровой?”

“- Потому что от нее все шарахаются”.

5 случай: В больницу доставили юношу. Доктор спрашивает, что с ним случилось. Оказывается, его ударило током. “Как это случилось?” - интересуется врач.

На занятиях мы изучали электромясорубку. Ну, преподаватель и говорит мне: “Воткни вилку в розетку!” Я пошел на кухню, взял вилку и воткнул ее в розетку.

Ученик 4:

Вам надоело скучно жить,
И надоело всего бояться?
Тогда вам можем предложить
Делом полезным заняться.
Вы верите в мистику и всякую ерунду,
Боитесь вы грома, боитесь грозу,
Вам страшно, когда начинается дождь,
Но вы не отчаивайтесь,
Мы можем помочь!
Не стоит ходить к шаманам, магистрам,
Не стоит целителей вам навещать,
Совет наш прост – не нужно бояться,
А лучше физику начать изучать.

За полезными советами по курсу “Физика” обращайтесь в школьную корпорацию, второй этаж, офис №4.

Оказывается, что физики тоже умеют шутить. Несколько интересных фактов из жизни великих людей.

- Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указанием к их применению. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: “К сожалению, в настоящее время у меня нет Х-лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне Вашу грудную клетку”.

- Однажды репортер спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли. Если записывает, то в блокнот, записную книжку, или в специальную картотеку. Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: “Милый мой, настоящие мысли приходят в голову так редко, что их нетрудно запомнить”.

Сейчас вам нужно отгадать загадки, но загадки непростые, а с подсказками.

I.

1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XII в. , XV в. , в конце XVIII и середине XX в.

2. Данное изобретение используется и в мирных целях.

3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай.

4. В Европе (XIII в.) его разновидность получила название – “летающий огонь”, или “огненный волан”, а в середине ХХ в. – имя милой девушки.

5. Это изобретение – основной двигатель космических кораблей. (Ответ: ракета.)

II.

1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.

2. Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений.

3. С ним дружат некоторые спортсмены.

4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.

5. По нему плакала Таня. (Ответ: мяч.)

III.

1. Он один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва среди людей науки.

2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.

3. Он – крупный изобретать. Его изобретения широко известны.

4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

5. По легенде, ему принадлежит возглас: “Эврика!”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Ответ: Архимед.)

IV.

1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.

2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.

3. Его можно использовать для уменьшения трения.

4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.

5. Это вещество называют “соком жизни” на Земле. (Ответ: вода.)

V.

1. Сначала он плавал, потом стал и летать.

2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.

3. Он не любит большую жару и сильную тряску.

4. Он всегда целенаправлен.

5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Ответ: компас.)

VI.

1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

2. Мощность, развиваемая его сердцем – 2,2 Вт.

3. Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.

4. За свою жизнь он съедает около 40 т пищи.

5. Это самое умное животное на Земле. (Ответ: человек.)

Каждый из вас с самого раннего детства знаком с игрушками. Они бывают разные. Познаем и узнаем окружающий нас мир именно с помощью них. А что же лежит в основе некоторых из них? Мы сейчас узнаем!

Ведущий. Слушай царский указ! Радость ожидает вас!

Будет ярмарка сейчас!
Веселись, народ, и радуй глаз,
На игрушки посмотри
И, что надо, то купи.

Баба Яга.

Слушай, Емеля, пришла
Твоя неделя.
Идем на ярмарку себя показать
Да людей повидать.
Говорят, там есть игрушки,
Заводные, кричащие зверушки.

Емеля. Вот так диво, вот так диво! Не было его у нас!

Собираюсь сей же час, Я иду с тобой, Яга,

Поглядеть на чудеса! Идут на ярмарку, встречают Кощей с Василисой.

Кощей. Похитил я Василису и тащу в тридевятое царство, в тридесятое государство. Надоело мне над златом чахнуть. Хочется и поразвлечься.

Баба Яга. Идем с нами, Кощеюшка, на ярмарку. На игрушки посмотреть, скоморохов послушать. Там веселье, там и смех. Может, ждет тебя успех?!

1-й продавец.

Эй, народ! Налетай, подходи, посмотри
На мои игрушки! Есть тут обезьянки, мишки,
Есть матрешки-малышки.
Все найдешь ты здесь,
Коль голова на плечах есть.
А голова должна быть не простая.
Голова должна быть золотая.

2-й продавец.

А вот и свой товар
Я вынес на базар.
Здесь у меня свистульки - бульбульки.
И для маленьких игрушки,
На все вкусы погремушки.

3-й продавец.

Ай, юла, вот юла!
Ну, вертлява!
Ну, жива!
И кружится, вертится, как наша матушка –
Земля!

Кощей (держит заводную игрушку и удивляется)

Что за нечистая сила в ней,
Что не ест, не пьет,
А машину ведет?
Слушай, друг любезный,
Есть у меня чудеса:
И скатерть – самобранка,
И сапоги – скороходы,
И шапка – невидимка,
А такой заразы
Не встречал ни разу.
Я купить ее хочу, Чистым золотом плачу…

Продавец 1.

Нет уж, милый, погоди,
Золотыми не тряси.
Слушай, что тебе скажу я,
Правду – истину такую:
Всех не сосчитать игрушек у детей:
Погремушек, неваляшек и мячей.
Скачет маленький цыпленок,
Едет танк, бежит слоненок.
Быстро дай ответ: в чем секрет?
Коль сумеешь отгадать,
То игрушку сможешь взять.

Кощей.

Ну, так в чем же здесь секрет?
Подскажите мне ответ! (все пожимают плечами)

Ученик.

Я тебе подскажу, Кощей,
А ты слушай внимательно
И потом дашь ответ,
В чем здесь секрет.

Почему движутся игрушки? Разберемся на примере Курочки-Рябы. Механизм, который приводит курочку в движение, состоит из основного вала и двух ведомых, пружины и зубчатого колеса. Сжатая пружина обладает потенциальной энергией. За счет потенциальной энергии тело может совершить работу. Вынем пружину, сожмем ее и свяжем ниткой. Подожжем нитку – пружина взлетает высоко вверх. Пружина приобретает скорость, т. к. ее потенциальная энергия перешла в кинетическую. У данной игрушки, потенциальная энергия пружины переходит в кинетическую энергию ножек курочки.

Кощей.

Я все понял!
Заводя ключом игрушку,
Должен знать,
Что при этом ты пружину
Должен сжать,
А потом, при выпрямлении,
Механизм придет в движение!
Вот и весь секрет, вот вам и ответ!

1-й продавец. Ну что же, бери машину. (Василиса заинтересовалась мячами.)

2-й продавец.

Вот перед тобою звонкий мяч.
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Отчего же этот мячик
Так красиво, резво скачет?
Быстро дай ответ: в чем секрет?

Василиса. Не училась в школе я, физики не знаю. Объяснить не смогу…

Ученик. Я тебе помогу. При ударе у мяча изменяются форма и размер. Это явление называется деформацией. При деформации возникает сила упругости, которая стремится восстановить форму тела. Вот, например, резиновая игрушка. Я могу подвергнуть ее деформации сжатия, но при этом в ней возникает сила упругости, которая стремится восстановить форму тела после снятия нагрузки.

Василиса. А, поняла!

При ударе деформация ясна,
Силу разовьет упругости она.
И энергия найдется,
Мяч при этом вверх взовьется.
Вот и весь секрет.

1-й продавец. Молодец, бери себе мячик.

Баба Яга.

Вот стара, так стара!
Ведь смотрела все с утра!
Вроде все увидела,
А ничего не выбрала…

Продавцы.

Покупайте, покупайте, не зевайте!
Все продал, только одну для вас оставил.
Игрушки мудреные, хитрые, неискаженные.
А на эту вот ты куклу посмотри,
На мою неваляшку погляди,
Уложи ее ты спать –
Она опять захочет встать,
Снова встанет, как ни странно,
Ванька-встанька наш упрямый.

Баба Яга.

Продай, милый мой, Иванушку,
Такую красивую детинушку!
Я тебе свою метлу
Вместо Вани подарю.

3-й продавец.

Э, нет, Яга, погоди!
Покупать-то не спеши,
А ответь мне на вопрос:
Почему же, как ни странно,
Он опять встает, упрямый?
Коль ответишь – Ванька твой,
Не ответишь – будет мой.

Баба Яга.

Ох, склероз, ну, склероз!
Ну и задал мне вопрос!
Как же Ваню я куплю,
Коль ответа не найду?
Кто же может мне помочь

Сию трудность превозмочь? (Персонажи сказок говорят, что они не знают.)

Ученик. Выручу тебя, Яга, Будет Ванька твой всегда.

Равновесие наиболее устойчиво при самом низком положении центра тяжести. Такой случай и осуществляется в устройстве неваляшки. Она имеет форму шарового сегмента с грузом внизу. При любом наклоне игрушки ее центр тяжести поднимается. Это вызывает возвращение игрушки в исходное положение.

Баба Яга. Услышал ответ? Отдавай Ванюшу!

3-й продавец. Что же делать? Видно, надо Ваньку ей отдать! (Яга исполняет танец радости)

Ведущий. Реклама, реклама на ярмарке у нас!

Буква Р. Помните, ребята, что всегда в жизни пригодится вам физика, химия, математика.

Буква Е. И надеемся, что вы не сошли с ума и не считаете, что если сила есть, то не надо ума.

Буквы К и Л. Коли физику не любишь, будешь неучем ходить. Спрашивать все время будешь: почему да почему? Почему гремит гроза? Почему идет дождь? Что такое молния?

Буква А. Только физика ответит, почему приходит к нам полтергейст то тут, то там.

Буквы М и А. Любишь физику – учи, чтобы не попасть впросак как тот, кто просил Рентгена прислать ему Х-лучи.

Все. Любишь физику – учи! (Все уходят)

Василиса.

Эй, Емеля! Эй, браток!
Что, купил себе шнурок?
Погоди, не проходи!
На игрушки погляди!

Емеля.

Игрушки я хотел бы взять,
Да денег негде мне достать.
Нравятся мне все зверушки,
Особенно кричащие игрушки.
Были б деньги, я б купил!
Кто бы мне их подарил?

4-й продавец.

Не кручинься ты, Емеля,
Подарю тебе игрушку –
Свистящую зверушку.

Емеля.

Почему она кричит?
Али бес какой сидит?

Ученик. А ты послушай, Емеля. Посмотри на эту свистульку. Если закрыть канал с одной стороны пальцем, а с другой стороны в него подуть, то звука не будет слышно. Если открыть отверстие, то раздадутся веселые трели. Ты хочешь узнать, почему поет она? Посмотрим такой опыт. Ударяем по камертону молоточком, он звучит. Подносим к звучащему камертону на нити шарик и убеждаемся, что ножки звучащего камертона колеблются. Как только прекращаются колебания камертона, исчезает и звук. Источником звука являются колеблющиеся тела.

Емеля. Ну, теперь понятно!

4-й продавец. Молодец, выбирай себе, Емеля игрушку.

Все (хором). Вот и нам все стало ясно! Физику ты должен знать, науку эту изучать.

Ведущий. Распродали мы игрушки. Ярмарка подошла к концу. И нам всем стало ясно, что без знаний физики нельзя обойтись.

(Звучит песня на мотив “Спят усталые игрушки”)

Всех не сосчитать игрушек у детей:
Погремушек, неваляшек и мячей.
Скачет маленький цыпленок,
Едет танк, бежит слоненок.
Быстро дай ответ: в чем секрет?
Заводя ключом игрушку, должен знать,
Что при этом ты пружину должен сжать,
Механизм придет в движенье –
Вот и весь секрет, вот ответ.
А теперь перед тобою звонкий мяч –
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Отчего же этот мячик
Так красиво, быстро скачет?
Быстро дай ответ: в чем секрет?
При ударе деформация ясна.
Силу разовьет упругости она,
И энергия найдется,
Мяч при этом вверх взовьется,
Вот и весь секрет, вот ответ.
На игрушки ты внимательно смотри
И подумай, что у них там есть внутри.
Тот, кто ими обладает,
Он ведь с физикой играет.
Вот и весь секрет, вот ответ.

Литература

  1. И.Я. Ланина “Внеклассная работа по физике”
  2. Н.П. Наволокова и др. “Предметная неделя физики в школе”. Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
  3. “О физике и физиках и в шутку, и всерьез” (Вечер для старшеклассников).