Цель урока: Повысить познавательный интерес детей к классической музыке, показать, что любая музыка имеет сюжет, образ и передает разные картины жизни человека.
Задачи урока:
Образовательная: ввести учащихся в образный мир музыки, познакомить с творчеством С. Прокофьева; раскрыть связь музыки с жизнью.
Развивающая задача: развивать воображение, творческую активность, образное мышление.
Воспитательная задача: воспитывать устойчивый интерес к урокам музыки, музыкальный вкус.
Ход урока.
Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку Р. Щедрина. “Озорные частушки” встают, около своих мест и выполняют движения, повторяя за учителем, (повороты, хлопки, шаги.)
Вводная часть.
Всем добрый день! Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в мир музыкальных образов. Но, прежде чем отправиться в путешествие, обратите внимание на экран. (На экране показаны ухо человека, сердце, глаза.) Это ваши помошники, они помогут вам услышать, почувствовать, увидеть то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. Давайте сейчас это проверим. Сможем ли мы, слушая музыку, понять и почувствовать ее, представить в своих мыслях, чувствах, фантазиях. Виды музыкальной деятельности: восприятие.
Внимание звучит музыкальный фрагмент (звучит произведение С.Прокофьева “ Болтунья”)
Знакома ли вам музыка? Назовите композитора, название произведения.
Ответы: …
О чём рассказала вам песня?
Ответы: …
Какими музыкальными красками рисует композитор девочку Лиду?
Ответы: …
Что же помогло композитору, так ярко выразительно передать шутливый, озорной образ “Болтуньи”?
Ответы: Средства музыкальной выразительности.
Вспомним их вместе, я начинаю, вы продолжаете. Ритм и т.д. (дети говорят средства музыкальной выразительности) А сейчас я вам загадаю музыкальную загадку (Исполняю фрагмент из песни “Пластилиновая ворона”.) Итак, что прозвучало? Какой композитор написал музыку к песне? Ответы: …
Виды музыкальной деятельности исполнение. Поиграем в музыкальное эхо: я буду петь мелодию первого куплета песни, на разные слоги, а вы будете повторять. Готовы? Начинаем. (Учитель, пропевает мелодию, меняя слоги по фразам с остановками на проигрыши, затем раздает ребятам напечатанный текст песни.)
Сейчас я проверю вашу внимательность, поиграем в музыкальную эстафету.
Поем песню по одному, со словами передавая следующую строку другому. Дети поют песню по строке каждый.
Виды музыкальной деятельности: творчество. Слушая песни, романсы, арии, хоры нам легко понять содержание, представить какой либо образ потому, что в них есть слова. Однако, слушая сочинения для симфонического оркестра, инструментальные миниатюры, многие люди считают, что такая музыка не имеет содержания, ее трудно понять и представить что- либо. Но так ли это? Можем ли мы, слушая симфоническую инструметальную музыку, где нет поэтического текста, понять ее содержание, представить себе какой либо образ? Ответы: …
Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
Работать будем группами, по карточкам с разными творческими заданиями. (Приложение)
Класс делится на пять групп, дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает карточку с творческим заданием. Звучит вальс “ Отъезд Золушки на бал” из балета “Золушка” С.Прокофьева. После прослушивания музыки дети работают в группах, выполняя творческие задания.
Опрос детей по группам.
Отвечает один учащийся из группы, остальные помогают. Дети из других групп могут задавать вопросы.
Я думаю, что вы ребята все правы. У каждого из вас разная фантазия, разное представление о жизни, каждый видит свой мир по-своему, поэтому образы, получились у всех разные. И хотя в музыке не было поэтического текста, вам удалось не просто послушать красивую мелодию, но и услышать, представить музыку в своих мыслях, чувствах, фантазиях, об этом говорят ваши ответы, творческие работы.
И все же, как вы считаете: “ Что вдохновляет композиторов создавать такие интересные произведения?
Ответы детей: …
Обобщение учителя: Сама жизнь, так как любая музыка отражает жизнь человека, или хотя бы какую-нибудь частицу его жизни.