Цели урока:
- учить ребят различать звуки и буквы; повторить с учащимися совокупность букв русского языка (русский алфавит или азбуку); научить пользоваться знанием алфавита при работе со справочной литературой (словарями, энциклопедией);
- учить адекватно воспринимать устную и письменную речь в соответствии с ситуацией речевого общения, внимательно читать текст и определять его основную мысль, быстро работать со справочным аппаратом учебника;
- воспитывать любовь к слову, уважение и бережное отношение к родному языку.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку, на столах должно быть всё необходимое для работы, проверьте. Садитесь. Открыли тетради и записываем число и тему сегодняшнего урока очень внимательно, подчёркивая нужные для запоминания буквы. Поставьте знак ударения в слове “Алфавит”, как показано на доске.
Вспоминаем, какие золотые правила существуют у нас на каждом уроке.
- Внимательно слушаем ответы своих товарищей.
- Не перебиваем говорящего.
- Чтобы исправить ошибку своего товарища, дополнить ответ, необходимо поднять сигнальную карточку красного цвета.
- Прежде чем ответить, необходимо продумать план своего ответа, про себя сформулировать основную мысль, а затем громко, чётко отвечать.
Проведём её в группах: 1 группа будет самостоятельно выполнять задание, будет работать над своими слабыми в правописании местами; ученики 2 группы будут работать поочереди у доски.
По карточкам самостоятельно работает 1 группа. На ..пушке м..л..дого л..са есть пру….Из него б..ёт подземный ключ. Это в б..лотах и вя..ких тр..синах р..ждается Волга. Отсюда напр...вляется в д..лёкий путь.
2 группа работает у доски. Каждому ученику достаётся одно словосочетание, в словах которого нужно вставить пропущенные буквы и в скобках написать проверочное слово. Обязательно в словах выделите корни, подчеркните гласные, поставьте ударение.
1) Т..нуться (…) по дороге, 2) в..днеться (..) в д..лине(…); 3) др..жать (…) от хол..да (…),
4) посв..щение (…) другу; 5 ) объед... нение (…) в группы; 6) увл..каться (…) спортом; 7) уд..вительное (…) зрелище; 8) т..нистый(…) сад.
- Над какой орфограммой мы работали? Как проверить безударную гласную в корне?
- Сдайте, пожалуйста, карточки на проверку ребята 1 группы.
3.Словарная работа.Кроме слов, которые можно проверить, имеются и такие, написание которых нужно запоминать или проверять по орфографическому словарю. Это словарные слова. Разгадаем кроссворд, составленный как раз из словарных слов, но он будет не простой, а с секретом, нужно угадать спрятавшееся слово. В кроссворд на доске вписываем слова, а в тетрадь записываем с этими словами словосочетания. Эти слова вам знакомы, мы с ними работали на предыдущих уроках.
1. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей. (Караван верблюдов).
2. Шейное украшение (Ожерелье из монет).
3. Сахаристое кондитерское изделие в виде батончика (конфета шоколадная).
4. Большое художественное произведение (роман исторический).
5. Официальная расписка в принятии денег или вещей (квитанция багажная).
6. Расстояние, промежуток между чем – нибудь (соблюдать дистанцию).
7. Линии, контур одежды (модный силуэт одежды).
Кроссворд (См. приложение № 1)
4.Объяснение нового материала.Какое же слово спряталось? Это и есть тема нашего урока. Мы вспомним расположение букв в русском алфавите, назовём каждую букву по имени, будем тренироваться использовать знание алфавита в учебной жизни. Узнаем, почему в скобках нашей темы дано слово “азбука”.
Чтение стихотворения подготовленным учеником
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут страницы,
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят с ними
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ -
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О -
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ,У, эФ ,Ха –
Оседлали петуха.
Цэ,Че,Ша,Ща,Э,Ю,Я –
Все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком
- Вот и давайте теснее подружимся с теми сестрицами, о которых нам поведал ваш товарищ.
- Открываем учебник и прочитаем алфавит.
- Как вы уже смогли убедиться, у каждой буквы своё название.
- Перечислите только гласные буквы.
- Чем отличаются буквы Ъ и Ь от остальных букв?
Обратите внимание на доску. Я написала ответ одного ученика. Согласны ли вы с таким ответом?
В слове лист 4 звука: Эль и эс тэ
В слове строка 7 букв: “ сэ”, “тэ”, “рэ”, “о”, “ че”, “ка”, “а”.
- Какой совет могли бы вы дать такому ученику.
- Почему же в нашей теме дано два слова? Что же они означают? Учебник стр. 121
№ 292.Читаем внимательно про себя. Кто прочел, поднимает руку, чтобы я видела, кто уже готов работать дальше.
№ 292.Прочитайте и перескажите текст. Спишите на выбор либо 1)часть текста, где говорится о происхождении названия АЛФАВИТ, либо 2)ту часть текста, в которой говорится о происхождении названия АЗБУКА.
Двумя словами – “алфавит” и “азбука” - обозначают одно и то же.
Слово “алфавит” состоит из названий первых двух букв греческого алфавита: “альфа” и “вита”. Взятые вместе (в несколько изменённом виде), они образуют слово “алфавит”.
Русское слово “азбука” состоит из названий первых двух букв русского алфавита. Первая буква русского алфавита в старину называлась “аз”, вторая (“бэ”) – “буки”. Из этих названий и образовалась слово “азбука”.
- Перескажем. Спишите на выбор любую часть.
- Как вы думаете, а зачем человеку нужно знать алфавит? Открываем в конце учебника Приложение, там, где даны разные словари: краткий орфографический, орфоэпический и толковый. Как расположены слова в них? А для чего, как вы думаете?
- Конечно, чтобы быстрее находить нужное слово, экономить время в работе.
5.Закрепление изученного.Задание.
Кто быстрее вставит пропущенные буквы, пользуясь школьным словарём.
К..мпьютер, ап..льсин, б..лкон, г..рдероб, в..кзал, д..ван, зд..ровье, п..ркет, рю..зак, трен..р.
А ребята 1 группы расставят эти слова ещё и в алфавитном порядке.
А ещё где можно встретить алфавит? Составим список класса вместе.
Чья фамилия будет записана под номером 1? ( Так расставляем фамилии всех учеников в алфавитном порядке).
6. Подведение итогов урока.Повторим, что мы узнали сегодня на уроке в виде такого задания. Продолжи предложения, используя слова для справок. Алфавит, азбука, по алфавиту, алфавитный.
Алфавит – это….
К слову “алфавит” можно подобрать синоним ….
В словарях слова расположены в …. порядке.
В …. порядке записываются …..