Методическая разработка на тему "Технология выполнения творческой работы методом вышивки по росписи акварелью на ткани"

Разделы: Внеклассная работа


Рукоделие прочно вошло в наш быт, став любимым занятием, художественным творчеством, средством самовыражения.

Учащиеся с большим удовольствием принимаются за рукоделие, любят фантазировать, воплощать свои идеи в работах, подбирая сюжеты, композиции, цветовую гамму.

По дополнительной образовательной программе “Волшебная иголочка” в детском творческом объединении обучаются вышиванию дети младшего и среднего школьного возраста. Программа рассчитана на три года. За это время дети овладевают умениями вышивать крестом, гладью, лентами, создавать аппликации на ткани. Одним из блоков программы в течение всех трех лет обучения является вышивка по акварели, где каждый ребенок может не только проявить себя как мастер вышивки, но и раскрыть в себе талант художника.

Для выполнения цветной вышивки необходимо знать основы цветоведения и закономерности колорита, создающего определенное цветовое единство картины. Основы цветоведения изучаются на начальном этапе образовательной программы, к этой теме неоднократно приходится возвращаться при изучении всех программных блоков.

В первый год обучения воспитанники переносят на ткань несложные готовые рисунки, вышивая их по контуру украшающими швами (стебельчатым, тамбурным и др.)

img1.jpg (15584 bytes)

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

<Рисунок 4>

В течение второго года обучения задания усложняются и в плане изобразительной части работы, и в технике и объеме вышивки (увеличивается площадь для вышивания, применяются в сочетании различные виды швов, используется насыщенная оттенками цветовая гамма).

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

В последний год обучения детям предлагается создать для итоговой работы собственный рисунок (в жанре пейзажа) и авторский проект вышивки по этому рисунку.

<Рисунок 8>

<Рисунок 9>

<Рисунок 10>

<Рисунок 11>

<Рисунок 12>

<Рисунок 13>

<Рисунок 14>

Основные идеи метода вышивки по росписи были почерпнуты из книг Кит Никол “Искусство вышивки: секреты мастерства” [1] и Анны Ивановой “Вышитый пейзаж” [2]. Дополнительные детали при разработке технологии помогла внести статья, рассказывающая о технике “акварельной вышивки” Н.Н.Кукушкиной [3]. Необходимо адаптировать технику вышивки по акварели для работы с детьми в соответствии с возрастными возможностями и временными ограничениями в рамках учебного занятия, поэтому некоторые технологические этапы, присутствующие у названных выше авторов, были изменены или дополнены.

Стоит сказать о важности не описанного в технологической карте этапа, который является подготовительным для работы над созданием авторского эскиза для вышивки, можно назвать его “вынашиванием творческого замысла”. Экскурсии на природу, на выставки местных художников, коллективный просмотр фотоматериалов и репродукций картин художников-пейзажистов, подбор детьми понравившихся им поэтических, музыкальных “пейзажей” - все это предшествует занятию, на котором творческий замысел выливается, наконец, на бумагу.

Затем на основе эскиза создается технический рисунок: со старшими – на кальке, с младшими детьми – на ксероксной бумаге. На нем соблюдены все пропорции и размеры элементов будущей картины, прорисованы основные контуры.

Рисунок переносится через копирку на ткань (обычно используется лён или хлопок). Затем на ткань наносятся акварельные краски. Выбор красок для исполнения “живописного” этапа работы определился опытным путем. Гуашь ложится на ткань плотно, по ней трудно вышивать, особенно малышам. А вот акварель ложится гладко, мягко. Она имеет способность растекаться, что очень хорошо при раскрашивании фона, но не очень удобно для нанесения четких линий. Чтобы акварель не растекалась, рисунки предварительно пропитываются клеем, просушиваются. Затем наносится вышивка различными видами швов.

Вышивка по живописи бесконечно разнообразна. Чтобы вышитая картина выглядела эффектно, необходимо сделать ее рельефной. Рельефность создаётся благодаря использованию ниток различной толщины и различных швов, создающих объем.

Следует учесть и перспективу в цвете – передний план более тёмный, при приближении к горизонту краски бледнеют и необходимо выбирать более холодные тона ниток, а также переходы между светом и тенью для придания вышивке объёмности. Стежки ложатся очень плотно и обязательно по форме предмета швом “двусторонняя гладь” или “гладь с настилом”. Например, для изображения веток, кустов применяется штриховая гладь, а для листвы – швы “россыпь” и “рис”. Таким образом достигается потрясающий эффект – издалека картина выглядит так, будто написана кистью художника, а вблизи можно увидеть затейливую рельефную вышивку.

На мой взгляд, не менее важен и другой – воспитательный, творческий эффект – в процессе создания такой неповторимой работы ребенок испытывает радость, приобретает веру в свои творческие силы и возможности, вдохновляется на создание новых произведений.

Технологическая карта изделия, выполненного методом “Вышивка по росписи акварелью на ткани”

Последовательность выполнения операций Особые условия Материалы, инструменты
1. Создание карандашного эскиза будущей работы на бумаге, роспись его акварелью

-

Бумага для рисования, карандаши, ластик, акварельные краски, кисти
2. Изготовление технического рисунка Копирку лучше брать старую; на новой рекомендуется убрать ватным тампоном излишки жирной краски Калька либо ксероксная бумага, шариковая ручка (можно с пустым стержнем), копирка
3. Перенесение технического рисунка через копирку на ткань Копирку лучше брать старую; на новой рекомендуется убрать ватным тампоном излишки жирной краски Технический рисунок на бумаге, копирка, шариковая ручка (можно с пустым стержнем)
4. Пропитывание клеем рисунка на ткани Одним слоем Рисунок на ткани, клей ПВА, кисточка
5. Просушивание феном пропитанного клеем рисунка Режим медленный, возможна естественная сушка (не рекомендуется сушить возле отопительных приборов) Рисунок на ткани, пропитанной клеем, фен
6. Проглаживание рисунка на ткани (с изнанки) Средний режим работы утюга Рисунок на ткани, утюг
7. Роспись рисунка на ткани согласно эскизу

-

Рисунок на ткани, акварельные краски, кисти
8. Просушивание феном раскрашенного рисунка Режим медленный, возможна естественная сушка Раскрашенный рисунок на ткани, фен
9. Проглаживание раскрашенного рисунка (с изнанки) Средний режим работы утюга Раскрашенный рисунок, фен
10. Запяливание рисунка в гобеленовые пяльцы Не рекомендуется использовать круглые или овальные пяльцы во избежание заломов ткани Гобеленовые пяльцы или прямоугольная деревянная рамка
11. Подбор ниток мулине для вышивания согласно цветовой гамме рисунка на ткани - Раскрашенный рисунок на ткани, нитки мулине
12. Вышивание изделия - Рисунок на ткани в пяльцах, нитки мулине, иголки, ножницы
13. Изготовление шаблона прямоугольной формы из картона по размеру, равному вышитому изделию - Картон, карандаш, линейка, ножницы
14. Натягивание вышитого изделия на картон и закрепление - Вышитое изделие на ткани, картонный шаблон, степлер
15. Оформление готовой работы - Вышитое изделие на картонном шаблоне, деревянная прямоугольная рамка

Список использованной литературы

  1. Кит Никол. Искусство вышивки: секреты мастерства. – Издательская группа “Контэнт”, 2004. – 128 с.
  2. Иванова А. Вышитый пейзаж. – М., 2004. – 48 с.
  3. Акварельные вышивки // Лена. – 2001. - №12. – С. 22-23.