Из опыта работы учителя английского языка в профильных экономических классах

Разделы: Иностранные языки


Большую актуальность в настоящее время приобретает формирование экономического кругозора школьников средствами ИЯ. Это становится возможным в условиях профильно-ориентированного обучения ИЯ. Мною разработана программа, рассчитанная на четыре года. Профильное обучение ИЯ начинается в 8-м классе. Его комплексная цель конкретизируется в следующих положениях:

  • формирование экономического кругозора и экономической культуры школьников, что способствует пониманию сущности современных экономических явлений, воспитанию качеств, помогающих эффективно трудиться, находить наиболее экономичные и безошибочные решения в ситуациях, связанных с практической деятельностью, проявлять оперативность в переводе общеэкономических рекомендаций на язык конкретных действий;
  • развитие речемыслительной деятельности и экономического стиля мышления, опирающихся на умения оперировать необходимыми экономическими понятиями и суждениями, использовать для решения жизненно важных экономических задач анализ, сравнение, синтез, обобщение;
  • развитие речетворческой деятельности и привитие навыков исследовательской работы, помогающих овладеть методикой и техникой доступных школьникам расчётов, пользоваться базовыми экономическими критериями и показателями, опираться на них в учении и трудовой деятельности;
  • осознание общечеловеческих ценностей, развитие межличностных взаимодействий школьников в общении, расширение (фоновых знаний;
  • подготовка к будущей профессиональной деятельности, связанной со сферой экономики и финансов.

С точки зрения воспитательного воздействия программа способствует совершенствованию нравственного, патриотического и интернационального воспитания, умственного и эстетического развития учащихся средствами ИЯ. Для реализации вышеперечисленных задач на уроках создается такая обстановка, при которой каждый учащийся постоянно что-то говорит, слышит, пишет.

Разговорные темы даются в нестандартном изложении, в усложнённом варианте; усвоение деловой лексики идёт на обыкновенных, бытовых темах. Например, в 8-м классе повторяем блок тем “О себе”, в который входят следующие подтемы: “Автобиография”, “Семья”, “Рабочий день”, “Выходной день”, “Дом, квартира”, “Друг”, “Внешность”, “Характер”, “Увлечения”.

Эти темы даются в нетрадиционном освещении, с введением новой лексики. Детям даётся задание не просто назвать имена-отчества родителей, указать их возраст, профессию, как это делалось в предыдущих классах, но и рассказать о буднях своей семьи, куда входит описание рабочего дня делового человека, круга его повседневных обязанностей, работы учреждений, в которых трудятся родители.

Изучаем советы психолога, как избежать перегрузки, учимся планировать рабочий день бизнесмена, вырабатываем рекомендации по лучшему способу проведения выходного дня. Учащиеся интервьюируют родителей не как “мам” и “пап”, а как представителей деловых кругов, проводят анализ деятельности офисов, их сотрудников, дают обоснование, выберут ли они профессии родителей, аргументируя каждое “за” и “против”.

Таким образом традиционная бытовая тема превращается в социологическое исследование. Зачётная работа – диспут “Мое место в мире бизнеса” (варианты: планирование отпуска, составление рекламного проспекта одного из курортов Калининградской области).

Повторение темы “Внешность, черты характера” вырастает в разговор о роли внешности при выборе профессии, о чертах характера, необходимых для предпринимателя. Зачётная работа – написать письмо-рекомендацию на работника своей фирмы или обосновать выбор сотрудников (заместителя, секретаря-референта). Аналогичная работа проводится по каждой теме. Подобные задания стимулируют изучение ИЯ, способствуют активному усвоению лексики; учащиеся сразу видят применение своих знаний на практике, что в какой-то мере помогает при выборе будущей профессии.

Все уроки имеют яркую коммуникативную направленность. Для создания естественных условий разговора широко применяются ролевые игры. Цель таких заданий – максимальный контакт с носителем языка, подготовка к общению в стране, где говорят по-английски. Все темы даются с учетом экономической направленности групп. Например:

  • вступите в контакт с незнакомым человеком, обменяйтесь информацией;
  • договоритесь по телефону о деловой встрече с партнёром по бизнесу;
  • вы устраиваетесь на работу в иностранную фирму – ваше собеседование;
  • вы вернулись из загранкомандировки, доложите о результатах вашему шефу;
  • вы секретарь, напомните вашему шефу план работы на день;
  • вы сотрудник общественной организации, занимающейся профилактикой ВИЧ/СПИДа или предупреждением торговли людьми; перечислите меры по охране здоровья; составьте памятку для выезда за границу с целью трудоустройства.

Изучение любой разговорной темы мы всегда заканчиваем разговором о той или иной профессии. Например, “Почта, письмо” – изучаем структуру обычного и делового письма, почтовые операции, говорим о профессии почтальона, увязываем её с необходимостью изучения ИЯ. Тема “Путешествие” рассматривается в связи с заграничной командировкой. Рассматриваем профессии: кассир, администратор гостиницы, таможенник, стюард, горничная. “Покупки, магазины” – ведём разговор о профессии продавца. Зачётная игра – совершение торговой сделки, что включает в себя запрос на товар, обсуждение цен, скидок, условия поставки, гарантии, оформление договора с использованием деловой переписки.

Занятия строятся по следующей схеме:

  • объяснение и первичное закрепление нового грамматического материала;
  • введение лексического материала, в том числе и специальной деловой лексики;
  • работа с текстом учебника, авторским дидактическим материалом;
  • развитие навыков устной и письменной речи на базе пройденного грамматического и лексического материала.

Работа над грамматическим и лексическим материалом является парной, так как грамматика и лексика рассматриваются мною как средства решения речемыслительных проблем и решают одну задачу. Задания и упражнения составляются таким образом, что новая лексика, которую нужно активно усвоить, служит базой для речевой работы уже на этапе закрепления новой грамматики. О подготовленности учащихся сужу по тому, как они пользуются знаниями, полученными на уроках, насколько в состоянии решать коммуникативные задачи.

Учащимся предлагаются такие речевые ситуации, где их высказывания носят непредсказуемый характер. В них проявляется речевое творчество говорящего, не стеснённое рамками готовых штампов, как это зачастую происходит в повседневном речевом общении, где имеют место принятые клише речевого этикета и творчество сведено к минимуму.

Речевая работа на уроке обеспечивается отбором тем, стимулирующих дискуссию, а также обширным диалогическим материалом, подкрепляющимся инсценировкой аналогичных ситуаций и ролевыми играми по заданному сценарию. Все темы даются с учётом экономической направленности групп. Использование грамматических пособий способствует созданию атмосферы полного погружения в живой современный язык делового мира.

Заключительным этапом работы над темой является творческая работа (изложение, сочинение, эссе, составление рекламного проспекта, разработка программы вечера-презентации, памятки начинающему бизнесмену, секретарю, участникам международных совещаний и т.п.). Здесь объектами контроля являются орфографические навыки, знания грамматики и лексики; умения аргументации, доказательности; анализа и синтеза; логическое мышление, творческая языковая способность, умение изложить мысли в письменной форме.

Умения и навыки по специальному деловому языку совершенствуются на уроках аудирования и устной практики. Использование звуковых пособий, изданных Кембриджским, Бостонским и Мюнхенским университетами, способствует созданию атмосферы полного погружения в живой современный язык делового мира. Кроме чисто лингвистических знаний учащиеся получают очень важные сведения из мира бизнеса.

И, наконец, уроки домашнего чтения. В работе используем книгу “Сокровищница бизнесмена” Л. Грачёвой и Д. Шахбаговой. Изучаем вопросы этики общения в мире бизнеса. Чтобы правильно строить отношения с иностранными партнёрами, кроме знаний лексики необходимо быть информированным о правилах культуры поведения, традициях и обычаях стран. Учимся проводить деловые встречи, пресс-конференции, совещания с ведением протокола.

В экзаменационные задания включаются такие, как “Офис малого бизнеса, его штатное расписание”, “Обязанности управляющего и секретаря-референта”, “Написать письмо-приглашение или письмо-отказ от приглашения”, “Деловой клуб”, “Председатель и спикер, их взаимоотношения”, “Составить речь на открытие выставки продукции вашей фирмы”, “Составить телекс”, для чего специально изучаем язык телекса.

Программа делового английского языка интегрируется со многими учебными предметами, такими как:

  • экономическая и физическая география мира и России (совместный труд выливается в эссе “Перспективы развития Калининградской области”);
  • история (эссе “Кенигсберг – член Ганзейского союза”);
  • химия, биология (природные ресурсы Калининградской области, их разработка и экологические проблемы, возникающие в связи с этим);
  • экономика и бухгалтерский учёт (изучение основ бухгалтерского учёта, оформление товарных и транспортных накладных на английском языке);
  • медицина (здоровьеформирующие технологии, профилактика ВИЧ/СПИДа);
  • право (международные правовые нормы, действующие в отношении лиц, выезжающих за рубеж в деловую командировку, а также с целью трудоустройства).

В приложении 1 находится конспект урока в профильном экономическом классе “Applying for a vacancy and a job interview”.

Приложение

Список использованной литературы:

  1. Бонк Н.А. Английский язык для международного сотрудничества. – М.: СП Прин-Ди, 1992.
  2. Грачева Л. Л., Шахбагова Д. А. Сокровищница бизнесмена. – М.: РИМЭКС, 1992.
  3. Ратушная В. Английский язык для делового общения / Под общ. ред. А.А.Лебедева. – Рига: Латвийская школа бизнеса, 1991.
  4. Danute Gusciuviene. 14 English Topics. – Kaisiadorys, 2005.