Цель:
- расширить знания детей о разнообразии грибов
- ознакомить с особенностями строения и способом питания грибов.
- сформировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса.
Оборудование
Муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов»
Ход урока
1. Введение в тему урока
- Что такое лес?
- Назовите компоненты природного комплекса «лес».
- Что такое грибы? К какой группе или царству относятся: царству растений или животных?
(детям предлагается прочитать текст А.А. Плешакова «Не растения и не животные»)
Грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашел. Это все, конечно, так, но это не самое главное. Главное в том, что ученые нескольких веков не могли решить: что это вообще такое - грибы?
Надо сказать, что ученые объединили все растения в одну большую группу – царство растений. Животных – в царство животных, а куда отнести грибы?
К растениям? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное – не зеленые. К животным? Но на животные они тем более не похожи!
К тому же долгое время не были известны споры грибов, с помощью которых они размножаются. И многие думали, что грибы появляются на свет от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже… по прихоти какой-нибудь нечистой силы.
Наконец, грибы все-таки отнесены были к растениям. Так и стали писать в книгах: грибы- растения.
Казалось бы, вопрос решен. Но… Постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых н6и в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Этого, правда, недостаточно, чтобы считать грибы животными, но вполне достаточно, чтобы не считать растениями!
Специалисты по грибам предложили выделить грибы в особое самостоятельное царство. Грибы – это грибы. Их на свете очень много! 100 тысяч видов!
- как вы определили, что это гриб? Назовите его.
Конечно, многие из вас знают не только название грибов, но и могут отличить грибы друг от друга. Вместе с родителями вы собирали грибы в лесу моховики и маслята, белые грибы и шампиньоны, сыроежки и опята – вот далеко не полный список грибов, которые встречаются у нас в Томской области.
2. Строение гриба
(На доске рисунок с изображением нескольких грибов от одной грибницы)
- Сколько грибов изображено на рисунке?
Если ты думаешь, что три, то ошибаешься: здесь нарисован всего один организм, но он образовал три плодовых тела. Та часть гриба, которая находится на поверхности, называется плодовым телом. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей – грибницы или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибница и есть тело организма гриба. Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют – шляпочные грибы. Они часто напоминают зонтики. Есть грибы, похожие на цветы. Другие – на округлые белые камни, даже трещинки видны. Третьи – на бокальчики, наполненные монетками. Их так и зовут – бокальчиками. Четвертые – на вязаные шапочки, красные и с круглыми дырочками. Пятые – на разноцветные оленьи рожки.
Размеры грибов самые разные. Есть грибы - великаны. Их размер 1,5 метра. А у грибов – малюток - всего миллиметр.
(рассказ сопровождается показом таблицы «Строение шляпочных грибов» и муляжей грибов)
3. Питание грибов
Вы уже заметили, что грибы окрашены в самые разные цвета, но у них практически отсутствует зеленый цвет. Значит, грибы не могут подобно растениям, перерабатывать солнечную энергию и углекислый газ в питательные вещества. Грибы не обеспечивают себя продуктами питания.
- Каким же образом они питаются? (ответы детей)
Грибы питаются готовыми органическими веществами из почвы. Организм гриба поселяется в питательной среде. Организм гриба поселяется в питательной среде, богатой растворами органических веществ и всасывает их через клеточные стенки.
Все грибы – мусорщики. Одни из них питаются почвенным раствором, другие поселяются в отмерших растениях и животных. Иногда грибы поселяются на еще живых, но больных организмах и медленно перерабатывают их ткани после смерти. Они превращают органические вещества в более простые – неорганические, минеральные вещества, нужные растениям.
Представьте, сколько опавших листьев должны перерабатывать грибы каждый год, чтобы они не накапливались в лесу.
4. Симбиотические связи
(на доске фотографии спорынья поселяется в зеленых злаках, эмпуза поражает живых насекомых, трутовик проникает в повреждения ствола)
- В каких местах следует искать подосиновики, опята, маслята, подберезовики?
Многие лесные грибы живут не просто в почве. Они образуют сплетение с живыми корнями некоторых растений – мокоризу. Через это сплетение гриб может получить нужные ему органические вещества, а корень растения – минеральные вещества. Так они помогают друг другу.
- С какими деревьями образуют микоризу эти грибы?
Подберезовики – с корнями…
Подосиновики – с корнями…
(знакомство со статьей А.А. Плешакова «зачем грибы в лесу»)
Когда-то в степных районах стали создавать лесные полосы, чтобы защитить посевы от суховеев. Обнаружилось, что деревья здесь очень плохо растут. Что-то им не хватает. Заметили: нет грибов. Тогда из старых, богатых грибами лесов привезли землю с грибницей. Вскоре, в молодых посадках, тоже появились грибы и что же? Лес словно ожил, деревья заметно прибавили в росте, силе, здоровье.
Деревья и грибы, оказывается, дружат между собой. Тонкие, белые, похожие на паутинку нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворенными в ней минеральными солями, а дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях. Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – с какими-то определенными.
Подберезовик мы обычно находим под березой, подосиновик – под осиной, рыжик под сосной и елью, масленок – под сосной, а белый гриб – под березой, елью, сосной и дубом. Кроме того, грибы могут вступать в содружество с кустарниками и даже травами.
Но не только поэтому грибы нужны лесу. Вот на большом подберезовике обедает слизень. Ты недоволен, что он испортил гриб? Но у слизня на этот гриб есть все права. Он в лесу законный житель. Вот здесь на грибной шляпке оставила след своих коготков и зубов белка, а у этого молодого боровичка бок отгрызла полевка.… Одним словом, многие животные едят грибы. Белка, как известно, даже запасает их на зиму, накалывая на веточки.
Вкусы у животных не всегда совпадают с нашими. Они не обходят стороной и опасные для нас грибы, например, мухомор, не брезгуют им слизни, сороки, белки, а лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по несколько штук. Мухоморы для лосей – лекарство, помогающее избавиться от глистов. Возможно, и другие животные им лечатся.
Многие грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса, без которых не обойтись.
Но как часто человек, проходя по лесу, пинает или палкой сшибает мухоморы, сыроежки. Поступать так – значит не уважать лес, не понимать, не любить его!
А если уж говорить о мухоморе.… Этот гриб помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, а еще украшает лес. Это ведь тоже важно.
(беседа по содержанию)
- Составьте вопросы друг другу по содержанию рассказа.
5. Игра «Узнай меня»
Участники рассказывают о себе – грибе, все должны узнать его.
6. Итог урока
- Зачем грибы нужны лесу?
- Какие знания о грибах вы получили?
- О чем бы вы хотели еще узнать?
7. Домашнее задание
Подумайте, какую пользу приносят грибы животным? Человеку? Составьте рассказ- рассуждение и запишите его.