Предпрофильное обучение, 8-й класс. "Профессия – следователь"

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 8


Структура занятий

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти, внимания).
  2. Знакомство с профессией, которой, посвящён урок (коллективное обсуждение):
    • что я знаю об этой профессии;
    • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
    • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
  3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
  4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).

Профессия “следователь” требует развития способностей, связанных с концентрацией и распределением внимания, зрительной и вербальной памятью, логическим мышлением, умением слушать.

Ритуал приветствия:

- Прошу вас подойти поближе к светильнику, протянуть над ним руки и закрыть глаза. У каждого из вас есть желание:

  • узнать свои сильные и слабые стороны;
  • научиться соотносить свои способности с требованиями будущей профессии;
  • управлять своими эмоциями и разбираться в людях.

- И сейчас, когда вы откроете глаза, ничего существенного вокруг не изменится. Однако появится желание и настрой понимать друг друга.

- Откройте глаза и улыбнитесь, взявшись за руки.

Разминка “Зрительная память”.

- За одну минуту вам надо запомнить девять фигур на плакате. Затем зарисовать их в тетради. После этого фигуры снова показываются, и вы их сверяете со своими.

(Звучит инструментальная музыка).

- Какую способность вы тренировали во время разминки? Эта способность имеет отношение к теме нашего занятия.

Основное содержание:

- Сегодня вы соприкоснетесь с еще одной очень интересной профессией, которая называется “ следователь”. Попробуйте описать ее самостоятельно. ( Устные ответы учащихся обобщить).

Следователь – человек, который осуществляет сбор и проверку доказательств при расследовании преступлений.

- Какие учебные предметы необходимо знать будущему следователю? Нужны ли ему математика, русский язык, история, география?

- Какими способностями должен обладать следователь?

На эти и другие вопросы мы ответим в течение всего занятия.

И сейчас мы “ расследуем” несколько дел.

Для следователя очень важно иметь высокий уровень развития внимания, хорошую зрительную память, логическое мышление, умение слушать и запоминать.

Расследование любого дела связано с решением логических задач.

(На доске плакат и текст задачи).

Дело №1. В классе произошла кража. Украдены часы, кошелек и шапка. Подозреваются три мальчика: Питер, Джон и Боб. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут. Питер: “ Я не брал часы, а Боб не брал кошелек”. Джон: “ Я не брал шапку, а Питер не брал часы”. Боб: “ Я не брал кошелек, и Джон не брал кошелек”.

Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?

(Данное дело расследуется совместно с учащимися. Строится таблица).

  кошелек часы шапка
Питер +
Джон +
Боб +

Дело №2. ( Расследуется самостоятельно). Змей Горыныч, Баба- яга и Кощей, совершив злодейство, разбежались и спрятались. На поиск злодеев отправились - Шерлок Холмс, Мегре и майор Пронин. Самым расторопным оказался майор. Он поймал первого злодея. Кто кого поймал, если Шерлок Холмс не охотился за Змеем Горынычем, а последней была обнаружена Баба-яга.

Для следователя очень важно иметь высокий уровень развития внимания.

В доме произошла кража. Необходимо составить опись украденного.

Чтобы провести осмотр происшествия и составить опись украденного, нужно пригласить понятых и составить протокол.

( Работают в парах – найти 7 предметов).

Главная задача для следователя – раскрыть преступление;

Главное средство для этого – собрание и закрепление доказательств.

- В доме, где произошла кража, задержан человек, который утверждал, что он просто ошибся дверью. Следователь, обыскав этого человека, нашел зашифрованную записку. Когда записку расшифровали, то узнали, где спрятано награбленное. ( Прочтите эту записку).

- Высокий уровень эрудиции и осведомленности необходим каждому следователю. (“Литературное опознание”).

(Работают в парах).

1. - Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый. Он совершил диво дивное, усовершенствовал диковинку заморскую - подковал стальную английскую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою родину.

2. - Странное, плавающее существо: получеловек-полулягушка, с серебристой чешуей, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывается юноша в возрасте 20 лет. Однако в своем получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище.

3. - Внешность этого человека была необычной. Он был одет в глухое пальто, голову его покрывал несколькими слоями бинт, на глазах - черные очки, розовый нос блестел, будто сделанный из папье-маше, на руках - плотные перчатки. Этот человек был великим изобретателем, но его открытия не принесли счастья ни ему, ни человечеству, хотя он мог творить поистине чудеса.

4. - Молодой человек, 18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в 17 веке видов спорта, вступил в спор с представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличало особое, рыцарское отношение к дамам, он обладал чувством юмора, был остроумен, хитер, сообразителен.

5. - Молодой туземец, родом из Южной Америки, был приговорен к смерти, но спасен человеком, жившим много лет в одиночестве. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя.

6. - Это была собака огромная, черная, как смоль. Такой собаки из нас, смертных, еще никто не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана.

- Собранные следователем доказательства должны быть объективными и убедительными для суда. (“Из практики знатоков”). (Работают в группах).

1. С наступлением затяжных осенних дождей семейство Ивановых покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда в квартиру Иванов договорился с соседом по даче, неким Д., чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года Д. позвонил Иванову и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Иванов тотчас обратился в милицию, и вскоре следователь Томин уже допрашивал Д. Тот рассказал следующее: “ Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Иванова. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал дырочку во льду на окне, посветил в комнату карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Иванову и обо всем рассказал”. - Все ясно, - строгим голосом заметил следователь Томин.

Почему следователь Томин заподозрил в краже Д.?

2. “Вчера я вернулся со службы домой несколько раньше, чем обычно. Только я присел за стол, собираясь поужинать, как вдруг в комнате жены что-то упало. Я бросился туда и увидел на полу разбитую старинную вазу, которой моя жена очень дорожит. В тот же момент из комнаты выбежал какой-то человек. Я кинулся за ним, но как только я оказался на улице, стекла моих очков запотели. Вы ведь знаете, что у нас сейчас стоят холодные вечера. Очень прошу разыскать злоумышленника. Ведь он, конечно, намеревался ограбить нашу квартиру. К тому же, как я объясню жене, - а она сегодня возвращается от своих родителей, - каким образом ваза оказалась разбитой?”. - Я не могу понять, гражданин Веселкин? Вот Вы пытаетесь ввести меня в заблуждение, ссылаясь на какого-то мнимого преступника, а будет гораздо лучше, если Вы сами расскажете жене, как все произошло, - сказал Знаменский.

Почему следователь Знаменский отказался расследовать это преступление?

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, который решил ею овладеть. Особенно быть внимательным и благожелательным к людям, обладать терпением и выдержкой. Уметь хорошо владеть собой.

Ритуал прощания.

- (Стоят в кругу и передают зажженную свечу с пожеланиями друг другу).

- Наше занятие завершается. Но наш путь не завершен, мы с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает новые горизонты. Совершенству нет предела.

Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути!