Цели урока:
- Рассмотреть решение задачи с использованием различных видов циклов.
- Сформировать умение решать задачи с использованием циклов.
- Способствовать развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение.
- Развитие познавательного интереса.
План урока:
- Постановка цели урока.
- Актуализация знаний и умений учащихся.
- решение задач.
- Домашняя работа.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Постановка цели урока.
Освоив, операторы присваивания и научившись пользоваться условным оператором IF, теоретически можно написать любую программу. Но в нашей повседневной жизни мы очень часто встречаемся с процессами, которые повторяются во времени несколько раз. Например: прорастание растения из семечки, смена времён года, смена времени суток, покраска забора, укладка кирпича и т.д. Гораздо удобнее в этих случаях использовать циклы. Циклы позволяют существенно упростить алгоритм и текст программы, сделать программу изящной, гибкой, более привлекательной. Сегодня на уроке мы будем решать такие задачи и убедимся в этом сами.
II. Актуализация знаний и умений учащихся.
Но прежде чем мы перейдём к решению задач, давайте вспомним с вами, какие циклы вы знаете?
В чём отличительная черта цикла While?
В чём отличительная черта цикла Repeat?
В чём отличительная черта цикла с параметром?
Ответы учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов №№ 2-8 презентации к уроку см. Приложение.
III. Решение задач.
Задача:
Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить:
Сумму вклада через один, два, …, двенадцать месяцев.
Текст задачи выводится на экран слайд презентации № 9.
1. Анализ условия:
- Что нам известно?
- Что надо найти?
- Сколько переменных используется в задаче?
- Какие переменные мы будем вводить, а какие рассчитывать?
- К какому типу относятся переменные вводимые с клавиатуры?
- Если эти переменные относятся к вещественному типу, то какой результат мы получим?
- Как мы обозначим переменные?
Проанализировав условие данной задачи, мы можем записать описательную часть программы на языке Pascal.
Слайд презентации № 10.
2. Построение математической модели решения:
Первоначальный вклад а0=1000
1 месяц: а1=а0+а0*0,02
2 месяц: а2=а1+а1*0,02
----------------------------
10 месяц: а10=а9+а9*0,02
Общий случай: an=an-1+an-1*0,02
Слайд презентации № 11.
3. Составление алгоритма решения:
Слайд презентации № 12.
4. Запись программы:
Program vklad;
Var i: integer;
a: real;
Begin Writeln (‘введите значение первоначального вклада’);
Readln (а);
For i:=1 to 12 do
begin a:= a + a*0,02;
writeln (a); end;
end.
Слайд презентации № 13.
А теперь запишите данную программу с помощью цикла ДО или цикла ПОКА кому как удобнее.
Цикл до:
Program vklad;/
Var i: integer;
a: real;
Begin Writeln (‘введите значение первоначального вклада’);
Readln (а);
i:=1;
repeat
a:= a+a*0,02;
writeln (a);
i:=i+1;
until i>12;
end.
Цикл пока:
Program vklad;
Var i: integer;
a: real;
Begin Writeln (‘введите значение первоначального вклада’);
Readln (а);
i:=1;
while i<=12 do
begin a:= a+a*0,02;
writeln (a);
i:=i+1; end;
end.
Слайд презентации № 14.
IV. Домашняя работа.
Решите задачу, используя цикл на ваше усмотрение.
Одноклеточная амёба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определить, сколько будет клеток через 3, 6, 9, …, 24 часа.
Слайд презентации № 15.