Решение задач с использованием циклов

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Рассмотреть решение задачи с использованием различных видов циклов.
  2. Сформировать умение решать задачи с использованием циклов.
  3. Способствовать развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение.
  4. Развитие познавательного интереса.

План урока:

  1. Постановка цели урока.
  2. Актуализация знаний и умений учащихся.
  3. решение задач.
  4. Домашняя работа.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Постановка цели урока.

Освоив, операторы присваивания и научившись пользоваться условным оператором IF, теоретически можно написать любую программу. Но в нашей повседневной жизни мы очень часто встречаемся с процессами, которые повторяются во времени несколько раз. Например: прорастание растения из семечки, смена времён года, смена времени суток, покраска забора, укладка кирпича и т.д. Гораздо удобнее в этих случаях использовать циклы. Циклы позволяют существенно упростить алгоритм и текст программы, сделать программу изящной, гибкой, более привлекательной. Сегодня на уроке мы будем решать такие задачи и убедимся в этом сами.

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

Но прежде чем мы перейдём к решению задач, давайте вспомним с вами, какие циклы вы знаете?

В чём отличительная черта цикла While?

В чём отличительная черта цикла Repeat?

В чём отличительная черта цикла с параметром?

Ответы учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов №№ 2-8 презентации к уроку см. Приложение.

III. Решение задач.

Задача:

Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить:

Сумму вклада через один, два, …, двенадцать месяцев.

Текст задачи выводится на экран слайд презентации № 9.

1. Анализ условия:

  • Что нам известно?
  • Что надо найти?
  • Сколько переменных используется в задаче?
  • Какие переменные мы будем вводить, а какие рассчитывать?
  • К какому типу относятся переменные вводимые с клавиатуры?
  • Если эти переменные относятся к вещественному типу, то какой результат мы получим?
  • Как мы обозначим переменные?

Проанализировав условие данной задачи, мы можем записать описательную часть программы на языке Pascal.

Слайд презентации № 10.

2. Построение математической модели решения:

Первоначальный вклад а0=1000

1 месяц: а100*0,02

2 месяц: а211*0,02

----------------------------

10 месяц: а1099*0,02

Общий случай: an=an-1+an-1*0,02

Слайд презентации № 11.

3. Составление алгоритма решения:

Слайд презентации № 12.

4. Запись программы:

Program vklad;
Var i: integer;
a: real;
Begin Writeln (‘введите значение первоначального вклада’);

Readln (а);
For i:=1 to 12 do
begin
a:= a + a*0,02;
writeln (a); end;

end.

Слайд презентации № 13.

А теперь запишите данную программу с помощью цикла ДО или цикла ПОКА кому как удобнее.

Цикл до:

Program vklad;/
Var i: integer;
a: real;
Begin Writeln (‘введите значение первоначального вклада’);

Readln (а);
i:=1;
repeat
a:= a+a*0,02;
writeln (a);
i:=i+1;
until i>12;

end.

Цикл пока:

Program vklad;
Var i: integer;
a: real;
Begin Writeln (‘введите значение первоначального вклада’);

Readln (а);
i:=1;
while i<=12 do
begin
a:= a+a*0,02;
writeln (a);
i:=i+1; end;

end.

Слайд презентации № 14.

IV. Домашняя работа.

Решите задачу, используя цикл на ваше усмотрение.

Одноклеточная амёба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определить, сколько будет клеток через 3, 6, 9, …, 24 часа.

Слайд презентации № 15.