Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) Закрепить изученные случаи сложения и вычитания трехзначных чисел, рассмотреть различные способы проверки сложения и вычитания.

2) Проверить сформированность навыков сложения и вычитания трехзначных чисел.

3) Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, прививать интерес к математике.

Оборудование: портреты Незнайки, Буратино, Мальвины, счетные палочки, книжки-считалки, плакаты для устного счета, ребусы, веера.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей. Садитесь!

Тут затеи и задачи
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу в добрый час!

II. Актуализация знаний.

Индивидуальные задания.

4 ученика работают по индивидуальным карточкам.

-Заполни пропуски:

Фронтальная работа.

а) Проверим гибкость вашего мышления, показываем быстро ответы веерами.

- Сколько сторон у треугольника?

- Сколько хвостов у курицы?

- От количества пальцев одной руки отнять 4. Сколько останется?

- Из леса нужно привезти 9 бревен. На машину можно положить не больше 4 бревен. Сколько раз придется съездить в лес, чтобы привезти все бревна?

- Брату 7 лет, а сестре 5. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 10?

б) Работа с книжками-считалками. На доске плакат. Посмотрите внимательно, какие животные живут в наших лесах. Назовите их.

Д. Зайцы, медведи, волки, лошади.

У. Как вы думаете, кто здесь “лишний”?

Д. Лошади.

У. Почему?

Д. Все животные дикие, а лошади – домашние.

У. На какие группы можно разделить остальных?

Д. Травоядных и хищников.

У. В наших лесах живут 3 сотни 7 десятков 8 единиц зайцев. Наберите это число в книжках-считалках и прочитайте его.

(слабый ученик работает с демонстрационными палочками на наборном полотне у доски)

У. Лоси составляют 4 сотни 7 единиц;

Рыси – 2 сотни 5 десятков 3 единицы;

Волки – 3 сотни 2 десятка.

А лошади, несмотря на то, что это домашнее животное, осталось очень мало.

В нашем районе их 1 десятков 8 единиц.

в) На доске 2 таблицы с разными фигурами

- Что общего у фигур слева и чем они отличаются от фигур справа?

III. Постановка цели урока.

На доске выписаны числа:

14 5 19

- Незнайка предлагает вам составить все возможные равенства из чисел 14, 5, 19. (На доске появляется портрет Незнайки)

В ходе работы на доске выписываются равенства:

14+5=19

5+14=19

19-4=5

19-5=14

- Итак, чем мы будем заниматься на уроке? Кто сможет сформулировать цель урока? (Будем проверять примеры на сложение и вычитание трехзначных чисел, научимся составлять верные равенства, сделать проверку).

IV. Работа по теме урока.

- Буратино тоже подготовил для вас задание. (На доске появляется портрет Буратино)

1) №1 с.62.

- Прочитайте задание. Составьте все возможные равенства из чисел и .

(Равенства записываются в учебнике-тетради)

- Как можно проверить примеры на сложение? (Вычитанием, если из целого вычесть часть, получим другую часть)

- Как проверим примеры на вычитание? (Сложением, если сложить 2 части, получим целое)

- Мне кажется, Буратино доволен вашей работой.

2) №2 с.62. Задание выполняется с комментированием, с проверкой.

1 пример – все вместе при помощи учителя;
2 пример – 1 ряд;
3 пример – 2 ряд;
4 пример – 3 ряд.

V. Физкультминутка “Гимнастика для глаз”

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!
Теперь вы все отдохнули,
Новая забота.
Нужно сделать на “отлично”
Математику.

VI. Повторение изученного.

1. Решение задач №5 с. 62.

- Прочитайте задачу. О ком говорится в задаче?

- Что известно в задаче? Что неизвестно?

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Какие еще вопросы можно поставить к этому условию?

- На сколько меньше учеников нашего 2а класса, чем у них?

2. – Вы знаете самую строгую учительницу из сказки “Приключения Буратино”? (Мальвина)

- Мальвина вам предлагает “подумать руками” . Как вы считаете, можно ли “думать руками”? Конечно, думать вы будете головой, но руки помогут вам в этом. Аккуратно сложите из 17 палочек фигуру №8 с.63.

а) Убери 3 палочки так, чтобы получилось 4 равные квадрата.

б) Убери 2 палочки так, чтобы получилось 5 равных квадратов. Сколько различных решений ты сможешь найти?

VII. Итог урока.

- Чему научились сегодня на уроке?

- Что вспомнили?

- Что особенно понравилось? Что показалось сложным?

- Над чем еще необходимо поработать дома?

- Взгляните еще раз на портреты. Кто здесь лишний? (Незнайка)

- Почему? (Он из сказки Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, а Буратино и Мальвина из сказки А.Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино”)

Домашнее задание

№ 4 с.62, *(желающим) №10

На уроке вы поработали дружно, слаженно, организованно. Показали, что учебный материал в целом вами усвоен. Спасибо за урок! Погладим свои головы за то, что они так хорошо работали.