Цели.
- познакомить учащихся с органами пищеварения и их работой.
- показать необходимость соблюдения гигиенических правил питания.
- расширять кругозор учащихся.
- развивать речь учащихся.
Оборудование:
- учебник.
- рабочая тетрадь.
- дидактические таблицы “Зубы. Органы пищеварения”.
- зубная паста и зубная щетка.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
На столе лежат:
Тетрадки, ручки, книжки –
Все в порядке.Мы за партами сидим.
На учителя глядим.
Слушаем внимательно -
Все делаем старательно.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с органами пищеварения и их работой.
3. Проверка д/з.
стр.9-13 пересказ
4. Проверочная работа.
- Назовите органы человека, которые являются “командирами” нашего организма? (головной и спинной мозг)
- Какой орган качает кровь ко всем частям тела? (сердце).
- В каком органе осуществляется дыхание? (в легких)
- Орган, который очищает кровь? (печень)
- Что входит в нервную систему человека? (головной мозг, спинной мозг, нервы)
- Какую функцию выполняет нервная система? (соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой)
ФИЗМИНУТКА
Мы осанку исправляем
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись.
Плечи вверх, назад и вниз -
Улыбайся и садись.
5. Беседа.
- Что необходимо организму человека для роста и развития?
(Чтобы жить, расти и развиваться, учиться и работать, человек должен питаться. Человеку, как и всем другим живым существам, нужны питательные вещества. Они поступают в организм с пищей.)
- Какие продукты человек использует для питания?
- На какие две группы можно разделить продукты питания человека?
- Какое значение для питания имеет вода?
- Почему человек должен использовать в пищу разнообразные продукты?
Пища, которую мы употребляем, прежде чем быть усвоенной организмом, перерабатывается.
Переработка пищи начинается во рту.
Во рту у человека находятся самые твердые образования организма – зубы.
- Какое они имеют значение?
6. Рассказ учителя о строении зубов.
Каждый зуб имеет корень, расположенный в глубине челюстной кости, шейку, погруженную в десну, и коронку, выступающую в ротовую полость. Коронка покрыта снаружи твердой зубной эмалью, которая предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов. Под эмалью находится плотное, похожее на кость – вещество – дентин. Внутри зуба имеется полость, заполненная мякотью. В ней ветвятся кровеносные сосуды и нервы. Мягкая часть в центре зуба называется пульпой.
У новорожденных нет зубов. Первые зубы начинают появляться с 6 месяцев. Их называют молочными. Молочные зубы постепенно выпадают и к 10-12 годам заменяются постоянными. У взрослых людей по 28-32 зуба.
Последняя пара зубов – зубы мудрости – обычно вырастают к 20-22 годам.
В зависимости от формы зубы человека можно разделить на 3 группы:
- резцы
- клыки
- коренные
Разные зубы выполняют разную работу. Так, плоские передние зубы – резцы (их по 4 на каждой челюсти) и заостренные клыки (их по 1 с каждой стороны от резцов) служат для откусывания пищи. Все остальные зубы имеют широкие, бугристые поверхности. С их помощью пища размельчается и пережевывается.
7. Работа по учебнику.
Комментированное чтение статьи на стр.16. “Береги зубы с детства”.
8. Рассказ учителя. “Как пища переваривается”.
Во рту пища не только измельчается и пережевывается с помощью зубов, но и смешивается со слюной.
Под действием слюны пища начинает перевариваться, т. е. пищеварение начинается уже в ротовой полости. Проглоченная пища по пищеводу поступает в желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока в течение 3-4 часов. Из желудка пища поступает в кишечник, где переваривается сначала под действием желчи, образующейся в печени, и сока поджелудочной железы, а затем окончательно под действием кишечного сока.
Питательные вещества, образовавшиеся в результате пищеварения, через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит питательные вещества по всему организму. (приложение)
9. Работа в тетради.
стр. 6 № 12 – 20
10. Домашнее задание.
стр. 15-16 – пересказ
11. Итог урока.
Объясните смысл высказывания:
“Пища – это топливо, необходимое организму для жизни.”
- Назовите органы пищеварительной системы.