Урок окружающего мира по комплекту Н.Ф. Виноградовой по теме "Пищеварительная система"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • познакомить учащихся с органами пищеварения и их работой.
  • показать необходимость соблюдения гигиенических правил питания.
  • расширять кругозор учащихся.
  • развивать речь учащихся.

Оборудование:

  • учебник.
  • рабочая тетрадь.
  • дидактические таблицы “Зубы. Органы пищеварения”.
  • зубная паста и зубная щетка.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
На столе лежат:
Тетрадки, ручки, книжки –
Все в порядке.

Мы за партами сидим.
На учителя глядим.
Слушаем внимательно -
Все делаем старательно.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с органами пищеварения и их работой.

3. Проверка д/з.

стр.9-13 пересказ

4. Проверочная работа.

- Назовите органы человека, которые являются “командирами” нашего организма? (головной и спинной мозг)

- Какой орган качает кровь ко всем частям тела? (сердце).

- В каком органе осуществляется дыхание? (в легких)

- Орган, который очищает кровь? (печень)

- Что входит в нервную систему человека? (головной мозг, спинной мозг, нервы)

- Какую функцию выполняет нервная система? (соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой)

ФИЗМИНУТКА

Мы осанку исправляем
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись.
Плечи вверх, назад и вниз -
Улыбайся и садись.

5. Беседа.

- Что необходимо организму человека для роста и развития?

(Чтобы жить, расти и развиваться, учиться и работать, человек должен питаться. Человеку, как и всем другим живым существам, нужны питательные вещества. Они поступают в организм с пищей.)

- Какие продукты человек использует для питания?

- На какие две группы можно разделить продукты питания человека?

- Какое значение для питания имеет вода?

- Почему человек должен использовать в пищу разнообразные продукты?

Пища, которую мы употребляем, прежде чем быть усвоенной организмом, перерабатывается.

Переработка пищи начинается во рту.

Во рту у человека находятся самые твердые образования организма – зубы.

- Какое они имеют значение?

6. Рассказ учителя о строении зубов.

Каждый зуб имеет корень, расположенный в глубине челюстной кости, шейку, погруженную в десну, и коронку, выступающую в ротовую полость. Коронка покрыта снаружи твердой зубной эмалью, которая предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов. Под эмалью находится плотное, похожее на кость – вещество – дентин. Внутри зуба имеется полость, заполненная мякотью. В ней ветвятся кровеносные сосуды и нервы. Мягкая часть в центре зуба называется пульпой.

У новорожденных нет зубов. Первые зубы начинают появляться с 6 месяцев. Их называют молочными. Молочные зубы постепенно выпадают и к 10-12 годам заменяются постоянными. У взрослых людей по 28-32 зуба.

Последняя пара зубов – зубы мудрости – обычно вырастают к 20-22 годам.

В зависимости от формы зубы человека можно разделить на 3 группы:

- резцы

- клыки

- коренные

Разные зубы выполняют разную работу. Так, плоские передние зубы – резцы (их по 4 на каждой челюсти) и заостренные клыки (их по 1 с каждой стороны от резцов) служат для откусывания пищи. Все остальные зубы имеют широкие, бугристые поверхности. С их помощью пища размельчается и пережевывается.

7. Работа по учебнику.

Комментированное чтение статьи на стр.16. “Береги зубы с детства”.

8. Рассказ учителя. “Как пища переваривается”.

Во рту пища не только измельчается и пережевывается с помощью зубов, но и смешивается со слюной.

Под действием слюны пища начинает перевариваться, т. е. пищеварение начинается уже в ротовой полости. Проглоченная пища по пищеводу поступает в желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока в течение 3-4 часов. Из желудка пища поступает в кишечник, где переваривается сначала под действием желчи, образующейся в печени, и сока поджелудочной железы, а затем окончательно под действием кишечного сока.

Питательные вещества, образовавшиеся в результате пищеварения, через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит питательные вещества по всему организму. (приложение)

9. Работа в тетради.

стр. 6 № 12 – 20

10. Домашнее задание.

стр. 15-16 – пересказ

11. Итог урока.

Объясните смысл высказывания:

“Пища – это топливо, необходимое организму для жизни.”

- Назовите органы пищеварительной системы.