Те кто работают с дошкольниками, знают какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, завязывать, складывать, лепить, вырезать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляю его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением выше упомянутых действий.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В ходе работы с детьми 3-7 лет по развитию сенсорной культуры и мелкой моторики возникла необходимость в разработке многофункциональных пособий и игр, то есть направленных на решение одновременно нескольких задач, что и было сделано. Хочу поделиться своим опытом по созданию пособий с коллегами. Огромную помощь в создании пособий и сборе различного материала для пособий оказали родители. Были изготовлены игровые пособия “Божья коровка”, “Ёлочка”, “Бабочка”, “Накрути пробки”:
Основа пособий - фанера. В ней просверлены отверстия, в них вставлены горлышки от пластиковых бутылок. Чтоб горлышки не прокручивались, их закрепили на фанере гвоздиками. Лицевая сторона пособия обклеена цветной, самоклеющейся бумагой.
Играя с такими пособиями, дети учатся ориентироваться на плоскости, закрепляют цвета, учатся работать с образцом.
Пособие “Теремок” помогает закреплять знания детей о цвете, цифрах. Можно дать задание типа “Кто живет в оранжевой квартире” или “Кто живет в квартире № 3”. Откручивая пробку, дети видят в окошечке кошку, собачку, мышку или любых других героев сказок.
Для детей старшего дошкольного возраста изготовили пособие “Игротека”
Левая часть пособия “Читай - считай” окажет неоценимую помощь в обучении детей счету, чтению, ориентировке в пространстве и многое другое.
Изготовлено оно, как и предыдущие, из горлышек от пластиковых бутылок. Они расположены друг под другом в десять рядов по десять штук. Это можно использовать для построения числовой лесенки, решения примеров и задач.
Примеры предлагаемых заданий:
1. Выложи по образцу.
2. Составь узор.
3. Построй геометрическую фигуру.
4. Сложи слово.
На начальном этапе дети выкладывали схематично слова, обозначая гласные звуки красной пробкой, согласные твердые – синей, согласные мягкие – зеленой. А когда дети познакомились с буквами, то к пробкам приклеили буквы на двухсторонний скотч, а сами буквы и цифры взяли из пособия для первоклассников “Касса букв и слогов”.
Можно много придумать заданий по математике.
5. Реши пример.
6. Найди соседей числа.
7. Считай дальше.
8. Задание типа “Прикрути в верхнем левом углу синюю пробку, в нижнем левом углу две оранжевых пробки, в середине - красную” или “Справа 5 штук - зеленых пробок, слева – 3 желтых” и т.п.
В центре пособия “Игротека” - уголок “Девочка в платье”.
Как сделано: голова из линолеума, на голове девочки – косички из ниток, к косичкам привязаны банты. На платье девочки пришили пуговицы разной формы и разного цвета. По бокам платья на уровне талии прикреплены ковровые кольца, в одно из них продеты два шнурка. В карманы платья вложены разные по цвету ленты, бусины. На первом этапе дети нанизывают на шнурок бусины в заданном порядке, например: белая, синяя, розовая. На втором этапе уже учитывается и время, затраченное на выполнение работы. А так как шнурков два, то дети могут соревноваться. После окончания упражнений шнурок, на который нанизывались бусины, закрепляется в кольце с другой стороны и завязывается, чтоб бусины не рассыпались. Получается красивый поясок к платью. Расстегнув все пуговицы на платье, ребенок увидит кольца, закрепленные в два ряда – это шнуровка.
Примеры заданий:
1. Заплети косички.
2. Завяжи справа белый бант, слева – красный.
3. Какой формы пятая пуговица сверху.
4. Между какими пуговицами находится коричневая.
5. На каком месте красная пуговица.
6. Какого цвета бант в левом (правом) кармане.
Правая часть пособия – “Цветные резинки”.
Как сделано: к фанере прибиты цветные силовые гвоздики. Имеются образцы для выполнения и цветные резинки. Дети по образцам натягивают резинки на декоративные гвоздики, получая изображение “Гусь”, “Дом”, “Клоун” и другие.
К уголку “Клубочки” подобрали клубки ниток разных цветов и разной фактуры (шерстяные, пуховые, синтетические). Клубочки закреплены на контактную ленту.
Примеры заданий:
1. Смотать нитку на палочку, пока звучит музыка.
2. Кто быстрее размотает клубок.
3. Сравнить клубки по цвету, качеству (с опорой на тактильные ощущения).
Чтоб у детей не пропадал интерес к такому роду заданий, внутрь клубка прячу небольшой предмет: колечко, пуговицу, бусину, игрушки из киндер-яиц и т.п.
В нижней части пособия “Игротека” сделана дорожка из самоклеющейся бумаги. Ведя по дорожке фломастером, дети помогают добраться ежику до леса. После выполнения фломастером графических заданий, дети стирают тряпочкой следы фломастера, и пособие используется многократно.
При изготовлении этих пособий я ставила перед собой следующие цели:
- развивать мелкую моторику (накручивание, нанизывание);
- закреплять знание о цветовой гамме и об оттенках цветов;
- упражнять в прямом и обратном счете, учить решать простейшие арифметические задачи;
- учить составлять симметричные узоры и узоры по принципу мозаики;
- делать звуковой анализ слов.
Работа по созданию пособий своими руками продолжается. Некоторые пособия изменяются, совершенствуются. Пожалуй, самым ценным и важным стало для меня эмоциональное отношение детей к заданиям, играм. Дети проявляют к ним устойчивый интерес. Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее, что способствовало формированию произвольности поведения и психических процессов.