Цели:
- знакомство детей с теми группами животных, которые не изучаются в основном курсе;
- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира;
- приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе.
Оборудование: карточки, таблицы.
Основное содержание1. Повторение пройденного материала.
(Викторина)1. Цветы ангельские, а когти дьявольские (шиповник,
роза).
2. Какое дерево считается национальным деревом
России (береза)
3. Почему весной не бьют пушных зверей?
4. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах?
5. След, какого зверя похож на человеческий (медведя).
6. Какой цветок “хвастается” своим долголетием?
7. Из каких растений можно приготовить зелёные
борщи?
8. Что можно предсказать, наблюдая за полётом
ласточек?
9. Назовите птицу, которая выводит птенцов не
строя гнёзд и не насиживая яиц.
10. Что птицам страшнее – голод или холод? (голод).
11. Когда, по народным приметам и преданиям, цветёт
папоротник? (в ночь на Ивана Купала).
12. Для чего необходимо почву рыхлить после дождя
или полива?
13. Пословица гласит: “Клади навоз густо, в амбаре
не будет пусто”. Каков смысл пословицы.
14. И.А.Бунин писал: “Лес, точно терем расписной,
лиловый, золотой, багряный…”. Что обуславливает
осеннюю окраску листьев?
2. Актуализация деятельности учащихся.
(Узнай животное по описанию).а) Эти животные живут в прудах, речных заводях. Они присасываются к телу других животных и питаются их кровью. Это животное применяют при лечении болезней для отсасывания крови (особенно при кровоизлияниях в мозг, при закупорке вен, при инфарктах миокарда). (Пиявки)
б) Эти животные знакомы всем. В сырую погоду – после дождя – они появляются на поверхности земли, а в остальное время держатся в почве. Любители удить рыбу знают, что искать их нужно в “жирной” земле, богатой перегноем. (Дождевой червь)
в) Эти животные водятся в реках, речках и озёрах с илистым дном и обрывистыми берегами. Под корнями, камнями или корягами они вырывают себе норки и в дневное время обыкновенно скрываются в этих убежищах. С наступлением темноты они выходят добывать себе корм. (Речной рак)
г) Эти животные внушают суеверный ужас. Они будто бы намеренно стараются ночью ужалить спящего человека. В Древнем Египте это животное почиталось как священное животное. Его именем названо созвездие. Задняя его часть “украшена” изогнутым шипом – жалом. Взрослые животные не терпят друг друга и иногда поедают своих собратьев. (Скорпион)
3. Изучение нового материала. (Рассказ учителя с элементами беседы).
1. Дождевой червь
Дождевые. Или земляные, черви хорошо знакомы каждому. В сырую погоду – после дождя – они появляются на поверхности земли, а в остальное время держатся в почве. Они являются почвообразователями. Тело червя сильно вытянуто и состоит из большого количества колец. На передней половине тела несколько колец заметно толще и бледнее других; они образуют “поясок”, который имеет важное значение во время размножения. Тело влажное и слизистое. В длину наши черви достигают 20-30 см; окраска красноватая.
Рассказать о передвижении: щетинки. Виды передвижения: во влажной почве и в плотной.
По ночам затаскивает листья в свои подземные ходы. Может определить свет и темноту; а также запахи, находя съедобные для себя пахучие объекты, например лук и грибы.
Регенерация. Размножение.
Живут черви более 10 лет и на зиму уходят в более глубокие, непромерзающие слои почвы.
Значение: разрыхляют почву > доступ воздуха и воды.
Прелые листья и другие, растительные и животные, остатки они затаскивают внутрь своих подземных ходов > обогащается почва перегноем > пышно развивается растительность > животная жизнь.
2. Пиявки
Самый заметный признак пиявки – это присоски по обоим концам тела; в центре передней присоски находится рот, а задняя служит только для прикрепления. Живут в прудах, болотах, речных заводях и старицах с вязким илистым дном. Своими челюстями пиявка может прокалывать кожу крупных животных и человека и высасывать кровь, поэтому медицинскую пиявку применяют при лечении болезней для отсасывания крови (особенно при кровоизлияниях в мозг, при закупорке вен, при инфарктах миокарда). Есть ещё ложноконская пиявка, у которой челюсти не могут прокалывать кожу крупных животных и которая нападает на мелких животных: червей, улиток, личинок насекомых и рыб.
3. Беззубка
Тело ракушки заключено в раковину, которая состоит из 2-х створок, которые соединены на спинной стороне. Передний конец закруглён и им она зарывается в ил или песок. Когда её никто не беспокоит, её створки приоткрыты и из них выставляется клиновидная мускулистая нога, которую ракушку погружает в толщу ила или песка.
Передвижение.
Встревоженная ракушка.
Питание.
Преследователи ракушек: вороны.
Экологическое значение.
4. Речной рак
Водятся в реках, речках и озёрах с илистым дном и обрывистыми берегами. Здесь под обрывом, корягой вырывают норы и скрываются в них днём. Активны ночью.
Поиск пищи.
Защитная окраска.
Изменение окраски.
Действия рака при его беспокойстве.
Пища: её виды.
Размножение, рост и линька (60-200 яиц у одной самки).
Живут 15-20 лет и достигают величины 20-25 см.
Регенерация конечностей.
5. Скорпион Крым, Кавказ, низовья Волги
Сходство с раком (но отдалённое). Задний отдел брюшка имеет жало в виде изогнутого когтя. Это и защита и нападение.
Сила яда.
Пища: насекомые и пауки: охотится ночью, а днём прячется под камнями. Клешнями он хватает свою жертву, поднимает над головой и убивает жалом. После этого скорпион подносит убитое насекомое ко рту, надкусывает его верхними челюстями и принимается высасывать.
Детёныши рождаются уже живыми. Первое время мать заботиться о детях, и носит
(1 неделю) их на спине, а потом они расходятся и начинают жить самостоятельно. Взрослые скорпионы агрессивны по отношению друг к другу, даже могут поедать собратьев.
Легенда о самоубийстве.
4. Закрепление изученного материала.
1. Вопросы повторения.
1.1. Дождевой червь
1.2. Пиявки
1.3. Беззубка
1.4. Речной рак
1.5. Скорпион
2. Загадки
1. Вот паучок-крестовичок В шесть ног бежит, спеша, Туда, где в паутине Запуталась оса. А может, я не так считал Или не то сказал. (У пауков не 6 ног, а 8) 3. Всю ночь работали
ткачи: |
2. Отчего бывает так, Что речной обычный рак, В одну сторону глазея, А в другую путь держа, Задом пятится, плывет В общем, все наоборот? (Рассказать о способах движения) 4. Сброшу я
старый и тесный пиджак, |
3. Викторина
1. Иногда мы в шутку употребляем выражение: “Я покажу тебе, где раки зимуют?” А где раки зимуют?
2. Какая нить в природе самая тонкая?
3. Сколько ног у паука?
4. Всегда ли рак движется назад?
5. Нередко после дождей на земле и даже на тротуарах появляются дождевые черви. Чем это объяснить?
6. Откуда пошло выражение: “Покраснел как рак?”
7. Среди людей бытует мнение, что скорпион, окруженный горящими угольями, оканчивает жизнь самоубийством. Так ли это?
5. Домашнее задание.
Творческая работа (подготовить кроссворд по теме урока).