Как показывают международные исследования, выпускники российских школ обладают более глубокими знаниями, чем их зарубежные сверстники, но хуже умеют эти знания применять. Проводя этот урок, мне хотелось показать, что эта конкретная вычислительная работа (и привлекательная постановка задач) не на словах, а на деле показывает силу математических методов в различных областях человеческой деятельности, осуществляет прикладную составляющую математического образования в школе и реализует межпредметные связи.
Цели урока:
• научить применять микрокалькулятор при расчете калорийности пищи
• расширить кругозор учащихся и объем знаний, полученных на биологии
• развивать речь, мышление учащихся
• учить анализировать, сравнивать, выделять главное
I. Вступительное слово учителя
Мы на сегодняшнем уроке начинаем изучать работу МК. Конечно, эта тема вводится поздновато в курсе алгебры 8 класса, т. к. вы уже умеете пользоваться МК. Так ведь? На каких уроках вы применяете МК? Зачем вы его применяете? Верно, чтобы сэкономить время и не ошибиться в сложных вычислениях. До этого урока я вам говорила, что на уроке пользоваться МК нельзя, а вот сегодня будет можно, т. к. основная цель урока: научиться применять МК в некоторых вычислениях. А учиться мы будем на материале совсем не математическом. Вы будете удивлены, когда попозже узнаете тему урока.
II. Подготовительный этап урока
Чтобы проверить, что вы умеете вычислять на МК, я предлагаю вам написать программу следующих вычислений. Какова разница в наборе?
(На доске записаны выражения, ученики к ним пишут программы вычислений)
Учитель корректирует записи, стирает лишние клетки.
III. Подготовка к выполнению проекта
Теперь, когда мы повторили программы вычислений, вы готовы выслушать тему урока? Тема урока: Здоровое питание. Вы удивлены? Из какого предмета эта тема? (из биологии)
Не удивляйтесь, ведь математические методы применимы для многих наук: физики, химии… Недаром говорят, что математика – царица всех наук.
А как вы понимаете слова – здоровое питание? Как надо питаться? Я наблюдаю за вами и вижу, что многие из вас не питаются в школе, хотя занятия в группе продленного дня заканчиваются в 16 часов. Многие заменяют школьные завтраки и обеды чипсами и кириешками. Этот факт и заставил меня взяться за эту тему.
Ведь еще со времен Гиппократа пищу сравнивали с мощным лекарством, т. к. уже древние отмечали: неправильное ее использование грозит серьезными осложнениями. Гиппократ писал о том, что надо знать:
- все пищевые вещества и напитки, и их свойства
- знать соотношение количества принимаемой пищи с конституцией человека и его возрастом.
И сегодня мы будем рассчитывать калорийность пищи, и сами составлять меню на один день .Для этого разделимся на 3 группы, чтобы провести вычисления быстрее. Рассчитаем калорийность суточного рациона питания для детей 11-15 лет, и узнаем, соответствует ли суточное меню уровню калорийности пищи. Это меню вам предложено в № 305 нашего учебника (авторы: Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и другие). I группа рассчитывает калорийность завтрака, II- обеда, III- ужина. Все расчеты вы должны поместить в таблицу (таблицы раздать группам).
Продукты |
Количество, г |
Калорийность, ккал на 100 г продукта |
Расчет калорийности пищи, ккал |
Завтрак Творог Сыр голландский Хлеб пшеничный Масло сливочное Кофе натуральный со сгущенным молоком
Обед Суп из говядины Курица отварная Макароны Салат из помидоров Компот Хлеб ржаной
Ужин Сосиски Картофель Каша манная Хлеб пшеничный Чай
|
125 50 30 25 200
150 125 100 100 200 50
150 100 100 30 200 |
86 380 236 661 310
187 241 332 19 223 190
324 83 326 236 - |
107,5 190 70,8 165,25 620 итого: 1153,55 ккал
280,5 301,25 332 19 446 95 итого: 1473,75
486 83 326 70,8 - итого: 965,8 |
После подсчета калорийности завтрака, обеда, ужина, представители групп озвучивают результаты вычислений. Все находят общую сумму и делают вывод: это меню не соответствует уровню калорийности, т. к. калорийность превышена на 593,1 ккал.
А как в этом случае можно было бы уменьшить калорийность суточного питания?
(Уменьшить количество пищи или заменить некоторые продукты менее калорийными.)
Чтобы знать, на какие продукты можно заменить данные, я предлагаю вам посмотреть энергетическую ценность некоторых продуктов.
(Раздать в группы таблицы “ Энергетическая ценность некоторых продуктов”.)
Энергетическая ценность некоторых продуктов.
Продукты | Ккал (на 100 г) | Продукты | Ккал (на 100 г) |
Супы Суп из говядины Суп из рыбы Борщ Овощной суп Похлебка из моллюсков Вторые блюда Курица отварная Макароны Картофель Рис, вареный Копченая свинина Тушеное мясо Ветчина копченая Баранья нога Колбаса жареная Сельдь, жареная Треска, печеная Салаты Из помидоров Из огурцов Из вареной свеклы Из моркови фруктовый |
187 80 63 37 30
241 332 83 123 405 229 120 290 265 199 96
19 15 45 20 95 |
Напитки Кефир Молоко цельное Какао Чай Томатный сок Кофе, молотый Лимонад Фрукты Яблоки Бананы Апельсины Мандарины Груши Выпечка Хлеб белый Хлеб серый Пирожное с кремом Булочки Печенье Имбирный пряник Джем Мед Шоколад мармелад |
52 65 312 - 16 2 21
37 79 35 34 41
236 216 440 527 471 373 261 288 529 261 |
IV. Проект: Составление меню с учетом калорийности пищи
Теперь вы попробуете сами составить меню на один день. Но сначала посмотрим, сколько ккал. необходимо школьнику вашего возраста. Предлагаю вашему вниманию следующие таблицы:
Возраст, лет | пол | Ккал/ день |
6 7- 10 11- 13
14- 17 |
- - мальчики девочки юноши девушки |
1970 2300 2700 2450 2900 2600 |
Распределение потребляемых за день калорий
завтрак | 30 % |
обед | 40 % |
ужин | 30 % |
I группа высчитывает количество калорий, необходимых на завтрак, II – на обед, III – на ужин (от 2800 ккал). Озвучиваем результаты: завтрак – 840 ккал, обед – 1120 ккал, ужин – 840 ккал.
Составляем меню на один день, используя эти данные и данные таблицы “Энергетическая ценность продуктов”. Вы можете брать любые продукты, любое их количество, но, чтобы количество калорий максимально совпало с последними данными.
I группа составляет меню на завтрак, II – на обед, III – на ужин.
После выполнения проекта группы озвучивают результаты, обосновывают свой выбор продуктов.
А сейчас мы посмотрим, сколько калорий вы получите сегодня в школьной столовой, если будете питаться два раза. Ваш одноклассник по моей просьбе взял меню в столовой.
Вы знаете, что у нас нет выбора продуктов, т.к. меню составляется из расчета, что завтрак будет стоить 6 рублей, обед- 3 рубля. Тем более интересно, сколько калорий у нас получится.
Завтрак
Продукты | Ккал/100 г | Кол-во грамм | Итого(ккал) |
Картофель Колбаса, жареная Чай хлеб |
83 265 1 233 |
250 105 200 116 |
207,5 278,25 2 270,28 |
758,03 ккал |
Обед
Суп из рыбы Печенье Чай Хлеб |
80 471 1 233 |
150 40 200 116 |
120 188,4 2 270,28 |
580,68 |
Общая сумма: 1338,71 ккал.
Чем достигается нужное количество калорий?
Теперь я предлагаю вашему вниманию расчет количества калорий тех продуктов, которые вы любите покупать в магазине.
Например, вы купили кириешки (30 г) и сухарики (20 г) – 196,2 ккал.
мягкие сухарики (20 г) и чипсы (90 г) – 541,8 ккал.
Видите, что этот набор продуктов не заменит вам горячего питания ( по калорийности), тем более, что без горячего питания портится желудок. Об этом вы будете говорить на уроках биологии. А я могу добавить, что в настоящее время существует несколько теорий питания. Например, согласно теории сбалансированного питания, идеальным считается питание, при котором поступление пищевых веществ максимально точно ( по времени и составу) соответствует их расходу и на каждую белковую калорию должно приходиться две жировые и три углеводные. Адекватная теория утверждает, что питание должно соответствовать индивидуальным особенностям организма. Вегетарианство- общее название систем питания, исключающих или ограничивающих потребление продуктов животного происхождения. Убежденные сыроеды, доказывая истинность своей теории, говорят, что в течение миллионов лет люди питались одной сырой пищей.
V. Подведение итогов. Рефлексия
- Что было главным на уроке?
- Что было интересным?
- Что нового узнали?
- Чему научились?