Цели:
1. Научить складывать дроби с разными знаменателями.
2. Обобщить и систематизировать знания о дробях.
3. Совершенствовать вычислительные навыки, навыки самостоятельной работы.
4. Развивать память, внимание, логическое мышление, умение делать обобщающие выводы.
5. Воспитывать положительное отношение к знаниям.
Оборудование:
учебник «Математика» 4 класс, авторы И.И. Аргинская, Е.И.Ивановская, мультимедийный проектор, тетрадь «Математика» № 2, 4 класс, авторы Е.П. Бененсон, Л.С.Итина.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Учитель: Чему мы учимся на уроках математики?
Дети: Развивать внимание, память, логическое мышление.
Учитель: Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке. А внимание особенно.
- Скажите, какое сегодня число?
Дети: 19 января.
Учитель: Давайте устроим праздник числу 19 и расскажем всё, что вы знаете о нём.
Дети: - Это число натуральное, т.к. стоит в натуральном ряду чисел на 19 месте.
- Оно двузначное, потому что при записи этого числа используется две цифры.
- Оно нечётное, т.к. не делится на 2.
- Это число целое.
- Оно количественное
- В нём 1 десяток и 9 единиц.
- Предшествующее число 18, а последующее 20.
Учитель: Какой сегодня день?
Дети: Девятнадцатый.
Учитель: Что можете сказать о нём?
Дети: Это число порядковое.
На доcке: / /
Учитель: Что скажите?
Дети: Это палочки.
Учитель: Какие?
Дети: Прямые, параллельные, ровные.
Учитель: Как с помощью трёх палочек можно получить число 19?
(Дети у доски пробуют подставлять палочки)
На доcке: XIX
Учитель: Какую нумерацию получили?
Дети: Римскую.
Учитель: Запишите в тетради число 19, используя римскую и арабскую нумерацию.
(Дети записывают в тетради 19 - XIX)
Учитель: Замените число 19 суммой разрядных слагаемых. (19 = 10+ 9)
А теперь проведём арифметический диктант.
(Один ребёнок работает на специальной доке, маркером)
Запишите число, в котором:
- 19 десятков (190)
- 19 сотен (1900)
- 1 сотня и 9 единиц (109)
- 9 десятков и 1 единица (91)
- 9 сотен и 1 десяток (910)
- 9 сотен и 1 единица (901)
Посмотрите на числа, которые вы записали и проверьте их с доской. Все ли согласны?
Скажите, что общего в этих числах?
Дети: При записи этих чисел использовались цифры 1, 9, 0
Учитель: Какое число лишнее?
Дети:
- 91,т.к. оно двузначное.
-1900, т.к. оно четырёхзначное.
Учитель: Скажите, какую часть составляет 19-е число от всего месяца?
Дети: 1/31
Учитель: Скажите, какую часть составляют 19 прожитых дней от всего месяца?
Дети: 19/31
Учитель: Чем интересны полученные числа?
Дети: Это числа дробные.
Учитель: Что вы можете рассказать о дробных числах?
Дети: Дробное число состоит из числителя и знаменателя. Числитель, показывает, сколько равных частей взяли. Знаменатель, показывает, на сколько равных частей разделили целое.
Учитель: Сравните эти дроби.(1/31 < 19/31)
Почему?
Дети: Если надо сравнить дробь с одинаковым знаменателем, больше та дробь, у которой числитель больше.
Учитель: Какие равенства можно записать с этими дробями?
Запись на доске и в тетрадях:
1/31 +19/31 =20/31 | 20/31 -1/31 =19/31 |
19/31 +1/31 =20/31 | 20/31- 19/31= 1/31 |
III. Физминутка.
IV. Новый материал.
1. Работа с учебником с 110, № 267.
Учитель: Сравните суммы:
2/7+4/7 2/7+3/14 3/18+5/9 2/5+3/5 7/8+5/8 2/3+5/21
- Разделите их на две группы и укажите признак деления на группы.
(Группы появляются на доске с помощью компьютера)
1 группа | 2 группа |
2/7+4/7 | 2/7+3/14 |
2/5+3/5 | 3/18+5/9 |
7/8+5/8 | 2/3+5/21 |
Дети: В первой группе суммы дробей с одинаковыми знаменателями, а во второй – суммы дробей с разными знаменателями.
Учитель: Какая группа у вас не вызывает трудностей? Почему?
Дети: 1 группа, т.к. мы такие дроби уже умеем складывать.
(Дети самостоятельно решают 1 группу и записывают её в тетрадь)
Учитель: Почему 2 группа вызывает затруднения?
Дети: Мы не умеем складывать дроби с разными знаменателями.
Учитель: Значит, мы сегодня с вами будем учиться складывать дроби с разными знаменателями. А кто-нибудь уже догадался, что нам может пригодиться для решений этих выражений?
Дети: Нам надо вспомнить основное свойство дробей: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, получится дробь равная данной.
Учитель: Значит, что мы должны сделать?
Дети: Привести дроби к общему знаменателю.
(Решается 2 группа на доске с объяснением и комментированием)
Учитель: Ребята, сделайте вывод, как сложить дроби с разными знаменателями.
Дети: Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, надо привести их к одному знаменателю, т.е. умножить числитель и знаменатель на одно и то же натуральное число.
(Дети делают вывод, и он выносится одновременно на доску с помощью компьютера)
V. Закрепление материала.
(Задача на доске. Используется компьютер.)
Задача.
К чаю, мама подала рулет, разрезанный на 5 равных частей и торт, разрезанный на 10 равных частей. Брат съел 2 куска торта, а сестра 3 куска рулета. Сколько всего торта и рулет съели дети?
Учитель: Прочитайте задачу. Что нам известно?
Дети: К чаю, мама подала рулет, разрезанный на 5 равных частей и торт, разрезанный на 10 равных частей. Брат съел 2 куска торта, а сестра 3 куска рулета.
(На доске чертится схема к задаче)
Рулет
Торт
(Дети самостоятельно записывают в тетради решение, а один учащийся у доски. Затем ребята проверяют решение задачи)
Учитель: А теперь я ещё раз хочу посмотреть, все ли дети научились складывать дроби с разными знаменателями. предлагаю вам заполнить нашу корзину цветами. У вас на партах лежат цветы, на которых написаны математические выражения (сложение дробей с разными знаменателями). Вы должны их записать в тетрадь и решить. Помните, что красота и полнота нашей корзины зависит от количества правильных ответов!
(Дети самостоятельно решают математические выражения) После решения.
Учитель: Что вы заметили?
Дети: На цветке получились одинаковые результаты.
Учитель: Давайте соберём цветы в нашу корзину. Выйдете те, у кого получился ответ 5/6.
(Дети выходят с цветками красного цвета и с помощью магнитов прикрепляют их к корзине)
Учитель: А теперь выйдут те, у кого получился ответ 7/9.
(Дети выходят с цветками голубого цвета и с помощью магнитов прикрепляют их к корзине)
Учитель: А теперь выйдут те, у кого получился ответ 5/8.
(Дети выходят с цветками розового цвета и с помощью магнитов прикрепляют их к корзине)
Учитель: Посмотрите, какой прекрасный букет у нас получился! Я дарю его вам за прекрасную работу на уроке.
VI. Итог урока.
Учитель: Чему научились на уроке?
Дети: Складывать дроби с разными знаменателями.
Учитель: Какое математическое свойство вам пригодилось для решения этих выражений?
Дети: Основное свойство дробей: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже натуральное число, получится дробь равная данной.
Учитель:
На уроке потрудились,
Многому вы научились!
Дроби в жизни так важны
Вы, ребята, молодцы!
Спасибо за урок!