Методика работы с песней на уроке истории

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: методика работы с песней, песня как исторический источник


Широко применяемые в последние годы современные мультимедийные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. Однако упор, в основном, делается на зрительное восприятие материала и недооценивается роль аудиальных средств обучения. В этом плане представляется интересным и полезным использование песен при изучении разных курсов истории. Песни доступны, их можно найти на самых разных носителях (пластинках, кассетах, дисках) в магазинах, фонотеках библиотек, частных коллекциях и Интернете. С точки зрения методики, песня многофункциональна и несет различную смысловую нагрузку в зависимости от целей и задач урока.

Во-первых, она может служить великолепной иллюстрацией при изучении реальных исторических событий. Так, в произведениях “Врагу не сдается наш гордый “Варяг”, “Матрос Железняк”, “БАМ” и др. отражены конкретные события.

Во-вторых, песня позволяет создать определенный эмоциональный фон, внутренний настрой. Это прекрасная возможность изучить тот или иной период не только на рациональном, “научном” уровне, но и посредством чувственного восприятия. Через ритм, тембр, тональность произведения учащиеся могут лучше ощутить так называемый “дух эпохи”. В качестве примера можно предложить песни из отечественных кинофильмов, посвященных событиям первой четверти XIX века: “Звезда пленительного счастья”, “Гусарская баллада”, “Давным-давно” и т.д. При изучении Великой Отечественной войны целесообразно использовать такие произведения, как “Священная война”, “Бери шинель – пошли домой”, “На безымянной высоте”, “Мы за ценой не постоим”, “Прощание славянки”, “День Победы” и т.д.

В-третьих, посредством песни очень хорошо передается не только эмоциональный настрой, но и сам образ изучаемой эпохи. В этом отношении интересны бардовские песни Б.Окуджавы, Ю.Визбора, А.Городницкого, О.Митяева, посвященные периоду 50-70-х годов ХХ века: “Песня поисковой партии”, “Песня искателей урана”, “Песня полярных летчиков”, “Палаточные города”, “Песня болотных геологов” и т.д. Для создания образа эпохи рекомендуется включать в соответствующие уроки произведения времен гражданской войны - “По долинам и по взгорьям”, “Тачанка”, “Там вдали, за рекой” и т.д., а также песни, посвященные советско-афганской войне. Эти песни целесообразно использовать на уроках, посвященных углубленному изучению того или иного периода.

В-четвертых, песни – это отражение общественной идеологии. Достаточно вспомнить “Партия – наш рулевой”, “Взвейтесь кострами”, “Интернационал”, “Бухенвальдский набат”, гимн СССР. Кстати, на идеологическую направленность последнего хорошо бы вывести учащихся путем беседы по тексту гимна с постановкой проблемных вопросов, например: 1) Почему республики сплотила именно “великая Русь”? 2) Действительно ли СССР был создан “волей народов”? Приведите примеры, как подтверждающие, так и опровергающие это утверждение.

В-пятых, через текст песни мы можем проследить определенные ценности общества. Это ярко проявляется в песнях советского периода, например:

  • Мы все добудем, поймем и откроем -
    Холодный полюс и свод голубой.
    Когда страна быть прикажет героем,
    У нас героем становится любой. (“Марш веселых ребят”)
  • Только в борьбе можно счастье найти (“Гайдар шагает впереди”)
  • Вы точки-тире телеграфные
    На стройках ищите меня,
    Сегодня не личное главное,
    А сводки рабочего дня (“Мой адрес – Советский Союз”)

В-шестых, текст песни может служить вспомогательным источником при изучении материала. Разумеется, песня ни в коем случае не заменяет учебник и письменный документ. В качестве примера приводится вариант работы с текстом песни “13 декабря 1825 года” в исполнении Жанны Бичевской. Предложенную форму работы целесообразно использовать на повторительно-обобщающем уроке по теме “Движение декабристов” при обсуждении вопроса об идеологии декабристского движения.

Перед прослушиванием песни имеет смысл провести с ребятами беседу для актуализации их знаний по теме. Возможные вопросы: Кто такие декабристы? Какие тайные общества декабристов вам известны? Каковы их программные документы? Что такое идеология? и т.д. Затем желательно прослушать песню в записи, однако у учащихся обязательно должен быть перед глазами текст, чтобы по ходу прослушивания песни ребята подчеркнули в нем ключевые идеи и слова. Затем на основе смыслового и стилистического анализа текста можно организовать беседу по предложенной теме.

Ниже предлагается полный текст песни и примерные вопросы для обсуждения.

13 декабря 1825 года

1. Сегодня или никогда
Настал последний вечер.
Ах, князь, кончайте речи,
Закройте шторы, господа,
Зажгите ярче свечи.
Забудем в этой тишине
Доносы и обиды.
Пока мы не убиты,
Пока мы не забыты –
Ах, князь, гитару мне.

2. Ах, князь, по правде говоря,
Живем, живем мы некрасиво,
Я повторяю и не зря:
Мы – за хорошего царя,
А за кого Россия?
Под звуки флейты и трубы
Я понял в дальних странах –
Тиранов делают рабы,
А не рабов тираны…
Ах, князь, как это странно.

3. Ах, князь, прекрасные слова -
Свобода, Равенство, Права.
Надеюсь, нам помогут…
Вы обмакнули рукава
В шампанское, ей Богу.
Франтерство, князь, и куражи,
Оставим мы поэтам,
Скользящим по паркетам.
А мы на карту ставим жизнь…
Готовьтесь, князь, к рассвету.

Первый куплет

  1. Почему “последний вечер” наступил именно “сегодня”? (Уникальность сложившейся исторической ситуации - междуцарствия. Завтра, 14 декабря, ожидается присяга гвардии и Сената новому императору)
  2. Как автор слов обращается к присутствующим? (Князь, господа). О чем свидетельствует подобное обращение? (Участники восстания – это “цвет” общества, представители дворянства)
  3. Почему предлагается “закрыть шторы” и “зажечь свечи”? (Это заговор одного из тайных обществ, поэтому участники восстания не хотят, чтобы кто-то их видел и слышал)
  4. Поясните смысл фразы: “Забудем в этой тишине доносы и обиды” (По всей видимости, между членами общества были серьезные разногласия)
  5. Прокомментируйте высказывание: “Пока мы не убиты” (Осознание участниками заговора всей серьезности, сложности и последствий готовящегося восстания)
  6. Поясните фразу: “Пока мы не забыты” - не забыты кем? На чью память рассчитывают будущие декабристы?

Второй куплет

  1. Почему один из участников вечера говорит, что “живем мы некрасиво”?
  2. “Мы - за хорошего царя”. Определите, о каком обществе идет речь. (Это Северное общество, поскольку именно в “Конституции” Никиты Муравьева предлагалось сохранить монархию). Что значит “хороший царь”?
  3. “А за кого Россия”? (Декабристы не уверены, что их поддержат).
  4. “Под звуки флейты и трубы я понял в дальних странах” - что означает эта фраза? (Человек, от имени которого ведется рассказ, участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.).
  5. Как вы понимаете фразу: “Тиранов делают рабы”? (Безропотное молчание народа способствует превращению правителей в тиранов)

Третий куплет

  1. “Свобода, Равенство, Права” - что это за слова? Почему их называют “прекрасными”? (Это один из лозунгов Великой Французской буржуазной революции)
  2. “Надеюсь, нам помогут” - на чью помощь рассчитывали декабристы?
  3. Прокомментируйте фразу: “Франтерство, князь, и куражи, оставим мы поэтам, скользящим по паркетам…” (Задуманное дело требует серьезного отношения)
  4. Почему декабристы “на карту ставят жизнь”? (Декабристы осознают серьезность и опасность того, что задумали)
  5. “Готовьтесь, князь, к рассвету” - почему к рассвету нужно готовиться? (На рассвете планируется выход нескольких полков на Сенатскую площадь)

Песни могут использоваться как целиком, так и фрагментарно, в зависимости от поставленных учителем целей и задач. Полифункциональность песни позволяет включать ее в различные типы уроков. Применение разнообразных приемов работы с песней позволяет не только полнее реализовать воспитательный момент урока, но и способствует формированию навыков аналитического и критического мышления учащихся.

Разумеется, подбор песен для уроков является индивидуальным и зависит от технических возможностей школы, интересов самого учителя, опыта работы, эрудиции и широты его кругозора. Предложенный материал (в том числе и его методическую составляющую) также можно использовать при подготовке бинарных и интегрированных уроков.