Цели и задачи урока:
- продолжить формирование представлений об особенностях географии и экономики стран Западной Европы;
- сформировать представление о роли Германии в истории европейской цивилизации и экономики;
- продолжить отработку навыков самостоятельной подготовки задания, творческого подхода к его выполнению;
- продолжить работу над умением записывать информацию путем составления таблиц, схем;
- закрепить умения и навыки при работе с контурной картой.
Тип урока: Урок-диалог.
Оборудование: географические атласы, политическая карта мира, карта Германии, таблицы, стенды, литература, сообщения печати по ФРГ, видеофрагмент о Германии, звукозапись музыки Баха, символика России, Кузбасса и ФРГ, сувениры из Германии.
Оформление доски: тема урока, цели и задачи, план урока, политическая, физическая карты мира, карта Германии, стенд “Германия”.
Эпиграф к уроку: “Познание стран и народов – украшение и пища человечества”. (Леонардо Давинчи)
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Оценка ЭГП и ПГП страны.
3. Общие сведения об истории страны.
4. Немецкий национальный характер.
5. Лицо Германии в МГРТ.
6. Работа с контурной картой.
7. Экономические связи Германии с Россией и Кузбассом.
8. Итоги урока.
9. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих. Звучит музыка С. Баха. На фоне музыки слова учителя: “Мы познакомимся с одной из высокоразвитых стран Европы — Германией”.
2. Изучение нового материала
Учитель знакомит ребят с задачами урока, которые написаны на доске и задает вопрос: “Как будем работать?” и тут же отвечает: “Думаю, Вы творчески подойдете ко всем заданиям. На уроке Вы будите не только слушателями, но и выступающими, секретарями – ведь надо кратко записать ЭГХ страны в таблицу, картографами – работа с географическими картами и контурной картой”.
Учитель
Представим, что группа старшеклассников нашей школы № 33 города Кемерово встретилась с немецкими школьниками. Какие вопросы интересуют ребят, мы узнаем сегодня. Левый ряд – это ученики из Кемерово; правый ряд – ребята из Германии (на столах ребят представлены флаги России, Кемеровской области, Германии) и я, Хобоцкая С.Б. независимый консультант. Знакомство со страной начинается с его адреса.
Ученик (Кемерово) - При слове Германия у меня возникают ассоциации, что эта страна созерцательного и романтического народа, который любит размеренную жизнь, пиво, колбасу и сардельки, добился непревзойденной производительности труда, прославился своими культурными и научными достижениями. Но именно эта страна развязала великое множество воин в истории Европы. Мне бы хотелось узнать о сегодняшнем ЭГП Германии, ведь до осени 1990 года было две страны ФРГ и ГДР.
На данное задание отвечает ученик представитель Германии. В ответе использует материал энциклопедии для детей, том 13. Страны, народы, цивилизации.
Ученик (Кемерово) - Может ли Германия вновь развязать войну в Европе?
Ребята - представители Германии высказывают свои точки зрения.
Учитель
Можно ли утверждать на примере Германии, что ЭГП историческая категория и меняется во времени?
(Да. До войны в состав Германии входила Восточная Пруссия. Ныне Калининградская область. На территории Германии после войны возникло два государства ФРГ и ГДР, восточная граница ФРГ проходила с ГДР и Чехословакией. С объединением двух Германий восточная граница стала проходить с Польшей и Чехией, больший выход в Балтийское морю).
Учитель предлагает обучающимся нанести границу Германии на контурную карту и подписать пограничные государства. После этой работы учитель напоминает ребятам о продолжении диалога.
Ученик (Кемерово) - На территории Кемеровской области люди появились в древнее время, о чем свидетельствуют наскальные рисунки на Писаных скалах. После походов Ермака, в Кузнецкий край попали русские и стали его осваивать, превратив в мощную индустриальную базу на востоке страны. А какова история развития Германии?
Отвечает ученик представитель Германии, используя знания по истории и материал энциклопедии для детей, т. 13, издательство Аванта.
Ученик (Германия) - кроме воин, которые развязывала Германия, хотелось бы отметить, что немецкий народ внес большой вклад в культурное наследие человечества. Бах, Бетховен, Вагнер. Гете, Шиллер… Кто не знает этих имен? Читает строки Гете, посвященные своей земле на немецком и русском языках.
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат кусты…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
(перевод М.Ю.Лермонтова)
Учитель
На Земле высшим созданием является человек.
Ученик (Кемерово) - Хотелось бы больше узнать о немецком национальном характере и современном населении Германии.
При ответе использованы материалы газеты “География” № 13, 1999, Интернета, Энциклопедии для детей т. 13. Немецкий национальный характер.
Учитель
На территории Кемеровской области есть немецкая диаспора, хотя многие немцы уехали в Германию из Кузбасса. С середины 20 века область покинуло более 18 тысяч человек. В области немецкое население проживает в крупных городах
Звучит музыка. Юноша и девушка в национальных немецких костюмах танцуют немецкую польку.
Ученик (Германия) - Немецкий язык включает несколько диалектов: верхненемецкий, средненемецкий, нижненемецкий, баварский и фризский. Литературным признан верхненемецкий язык. Именно его изучают в школах всей Германии, поэтому на нём говорит каждый житель страны. Однако особенности местных диалектов, например баварского или фризского, настолько велики, что жители некоторых земель склонны считать себя самостоятельными народами.
Учитель
Да, именно немецкий народ сделал свою страну экономически развитой, благодаря высокой дисциплине и производительности труда.
Ученик (Кемерово) - Основу экономики нашей области составляет угольная, металлургическая и химическая промышленность. Кузбасс – крупнейший угольно – металлургический, химический ТПК на востоке страны. Каково лицо немецкой экономики в МГРТ?
Ученик (Германия) характеризует экономику страны, её главные отрасли специализации, используя данную схему, которую обучающиеся чертят в тетради.
Работа с контурной картой Германии.
Условными знаками показать международную специализацию Германии.
Ученик (Кемерово) - На территории Германии есть промышленный район, который сравнивают с нашим Кузбассом. О каком районе идет речь?
Ученик (Германия) дает характеристику Рурскому промышленному району.
Учитель - По территории Рур в 6 раз меньше Кузнецкого угольного бассейна, по населению вдвое больше. Плотность населения в двенадцать раз в Рурском регионе выше, чем в Кузбассе. Рурский уголь добывается только подземным способом и его общая добыча в два раза меньше, чем в Кузбассе. Дотации Рура в десять раз выше. Находясь в центре Европы, Рур ближе к Москве, чем Кузбасс. Москва – Эссен 2030 км; Москва – Кемерово 3482 км.
Работа с контурной картой Германии.
Нанести границы Рурского бассейна.
Учитель обращается к ученикам (Кемерово) Какие вопросы ещё интересуют Вас.
Ученик (Кемерово) - Какие есть проблемы в благополучной Германии?
Для ответа ребята, представляющие Германию используют сообщения периодической печати, статью “Едина ли объединенная Германия”, газета География, № 44, 1999г.
Ученик (Кемерово) - Как развиваются внешние экономические связи Германии с Россией и Кузбассом?
Ученик (Германия) - говорит об истории российско-германских отношений с 18 века, затем приводит примеры сегодняшних отношений, используя материалы периодической печати, затем предлагает ребятам совершить короткое путешествие по городам Германии и отметить эти города на контурной карте, показав их значение в жизни страны. (Берлин, Дрезден, Мюнхен, Гамбург, Кельн, Дюссельдорф, Лейпциг).
Показ видеофрагмента о городах Германии.
Учитель предлагает ребятам подвести итог урока и ответить на вопрос: Почему одержав более 60 лет назад Победу над фашизмом, мы говорим о Германии как о друге, а не как о враге?
Некоторые ответы обучающихся:
- Изменилась политика Германии в отношениях с Россией; сотрудничество этих стран взаимовыгодно; создаются совместные предприятия; идет обмен студентами; развивается туризм; сам немецкий народ хочет жить в мире. В годы войны немцы, как и русские, потеряли на фронтах тоже немало людей.
- На вопрос, почему же после Победы над фашизмом Германия стала нашим другом, партнером нельзя ответить однозначно. Может – это из-за того, что Германия занимает высокое место на мировом рынке и выгодный партнер. А может из-за смены поколений. Ведь сегодняшние дети мало знают о войне и не настроены враждебно к немецкому народу, а посетив эту страну понимаешь, что это дружелюбная страна.
- Можно восхищаться немецким характером, его трудолюбием, дисциплиной, пунктуальностью, которые помогли стране подняться из руин, признать свои ошибки и стать другом, партнером для России.
3. Домашнее задание
На контурной карте показать экспорт и импорт Германии и подготовиться к тестированию по теме: “Страны Зарубежной Европы”
Литература:
- Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение, 2002.
- Клютер Х. Возрожденный Рур. Газета География № 23, 1997, стр.4.
- Родионова И.А. Бунакова Т.М. Экономическая география. – М., “Московский лицей”, 2000, стр.275 – 283.
- Соловьев Л.И. География Кемеровской области. – Кемерово, “Скиф” - “Кузбасс”, 2006
- Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации, т.13. М., Аванта, 1999, стр.154 – 161.