Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование с элементами концепции Карла Орфа”.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:
- музыкальные занятия
- театральная деятельность
- выступления на праздниках
- кружковая работа.
В разных видах деятельности:
- пение
- слушание музыки
- движение.
Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в нашем детском саду кружок “Веселый оркестр”.
В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа”.
Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.
Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.
Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:
- Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке
- Привить навыки игры на музыкальных инструментах
- Знакомить с произведениями детской классической музыки на практике.
- Овладевать простейшими элементами музыкального языка.
- Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления
- Развивать навыки общения и сотрудничества.
Основными видами деятельности на занятии кружка по элементарному музицированию являются активные формы:
- Пение
- Игра на детских музыкальных инструментах
- Речевые упражнения и движения
Цели:
- Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.
- Развивать музыкальные способности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
- Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
- Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.
- Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул
- Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.
- Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
- Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Развивающие:
- Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
- Развивать чувство ритма и ручной праксис.
- Развивать у детей чувство уверенности в себе.
- Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Воспитательные:
- Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
- Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
Мною разработан перспективно-тематический план работы кружка “Веселый оркестр”.