Глагол как часть речи

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

создать условия для:

  • обобщения знаний учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке, полученные в 3 классе;
  • совершенствования умения распознавать глаголы среди других частей речи;
  • развития орфографической зоркости, памяти, внимания;
  • воспитания интереса к русскому языку, прилежания, аккуратности.

Оборудование: схема «Глагол», тесты по теме «Глагол», сигнальные карточки

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Наш урок мы начинаем с отгадывания загадки:

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.

О какой части речи говорится в загадке?

Как вы определили это?

О чем пойдет речь на уроке, как вы думаете?

Чему мы будем учиться на уроке?

Да, сегодня мы начинаем изучение большой темы «Глагол». Задача сегодняшнего урока – вспомнить, что нам известно об этой части речи, ее особенностях; будем учиться находить глаголы в тексте, сравнивать с другими частями речи.

III. Наблюдение над грамматическими особенностями глагола, его ролью в речи.

Работа с учебником. Упр.398, с. 173

Работа в парах.

Подготовка ответов на вопросы учебника.

  1. На какие вопросы отвечают глаголы?
  2. Что они обозначают?
  3. Как изменяются?
  4. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Проверка.

Прочитайте четверостишие из упражнения. К какой части речи относятся выделенные слова?

Давайте докажем, что эти слова глаголы, ответим на вопросы учебника.

(Ученики читают вопрос, отвечают, учитель открывает таблички схемы).

Новикова О.М. 101-800-417

Запишите первое предложение упражнения, выделите главные члены.

(Перед записью выполняется гимнастика для рук).

Проверка. Анализ предложения.

Так каким же членом предложения чаще всего бывает глагол?

Ребята, составленная нами схема о глаголе – неполная. Мы еще очень много важного и интересного узнаем о глаголе, и эту схему будем дополнять.

IV. Словарно-лексическая работа.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. А с каким, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Назовите геометрическую фигуру и букву, которая на ней изображена.

Ребята, даю вам 30 секунд на запоминание.

(После этого фигуры с буквами убираются).

Теперь я буду показывать геометрические фигуры в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них.

Какое получилось слово?

К какой части речи относится это слово? Почему? (Обращаемся к схеме).

Найдите это слово в словаре, запишите в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

Запись с комментированием.

Новикова О.М. 101-800-417

Как вы понимаете значение этого слова?

Слово сверкать является неопределенной формой глагола. Давайте изменим это слово по числам и временам.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

Проверка.

Выполняя словарную работу, что мы развивали, чему учились?

Физминутка с движениями.

Если называю глаголы – хлопаем, другую часть речи – топаем.

Веселить, веселье, веселый, мы, радовался, радостный, радость, поход, походный, они, ходил.

V. Письмо по памяти.

– Чаще всего маленькие дети болеют простудными заболеваниями. Чтобы этого не случилось, что вы должны делать? (Заниматься спортом, закаливанием).

Прочитайте поговорку. Как вы понимаете ее смысл?

Кто много ходит, тот долго живет.

(После орфографической подготовки поговорка записывается по памяти).

Самопроверка.

У кого нет ни одной ошибки?

Найдите в предложении глаголы, подчеркните двумя чертами, укажите время.

Почему это глаголы настоящего времени?

Выполняя эту работу, чему мы учились?

Гимнастика для глаз.

VI. Упражнение в распознавании частей речи.

Работа с сигнальными карточками.

Сущ. – , прил. – , глаг. –

(Учитель читает слова, учащиеся показывают сигнальную карточку и записывают слова в нужный столбик).

Игрушечный, игра, играть, строить, строительный, строитель, праздник, праздновать, праздничный.

В каждый столбик допишите по 2 своих слова.

Проверка.

Почему эти слова являются именами существительными, именами прилагательными, глаголами?

Чему мы учились, выполняя эту работу?

VII. Обобщение.

(по схеме)

Что же мы повторили о глаголе сегодня на уроке?

Новикова О.М. 101-800-417

VIII. Тестовый контроль.

Ребята, у вас у каждого лежит тест «Глагол». Читайте задание, находите правильный ответ, помечайте его. За данную работу вы получите оценку. (Приложение).

IX. Итог урока.

Чему учились сегодня на уроке?

Справились ли мы с целями и задачами урока?

Какой вид работы понравился больше всего?

В каком виде работы испытывали трудности?

Анализ работы, анализ оценок.