Цели урока:
создать условия для:
- обобщения знаний учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке, полученные в 3 классе;
- совершенствования умения распознавать глаголы среди других частей речи;
- развития орфографической зоркости, памяти, внимания;
- воспитания интереса к русскому языку, прилежания, аккуратности.
Оборудование: схема «Глагол», тесты по теме «Глагол», сигнальные карточки
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
– Наш урок мы начинаем с отгадывания загадки:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
– О какой части речи говорится в загадке?
– Как вы определили это?
– О чем пойдет речь на уроке, как вы думаете?
– Чему мы будем учиться на уроке?
– Да, сегодня мы начинаем изучение большой темы «Глагол». Задача сегодняшнего урока – вспомнить, что нам известно об этой части речи, ее особенностях; будем учиться находить глаголы в тексте, сравнивать с другими частями речи.
III. Наблюдение над грамматическими особенностями глагола, его ролью в речи.
Работа с учебником. Упр.398, с. 173
Работа в парах.
Подготовка ответов на вопросы учебника.
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Что они обозначают?
- Как изменяются?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Проверка.
– Прочитайте четверостишие из упражнения. К какой части речи относятся выделенные слова?
– Давайте докажем, что эти слова глаголы, ответим на вопросы учебника.
(Ученики читают вопрос, отвечают, учитель открывает таблички схемы).
Новикова О.М. 101-800-417
– Запишите первое предложение упражнения, выделите главные члены.
(Перед записью выполняется гимнастика для рук).
Проверка. Анализ предложения.
– Так каким же членом предложения чаще всего бывает глагол?
– Ребята, составленная нами схема о глаголе – неполная. Мы еще очень много важного и интересного узнаем о глаголе, и эту схему будем дополнять.
IV. Словарно-лексическая работа.
– Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. А с каким, вы узнаете, выполнив следующее задание.
– Назовите геометрическую фигуру и букву, которая на ней изображена.
– Ребята, даю вам 30 секунд на запоминание.
(После этого фигуры с буквами убираются).
– Теперь я буду показывать геометрические фигуры в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них.
– Какое получилось слово?
– К какой части речи относится это слово? Почему? (Обращаемся к схеме).
– Найдите это слово в словаре, запишите в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
Запись с комментированием.
Новикова О.М. 101-800-417
– Как вы понимаете значение этого слова?
– Слово сверкать является неопределенной формой глагола. Давайте изменим это слово по числам и временам.
– Составьте и запишите предложение с этим словом.
Проверка.
– Выполняя словарную работу, что мы развивали, чему учились?
Физминутка с движениями.
– Если называю глаголы – хлопаем, другую часть речи – топаем.
Веселить, веселье, веселый, мы, радовался, радостный, радость, поход, походный, они, ходил.
V. Письмо по памяти.
– Чаще всего маленькие дети болеют простудными заболеваниями. Чтобы этого не случилось, что вы должны делать? (Заниматься спортом, закаливанием).
– Прочитайте поговорку. Как вы понимаете ее смысл?
Кто много ходит, тот долго живет.
(После орфографической подготовки поговорка записывается по памяти).
Самопроверка.
– У кого нет ни одной ошибки?
– Найдите в предложении глаголы, подчеркните двумя чертами, укажите время.
– Почему это глаголы настоящего времени?
– Выполняя эту работу, чему мы учились?
Гимнастика для глаз.
VI. Упражнение в распознавании частей речи.
Работа с сигнальными карточками.
Сущ. – , прил. – , глаг. –
(Учитель читает слова, учащиеся показывают сигнальную карточку и записывают слова в нужный столбик).
Игрушечный, игра, играть, строить, строительный, строитель, праздник, праздновать, праздничный.
– В каждый столбик допишите по 2 своих слова.
Проверка.
– Почему эти слова являются именами существительными, именами прилагательными, глаголами?
– Чему мы учились, выполняя эту работу?
VII. Обобщение.
(по схеме)
– Что же мы повторили о глаголе сегодня на уроке?
Новикова О.М. 101-800-417
VIII. Тестовый контроль.
– Ребята, у вас у каждого лежит тест «Глагол». Читайте задание, находите правильный ответ, помечайте его. За данную работу вы получите оценку. (Приложение).
IX. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Справились ли мы с целями и задачами урока?
– Какой вид работы понравился больше всего?
– В каком виде работы испытывали трудности?
Анализ работы, анализ оценок.