Авторская программа элективного курса по теме "Биология в профессиях"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Для правильного выбора профиля обучения необходимо определить приоритеты, которые могли бы помочь учащимся в выборе дальнейшего образовательного пути.

В этом немалую роль должен сыграть данный элективный курс “Биология в профессиях”, который призван показать учащимся применение биологических процессов в различных отраслях народного хозяйства.

Данный элективный курс направлен на расширение знаний в области биологических профессий. Курс носит развивающую и практическую направленность.

Основными формами занятий являются дискуссии, защита групповых проектов, рефератов, семинарские занятия и экскурсии.

Элективный курс рассчитан на 12 часов.

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, практических занятий и экскурсии на предприятия г. Зеленодольска.

Цель курса - способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Основные задачи курса:

  • профессиональная ориентация учащихся по биологическому профилю;
  • поддержка интереса к биологии и профессиональная направленность;
  • формирование общей культуры, нравственности, чувства патриотизма;

Формы контроля: рефераты, творческие работы, проектная деятельность и итоговая конференция.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

После изучения данного элективного курса учащихся должны знать:

  1. Биологические профессии;
  2. Внедрение биологических знаний и процессов в другие отрасли экономики России и Татарстана;
  3. Основные профессиональные требования к биологическим профессиям;
  4. Знать предприятия и организации России и Татарстана по данному профилю;

Учащиеся должны уметь:

  1. Ориентироваться в биологических профессиях и внедрение биологических знаний и процессов в другие отрасли экономики России и Татарстана;
  2. Оценивать свои склонности и способности к выбору профиля обучения или к выбору профессии;
  3. Развитию умений работать в группе;
  4. Выполнять и оформлять рефераты, творческие работы и групповые проекты, придерживаясь определённой структуры.

Содержание курса

Введение. В мире биологических профессий (1 час).

Познакомить учащихся с профессиями биологического профиля и применение биологических знаний в других профессиях.

Практическое задание: “ Определение своих склонностей и способностей способствующих выбору профессии и составления своей профессиональной карты”.

Тема 1. Биология в медицине (4 часа).

Введение в медицинские профессии и профессиональные требования к ним.

Познакомить с профессиями младшего и среднего медицинского персонала (медсестра различного профиля, лаборант, фельдшер, фармацевт), врачами различного профиля (терапевт, педиатр, хирург, онколог, отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог, травматолог и другие), а также с представителями медицинской науки (генетиками, геронтологом и другими).

Экскурсии:

а) Посещение детской и взрослой поликлиник, с целью знакомства с работой педиатра или терапевта; медицинской сестры и биохимической лаборатории.

б) Посещение аптеки, с целью знакомства с работой фармацевта или провизора.

Тема 2. Биология в педагогической деятельности (3 часа).

Биологические знания в профессиях учителей: начальной школы, музыки, физической культуры, ОБЖ, географии, химии, биологии, физики и информатики.

Применения знаний биологии в процессе воспитательной работы классного руководителя и воспитателей различных образовательных учреждений.

Практическое задание: “Оценка своих коммуникативных способностей с использованием психологических измерений”.

Тема 3. Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России и Татарстана (3 часа).

Ознакомление с применением биологических знаний в других профессиях (химик – технолог, лесник, эколог, инженер, ветеринар, агроном, архитектор, дизайнер, охотовед и другие).

Экскурсии:

а) Посещение предприятия “ПФМК” города Зеленодольска, с целью знакомства с работой инженера-эколога.

б) Посещение предприятия “Водоканал”, с целью знакомства с работой инженера-эколога и лаборанта биологической лаборатории.

Итоговая конференция “Биология в профессиях” (1 час).

Защита творческих работ и групповых проектов.

Примерная тематика индивидуальных и групповых проектов:

  1. Медицинская сестра.
  2. Фармацевт и провизор.
  3. Фельдшер
  4. Педиатр и терапевт, особенности их работы.
  5. Хирург, онколог и травматолог.
  6. Специалисты различного медицинского профиля (отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог).
  7. Биологические знания в педагогике.
  8. Охрана жизни и здоровья школьников.
  9. Учёт возрастные и индивидуальных особенности учеников(или воспитанников) в работе классного руководителя (или воспитателя).
  10. Живой уголок и дети.
  11. Животные и растения дома и в природе.

Учебно-методический план

темы

Название темы Общее количество часов Лекции Практические

занятия

Экскурсии Формы контроля
  Введение.

В мире биологических профессий

 

1

   

1

  Составление профессиональной карты ученика
1. Биология в медицине 4 2    

2

Выполнение рефератов и творческих работ по экскурсиям
2. Биология в педагогической деятельности 3 2 1   Выполнение рефератов и проектов
3 Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России и Татарстана 3 1    

2

Выполнение рефератов и творческих работ по экскурсиям.
  Итоговая конференция “Биология в профессиях” 1 1     Творческие и проектные работы учеников
  Итого: 12 6 2 4  

Список литературы

1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Э.М.Александровская, Н.И. Кокурина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

2. Биотехнология, охрана среды. – М., 1990.

3. Бутенко Р.Г. и др. Клеточная инженерия. – М., 1987.

4. Вакуленко В.В. и др. Декоративное садоводство: Пособие для учителей / В.В.Вакуленко, М.Ф.Труевцева, Вл. В. Вакуленко. – М: Просвещение,1982.

5. Васянин В.И. Сельскохозяйственные роботы. – М.: Колос, 1984.

6. Гусев В.Г. Живой уголок. – 2-е изд. – М.: Лесная промышленность, 1985.

7. Горышина Т.К. Растения в городе. Л., Издательство ЛГУ, 1991.

8. Егорова Т.А. Основы биотехнологии: Учеб. пособие для высш. пед.учеб.заведений / Т.А.Егорова, С.М. Клунова, Е.А. Живухина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

9. Заянчковский И.Ф. Животные – помощники ученых. – Уфа, 1985.

10. Кассиль Г. Н. Наука о боли. – М., 1975.

11. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. Для учащихся. – М., 1984.

12. Корабельников В.А. и др. Легенды и быль о собаках. Первые прирученные человеком: Кн. для учащихся / В.А. Корабельников, Т.В. Корабельникова, А.В.Корабельников. – М.: Просвещение, 1993.

13. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.

14. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.

15. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука школьника. Уфа, РИО, 1992.

16. Популярная медицинская энциклопедия. Гл.ред. В.И.Покровский – 3-е изд.- В одном томе. Аборт – Ящур. – М.: “Советская энциклопедия”, 1992.

17. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками /Под ред. Е.М. Борисосвой и др. – М.,1996.

18. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М., 1987.

19. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство “ Первое сентября”, 1999.

20. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. М.: Издательство “ Первое сентября”, 2000.

21. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М. Издательство “ Первое сентября”, 2000.