Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Для правильного выбора профиля обучения необходимо определить приоритеты, которые могли бы помочь учащимся в выборе дальнейшего образовательного пути.
В этом немалую роль должен сыграть данный элективный курс “Биология в профессиях”, который призван показать учащимся применение биологических процессов в различных отраслях народного хозяйства.
Данный элективный курс направлен на расширение знаний в области биологических профессий. Курс носит развивающую и практическую направленность.
Основными формами занятий являются дискуссии, защита групповых проектов, рефератов, семинарские занятия и экскурсии.
Элективный курс рассчитан на 12 часов.
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, практических занятий и экскурсии на предприятия г. Зеленодольска.
Цель курса - способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Основные задачи курса:
- профессиональная ориентация учащихся по биологическому профилю;
- поддержка интереса к биологии и профессиональная направленность;
- формирование общей культуры, нравственности, чувства патриотизма;
Формы контроля: рефераты, творческие работы, проектная деятельность и итоговая конференция.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
После изучения данного элективного курса учащихся должны знать:
- Биологические профессии;
- Внедрение биологических знаний и процессов в другие отрасли экономики России и Татарстана;
- Основные профессиональные требования к биологическим профессиям;
- Знать предприятия и организации России и Татарстана по данному профилю;
Учащиеся должны уметь:
- Ориентироваться в биологических профессиях и внедрение биологических знаний и процессов в другие отрасли экономики России и Татарстана;
- Оценивать свои склонности и способности к выбору профиля обучения или к выбору профессии;
- Развитию умений работать в группе;
- Выполнять и оформлять рефераты, творческие работы и групповые проекты, придерживаясь определённой структуры.
Содержание курса
Введение. В мире биологических профессий (1 час).
Познакомить учащихся с профессиями биологического профиля и применение биологических знаний в других профессиях.
Практическое задание: “ Определение своих склонностей и способностей способствующих выбору профессии и составления своей профессиональной карты”.
Тема 1. Биология в медицине (4 часа).
Введение в медицинские профессии и профессиональные требования к ним.
Познакомить с профессиями младшего и среднего медицинского персонала (медсестра различного профиля, лаборант, фельдшер, фармацевт), врачами различного профиля (терапевт, педиатр, хирург, онколог, отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог, травматолог и другие), а также с представителями медицинской науки (генетиками, геронтологом и другими).
Экскурсии:
а) Посещение детской и взрослой поликлиник, с целью знакомства с работой педиатра или терапевта; медицинской сестры и биохимической лаборатории.
б) Посещение аптеки, с целью знакомства с работой фармацевта или провизора.
Тема 2. Биология в педагогической деятельности (3 часа).
Биологические знания в профессиях учителей: начальной школы, музыки, физической культуры, ОБЖ, географии, химии, биологии, физики и информатики.
Применения знаний биологии в процессе воспитательной работы классного руководителя и воспитателей различных образовательных учреждений.
Практическое задание: “Оценка своих коммуникативных способностей с использованием психологических измерений”.
Тема 3. Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России и Татарстана (3 часа).
Ознакомление с применением биологических знаний в других профессиях (химик – технолог, лесник, эколог, инженер, ветеринар, агроном, архитектор, дизайнер, охотовед и другие).
Экскурсии:
а) Посещение предприятия “ПФМК” города Зеленодольска, с целью знакомства с работой инженера-эколога.
б) Посещение предприятия “Водоканал”, с целью знакомства с работой инженера-эколога и лаборанта биологической лаборатории.
Итоговая конференция “Биология в профессиях” (1 час).
Защита творческих работ и групповых проектов.
Примерная тематика индивидуальных и групповых проектов:
- Медицинская сестра.
- Фармацевт и провизор.
- Фельдшер
- Педиатр и терапевт, особенности их работы.
- Хирург, онколог и травматолог.
- Специалисты различного медицинского профиля (отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог).
- Биологические знания в педагогике.
- Охрана жизни и здоровья школьников.
- Учёт возрастные и индивидуальных особенности учеников(или воспитанников) в работе классного руководителя (или воспитателя).
- Живой уголок и дети.
- Животные и растения дома и в природе.
Учебно-методический план
№ темы |
Название темы | Общее количество часов | Лекции | Практические занятия |
Экскурсии | Формы контроля |
Введение. В мире биологических профессий |
1 |
1 |
Составление профессиональной карты ученика | |||
1. | Биология в медицине | 4 | 2 | 2 |
Выполнение рефератов и творческих работ по экскурсиям | |
2. | Биология в педагогической деятельности | 3 | 2 | 1 | Выполнение рефератов и проектов | |
3 | Биология в промышленности и в различных отраслях народного хозяйства России и Татарстана | 3 | 1 | 2 |
Выполнение рефератов и творческих работ по экскурсиям. | |
Итоговая конференция “Биология в профессиях” | 1 | 1 | Творческие и проектные работы учеников | |||
Итого: | 12 | 6 | 2 | 4 |
Список литературы
1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Э.М.Александровская, Н.И. Кокурина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
2. Биотехнология, охрана среды. – М., 1990.
3. Бутенко Р.Г. и др. Клеточная инженерия. – М., 1987.
4. Вакуленко В.В. и др. Декоративное садоводство: Пособие для учителей / В.В.Вакуленко, М.Ф.Труевцева, Вл. В. Вакуленко. – М: Просвещение,1982.
5. Васянин В.И. Сельскохозяйственные роботы. – М.: Колос, 1984.
6. Гусев В.Г. Живой уголок. – 2-е изд. – М.: Лесная промышленность, 1985.
7. Горышина Т.К. Растения в городе. Л., Издательство ЛГУ, 1991.
8. Егорова Т.А. Основы биотехнологии: Учеб. пособие для высш. пед.учеб.заведений / Т.А.Егорова, С.М. Клунова, Е.А. Живухина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
9. Заянчковский И.Ф. Животные – помощники ученых. – Уфа, 1985.
10. Кассиль Г. Н. Наука о боли. – М., 1975.
11. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. Для учащихся. – М., 1984.
12. Корабельников В.А. и др. Легенды и быль о собаках. Первые прирученные человеком: Кн. для учащихся / В.А. Корабельников, Т.В. Корабельникова, А.В.Корабельников. – М.: Просвещение, 1993.
13. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
14. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.
15. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука школьника. Уфа, РИО, 1992.
16. Популярная медицинская энциклопедия. Гл.ред. В.И.Покровский – 3-е изд.- В одном томе. Аборт – Ящур. – М.: “Советская энциклопедия”, 1992.
17. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками /Под ред. Е.М. Борисосвой и др. – М.,1996.
18. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М., 1987.
19. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство “ Первое сентября”, 1999.
20. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. М.: Издательство “ Первое сентября”, 2000.
21. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М. Издательство “ Первое сентября”, 2000.