Программа элективного курса "Познай себя"

Разделы: Школьная психологическая служба


I блок. Коммуникативный тренинг.

Цель: формирование сплочённости классного коллектива

Занятие №1

Цель: знакомство участников, выработка правил работы в группе.

Упр. №1 «Снежный ком».

Участники по очереди называют своё имя с прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать имена предыдущих участников, затем своё имя.

Упр. №2 «Это я».

Участникам предлагается закончить предложение «Я человек, который…»

Упр. №3 «Групповые правила».

Участникам предлагается высказаться о том, какие бы они хотели установить правила, чтобы чувствовать себя комфортно и удобно. Правила обсуждаются и фиксируются на ватмане.

Упр.№4 «Интервью»

Участники по очереди задают вопросы одному участнику группы. Так по очереди опрашиваются все.

Упр. №5 «Как ты себя чувствуешь?»

Каждый участник говорит, как он себя чувствует, как изменилось его состояние с начала занятия.

Занятие №2

Цель: формирование доверительных отношений в группе.

Упр.№1 «Построиться по росту».

Участники должны построиться по росту с закрытыми глазами. (Поглаживание, прикосновение снимают напряжение, дают возможность расслабиться, что необходимо для формирования доверительных отношений).

Упр.№2 «Былинка на ветру».

Участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу. Один участник стоит в центре круга, остальные его осторожно и медленно раскачивают. «Былинкой» должен побывать каждый.

Упр.№3 «Интервью в парах».

Группа делится на пары. Один будет играть роль журналиста, а другой человека, у которого берут интервью. Потом они меняются ролями.

Упр.№4 «Незаконченное предложение»

Участникам предлагается закончить предложения:

Мне особенно трудно с людьми, которые…

Мне особенно нравятся люди, которые…

Упр. №5 «Погода» (рефлексия занятия).

Занятие №3.

Цель: помощь учащимся в осознании проблем зависимости и ответственности.

Упр.№1 «Приветствие».

Участники хаотично передвигаются по кабинету, приветствуют друг друга произвольно: рукопожатием, прикосновением, словом.

Упр.№2 «Слепой и поводырь» (в парах)

Один участник закрывает глаза, второй помогает ему передвигаться по помещению. Затем они меняются ролями.

Затем в круге участники делятся ощущениями.

Упр.3 «Ответственность».

Закончи предложение:

  1. Быть ответственным для меня значит…
  2. Безответственные люди – это…
  3. Ответственность человека я узнаю…
  4. Я боялась бы нести ответственность за …
  5. Быть ответственным по отношению к самому себе значит…

Обсуждение проводится в парах, затем в кругу. Обсуждается проблема ответственности за себя и других.

Занятие №4

Цель: проверка навыков сплочённости группы

Упр.1 «Погода»

Упр.2 Льдина».

Инструкция: Перед вами река. Все вы находитесь на одном берегу. Задача группы - взявшись за руки перебраться по «льдинам» (листам бумаги) на другой берег. Если хоть один участник упадёт с «льдины», игра начинается заново.

Упр.3 «Скала»

Все участники встают на стулья друг за другом (стульев в 2 раза меньше, чем участников). Первый должен пройти по стульям и стать последним. Так должны участники передвигаться, пока последний не станет первым. Затем проходит обсуждение упражнения.

Занятие №5

Цель: проверка навыков защитного поведения, умения отстаивать свою точку зрения.

Упр.1 «Наводнение».

Инструкция: Вы вернулись домой и обнаружили, что три дня шёл дождь и в деревне, где вы живёте, началось наводнение. Река вот-вот выйдет из берегов. У вас есть возможность на две минуты забежать домой и взять самое необходимое. Вы можете взять только четыре вещи из перечисленного списка.

  1. Проект диссертации, который вы готовили последние 3 года.
  2. Фотокамера с отснятой плёнкой о первой годовщине вашего ребёнка.
  3. Личный дневник, который Вы вели последние 10 лет.
  4. Дорогая гитара.
  5. Пара любимых кроссовок.
  6. Книжка с адресами и телефонами.
  7. Старинный адрес 1887 года, который Вы взяли на время у друга.
  8. Переписка с любимым человеком.
  9. Две бутылки очень редкого вина.
  10. Бесценная коллекция пластинок.
  11. Семейная реликвия – альбом фотографий Ваших предков с прошлого века, доставшийся в наследство от умершей любимой бабушки.
  12. Лотерейный билет, который, как Вы узнали недавно, выиграл 1 миллион долларов.

Сначала список составляется каждым участником, затем в подгруппе по 3-5 человек и в группе.

После выполнения задания обсуждаются проблемы целей, ценностей участников группы.

Занятие №6

Цель: формирование умения убеждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Упр.1 «Место под солнцем».

В центре круга ставится стул.

Инструкция: Стул - это «место под солнцем». Человек, который сидит на этом стуле имеет всё, что ему хочется (счастье, здоровье, дом, деньги, семью). Люди же не сидящие на стуле несчастны, бедны, больны. Один человек садится на «место под солнцем», а других спрашивают - не хотят ли они быть счастливыми. Для этого нужно всего лишь сесть на стул. Что вы будете делать, чтобы занять «место под солнцем»?

Упр.2 «Рисунок».

Группа делится на пары. Дети в парах садятся спиной друг к другу. Им дают лист бумаги, ручку или карандаш.

Инструкция: один участник делает рисунок и, не называя, что он делает, объясняет второму участнику какие линии нужно проводить. Когда рисование закончено, рисунки сравнивают. Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения.

  1. Получились ли рисунки одинаковыми? Похожими?
  2. Почему не получились? Или получились?
  3. В какой роли чувствовали себя комфортнее?

Упр.3 «Состояние» (рефлексия занятия)

Занятие №7

Цель: проверка умения принимать решения в экстремальной ситуации.

Упр.1 «Поездка в Париж».

Инструкция:

  1. Группа едет в Париж. Все ли хотят ехать? Кто хочет остаться?
  2. Билеты есть не на всех, их в два раза меньше. Вам необходимо разместиться на этих местах. Кто не сможет разместиться, вам придётся остаться.
  3. Приехав в Париж, группа узнаёт, что деньги придут только через неделю, то есть группе нечего есть, негде жить. Что делать? (10 минут на обсуждение)
  4. За нарушение порядка на улице одного из участников забирают в тюрьму. Что будут делать остальные?
  5. Деньги пришли, но на них можно прожить здесь неделю одному человеку. Каково решение группы?

(Ситуаций можно придумать больше).

Вопросы для обсуждения.

  1. Какое у вас настроение после возвращения из Парижа?
  2. Если бы вы знали, что произойдёт с вами в Париже, поехали бы вы? Почему?
  3. Как вы оцениваете свои действия? Действия членов группы?
  4. Что вы сейчас чувствуете? Чем хочется поделиться?

Занятие №8

Цель: проверка сплочённости группы.

Упр.1 «Остров».

Инструктаж: Вы плыли на корабле. Он потерпел кораблекрушение. Группа оказалась на необитаемом острове, на котором живут людоеды. Они взяли в плен всю группу и хотят их съесть. Что будет делать группа? Племя отпустило всех кроме троих. Они даже согласны дать им лодки, но троих собирается съесть. Каковы действия группы? Кто из вас согласен пожертвовать своей жизнью? Кто будет объяснять родителям их товарищей, почему погибли их дети? Что «жертвы» хотят сказать своим близким в последней записке?

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие чувства вы пережили во время игры?
  2. Как вы оцениваете свои действия во время игры? Действия своих товарищей?

II блок. Цикл занятий «Познай себя»

Цель: помощь учащимся в познании своих возможностей, способностей.

Занятие №1 (вводное).

  1. Напиши свой автопортрет.
  2. Что ты знаешь о себе?
  3. Нужно ли человеку знать свои способности?
  4. Какие способности могут быть у человека?
  5. Что бы вы хотели узнать о себе?

Темы следующих занятий могут быть скорректированы в связи с запросами учащихся.

Занятие №2 (изучение свойств внимания).

  1. Диагностика внимания по методике «Корректурная проба».
  2. Анализ результатов.
  3. Рекомендации по развитию внимания.

Занятие №3 (изучение особенностей памяти).

  1. Диагностика механической, логической, ассоциативной памяти.
  2. Анализ результатов.
  3. Рекомендации по развитию памяти.

Занятие №4 (изучение творческих способностей).

  1. Тест «Каков ваш творческий потенциал?»
  2. Анализ результатов.
  3. Дискуссия «Зачем человеку быть творческим?»

Занятие №5 (изучение самооценки)

  1. Диагностика самооценки по шкале Дембо - Рубинштейна.
  2. Дискуссия «Что значит любить или не любить себя?»

Занятие №6 (повышение самооценки учащихся).

Упр.1 «Дракон»

Все участники становятся друг за другом, обнимают за талию. Первый – голова, последний – хвост. Голова должна поймать хвост.

Упр.2 «Красное кресло».

Все желающие по очереди садятся в центр круга, на «красное кресло». Все остальные говорят о нём что-либо хорошее.

Затем участники делятся своими ощущениями.

Упр.3 «Подарок».

Участники группы невербально дарят друг другу приятные подарки.

Упр.4 «Спасибо».

Участники по очереди благодарят за что-либо соседа справа.

Упр.5 Рефлексия занятия.

III блок. Цикл занятий «Я и другие».

Цель: определение жизненных целей и ценностей.

Занятие №1.

Упр.1 «Волшебный магазин».

На доске таблички со словами мир, честь, совесть, слава, здоровье, семья и т.д.

Инструкция: Ребята, вы попали в волшебный магазин. В нём продаётся товар, который нельзя купить за деньги. Чтобы его приобрести нужно взамен отдать что-то очень ценное или доказать, что он вам действительно очень нужен. Посетить магазин вы можете только один раз.

Желающие по одному приходят в магазин.

Вопросы для обсуждения.

  1. Какой товар пользовался наибольшим спросом?
  2. Каким ценностям отдавалось предпочтение материальным или духовным?

Занятие №2 «Мои личные и профессиональные планы».

Инструкция: представьте, что прошло 10 лет. Как вы будете выглядеть? где будете жить? Кем работать? Как вы получили эту должность? (Написать на листе).

Вопросы для обсуждения.

  1. Поделитесь своими представлениями.
  2. Что вам поможет реализовать свои планы?
  3. Что может помешать их осуществить?

Занятие №3 «Моё здоровье».

  1. Анкета оценки уровня здоровья по основным функциональным системам.
  2. Тест «Прогноз».
  3. Дискуссия «Моё здоровье в моих руках?»

Занятие №4

Цель: помочь выработать навыки эффективного поведения в разных социальных ролях.

Упр.1 «Кто ты?»

Напишите как можно больше предложений (не меньше 10), которые отвечают на данный вопрос.

Обсудить спектр ролей присущих человеку.

Упр.2 «Маски, которые мы надеваем?»

В парах разыграть сценки из жизни, например: покупатель-продавец, учитель-ученик, родитель-ребёнок. (Затем поменяться ролями.)

Обсуждение в круге.

Что вы чувствовали при выполнении задания?

Как менялось ваше настроение в связи со сменой роли?

Учебно-тематический план

Темы разделов, занятий

Количество часов

Всего Лекций Практические
занятия
I блок. Коммуникативный тренинг.

Цель: формирование сплочённости классного коллектива.

Занятие №1.

Цель: выработка правил работы группы.

1
Занятие №2

Цель: формирование доверительной атмосферы в группе.

1
Занятие №3

Цель: помочь участникам осознать проблемы зависимости, ответственности.

1
Занятие №4

Цель: проверка навыков сплочённости группы.

1
Занятие №5

Цель: проверка навыков защитного поведения, умения отстаивать свою точку зрения.

1
Занятие №6

Цель: закрепление умения убеждать, доказывать, принимать точку зрения другого человека.

1
Занятие №7

Цель: проверить умение ребят принимать решения в экстремальных ситуациях.

1
Занятие №8

Цель: проверка сплочённости коллектива.

1
II блок. Цикл занятий «Познай себя».

Цель: помочь учащимся познать свои возможности, способности.

Занятие №1

Цель: актуализировать проблему самопознания.

1 0,5 0,5
Занятие №2

Цель: изучить особенности внимания

1 0,5 0,5
Занятие №3

Цель: изучение особенностей памяти

1 0,5 0,5
Занятие №4

Цель: изучение творческих способностей.

1 0,5 0,5
Занятие №5

Цель: повышение самооценки участников группы.

1
III блок. Цикл занятий «Я и другие»

Цель: определение жизненных целей и ценностей

Занятие №1

Цель: осознание нравственных ценностей

1
Занятие №2

Цель: расширение границ профессионального самоопределения

1
Занятие №3

Цель: определение профессиональной направленности

1
Занятие №4

Цель: выработка навыков эффективного поведения в различных социальных ролях

1

Литература:

  1. Газета «Школьный психолог».
  2. Рогов Е.И.«Настольная книга школьного психолога», «Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС», 2001
  3. Психологическое здоровье в условиях школы. Материалы для специалиста образовательного учреждения. КАРО, Санкт-Петербург, 2003.
  4. Кураев «Практикум по валеологии», Ростов на Дону, 1999.
  5. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении. Методическое пособие Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005.