Задачи урока:
- Воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве, культуре и образе жизни русского народа. Развитие творческой активности личности, умения творить мир добра, красоты и справедливости вокруг себя. Формирование художественных навыков по изображению в узоре (ритм в узоре, выразительность цвета и линии и др.)
Задание: изображение на камне узора с использованием знака Алатыря.
Оборудование:
Для учеников: плоский камень, гуашь, тонкая кисть.
Для учителя: фотографии древне-русской одежды и предметов быта (с использованием мифологических символов), изображение знака Алатыря и узоров с ним связанных, музыка для релаксации, подставка для камней-талисманов, современная шапочка, украшенная узорами с Алатырем.
Ход урока
Итак, мы продолжаем знакомиться с культурой древней Руси, с ее мифологией. Каждая сила приходит на Землю в своих знаках и образах. Давным-давно люди умели читать эти знаки Вселенной.Самые важные и “сильные” люди запоминали и считали оберегами. Так на Руси сложилась целая система символов, которая использовалась для общения с Высшими Силами Вселенной. Сегодня эта мудрость наших Предков называется талисманами и чаще встречается на украшениях и сувенирах.
Как вы думаете, ребята, где изображали наши Предки эти знаки? (Они вышивали их на одежде, полотенцах, использовали в украшениях, вырезали или рисовали на посуде и т.д.. Фото на доске).
А для чего использовались эти знаки? Какие
Силы человек хотел привлечь к себе, к своей
семье и дому?
(Для удачи, для защиты и помощи Богов, для того,
чтобы привлечь к себе Светлые Силы Вселенной ).
Современные исследования с помощью новейших технологий (Кирлиан-эффекта ) показали, что если человек одет в сорочку , вышитую обережными знаками – энергетика его увеличивается в десятки раз, т.е. это уже не просто рубаха, а могучий талисман удачи и силы.
Мы с вами сегодня не случайно принесли камушки. Согласно Ведам (древним знаниям наших Предков ) “…душа человеческая, рождаясь, должна тридевять земель пройти и три мира увидеть…
Какие это три мира, ребята? (Навь, Явь и Правь).
…Жизнь за жизнью душа в этих мирах рождается, сначала камнем, дальше растением становится, потом зверем по земле рыщет, а после уже в человека воплощается. Поэтому, ведайте: все сущее в себе имеет душу и дух, как камешек всякий, растение, так и животное, и человек, и тело небесное…”
Что вы, ребята, поняли из этих слов о камушке, который лежит у вас на столе? (у камня есть душа, а значит и сила).
Мы с вами уже давно убедились, что мы – настоящие волшебники. И сегодня мы попробуем простой камень превратить в талисман.
А сейчас мы узнаем об одном из главных и священных символов, которым пользовались наши Предки (открывается доска со знаком Алатыря).
Алатырь – древнейший символ присутствия Бога, священная камень-звезда. Алатырь – центр Вселенной, “Око Рода”, из которого льется свет Рода Всевышнего на нашу Землю и в душу каждого человека. Знак Алатыря – это символ безсмертия Силы Жизни.
Ребята, на что похож символ Алатыря? (На восьмиконечную звезду, на снежинку, на цветок, на солнце).
Он очищает человека, наполняет его силой, дарит удачу в правом деле. Это очень мощный оберег и его чаще других использовали наши Предки в своих обережных узорах. Наверное, поэтому узоры с Алатырем “дожили” до наших дней. (учитель показывает современную шапочку и открывает доску с вариантами орнамента с Алатырем ).
Давайте вспомним, какой рисунок мы можем назвать узором? Ггде элементы чередуются, т.е. повторяются в определенном ритме. Обсуждение узоров на доске – ритм, сочетание цветов, изменение формы и размера Алатыря, в зависимости от композиции).
Каждый из вас сейчас попробует придумать свой узор для звезды-Алатыря и изобразить его на камне.
(Практическая работа – 15 минут).
Как вы думаете, ребята, что означает выражение: “В каждом человеке – частица Бога”? (Человек – творец; подобно Богу, силой мысли и духа он творит мир вокруг себя.)
Сейчас, силой духа и творческой мысли вы сотворили мощный оберег, где сила камня соединилась с силой знака Алатыря. А если один талисман обладает такой энергией, то какая же силища появится, если мы ваши Алатыри вместе соединим?! (ученики несут свои талисманы на подставку у доски). Приложение1.
Давайте же сотворим “волшебную” атмосферу, которая поможет частичке Бога в каждом из вас засиять еще ярче. Но для этого мне понадобится ваша помощь, согласны?
Итак, посмотрите внимательно на ваши камушки-талисманы, чтобы они “отпечатались” в вашей памяти. Закройте глаза (включаю музыку) и представьте, что звезда-Алатырь на каждом камушке вращается и излучает поток света. Мысленно почувствуйте, как эти лучи проходят сквозь вас, наполняя светом добра и радости. А в вашем сердце распускается прекрасный сверкающий цветок Любви ко всему миру. Задержитесь на минутку в этом состоянии…(выключаю музыку). Откройте глаза.
Получилось? Я надеюсь, что талисман поможет вам творить собственный прекрасный мир. Его можно подарить дорогому человеку или хранить дома, чтобы он приносил вам удачу. Благодарю вас за творчество.