Цель:
- формировать первичные представления об образности и сравнении;
- формировать навыки выразительного чтения;
- развивать воображение, речь;
- развивать умение работать с текстом;
- учить создавать собственный текст.
Оборудование: тексты произведений, индивидуальные листы А4,фломастеры.
Этапы мастерской:
I. Жеребьёвка (класс делится на 3-4 группы)
II. Объявление темы урока
Сегодня мы понаблюдаем, какой вы представляете радугу, посмотрим на радугу глазами Э.Ю.Шима и В.А.Жуковского и попытаемся сами создать свой текст о радуге.
III. Индуктор
Нарисуйте радугу, какой вы её представляете.
IV. Афиширование
Поделитесь своей радугой со всеми (по желанию).
Какие чувства испытывали, рисуя радугу? Почему?
V. Работа со словом радуга
Запишите в столбики слова: а) какая радуга? (I столбик); б) на что похожа ?(II столбик)
Прочитайте в группе записанные слова (по желанию).
Дополните свои списки (по желанию) словами товарищей.
Продолжите моё предложение: я помню, как впервые увидел(а) радугу…
Озвучьте (по желанию).
VI. Работа с рассказом Э.Ю.Шима “Цветной венок” (отрывок)
Прочитайте про себя текст.
Подчеркните в тексте одной чертой слова-сравнения, т. е. на что похожа радуга у Э.Ю. Шима.
Озвучьте.
Дополните новыми словами-сравнениями свои списки (II столбик).
Подчеркните в тексте волнистой линией слова-определения, т. е. какая радуга у Э.Ю. Шима.
Озвучьте.
Дополните новыми словами-определениями свои списки (I столбик).
Объясните заглавие текста, обсудив сначала в группе.
Заслушивание ответов по группам.
Прочитайте выразительно этот текст, выделив слова-сравнения и слова-определения, передав настроение автора.
VII. Работа со стихотворением В.А.Жуковского “Загадка”
Послушайте стихотворение (чтение вслух учителем)
О чём говорится в стихотворении?
Как догадались?
Найдите в стихотворении слова-сравнения и слова-определения и дополните свои списки.
Озвучьте.
Обсудите в группе:
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему? (Заслушивание ответов по группам).
- Почему поэт назвал это стихотворение “Загадкой”. (Заслушивание ответов)
- Для чего автор использует слова-сравнения и слова-определения? (Заслушивание ответов).
- Почему радуга – это чудо природы? (Заслушивание ответов)
Прочитайте это стихотворение про себя, выделяя слова – сравнения и слова – определения. Попытайтесь создать при чтении свой образ радуги.
Прочитайте вслух. (по желанию).
VIII. Создание собственного текста
Напишите небольшой текст по впечатлениям, полученным в ходе мастерской, используя понравившиеся вам записанные слова- сравнения и слова-определения.
IX. Итог
Кто желает прочитать свою работу?
Какие слова-сравнения и слова-определения украсили ваш текст и помогли наиболее точно описать радугу?
Спасибо за урок.