Задачи:
1. Ознакомление с приемом письменного сложения.
2. Развитие логического мышления, внимания, совершенствование устных вычислительных навыков.
3. Привитие интереса к предмету.
Оборудование: учебник 2-ая часть математика, жетоны, памятка, индивидуальные карточки, карточки для каждого ученика с условием задачи.
ХОД УРОКА
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
- Сегодня мы пришли на конкурс “Юный математик”, где предстоит каждому пройти различные туры. За каждый правильный ответ вы будите получать жетон, в конце конкурса мы определим кто же из вас действительно “Юный математик”.
1 тур: “Разминка”а) Раздаются 4 карточки с индивидуальными заданиями:
Карточка № 1
Вместо * поставь знаки -, +:
7 * 8 * 6 = 9
8 * 5 * 4 = 7
12 * 6 * 5 = 11
Карточка № 2
Реши уравнение:
15 - х = 8
х + 6 = 19
Карточка № 3
Реши уравнение:
9 + х = 14
5 - х = 7
Карточка № 4
Найди значение выражения:
15 + (9 - 4) =
7 + (11 - 2) =
(25 - 20) + 4 - 1 =
б) Реши устно примеры, записывая в тетрадь одни ответы.
- Назовите ответы. (23, 75, 8, 47, 15, 29, 45). Расскажи все, что вы знаете о цифрах, которые записали. Ответы с цифрами вы видите на доске. Расположите их в порядке убывания и прочтите, какое получилось у вас слово (МОЛОДЕЦ). Кто не сделал ни одной ошибки, тот получает жетон.
в) Задачи на логику.
“В соревнованиях по бегу Волк, Лиса и медведь заняли три места. Какое место занял каждый из них, если Волк занял не второе и не третье, Лиса не третье. (Волк – 1, Лиса – 2, Медведь – 3)”
“Бежали два гуся, петух, кошка, собачка. Сколько лапок топало той дорожкой по полю? (14)
2 тур: “Новое”1) Реши цепочку, называя промежуточные результаты:
14 + 30 – 4 + 40 – 50 – 7 + 10 =? (23)
- Что это за число?
- Придумай ещё двузначные числа.(46, 35)
- Давайте составим с этими числами суммы так, чтобы второе слагаемое было однозначное число, а значение суммы - круглое число. (Дети записывают примеры на доске и в тетради). Раздаются жетоны.
23 + 7 = 30
46 + 4 = 50
35 + 5 = 40
Физминутка2) А теперь составим примеры по памятке во второй столбик:
Первое слагаемое остается.
Второе слагаемое двузначное число: десятки равны числу единиц первого слагаемого, а единицы на 1 меньше, чем второе слагаемое.
23 + 36 =
45 + 54 =
34 + 45 =
- Найдите значение данных выражений.
- Трудно?
- Какой столбик легче решать?
- Как вычисляли второй столбик? (Единицы складывали с единицами, десятки с десятками.)
- Сегодня я познакомлю вас как легче и проще решать примеры такого вида, т. е. познакомимся с письменными приемами сложения.
- Открыли учебник (2-я часть, страница 4). Прочтите самостоятельно алгоритм сложения двузначных чисел.
№1, страница 4 (первый пример объясняет на доске учитель, чтобы показать правильную запись, последующие примеры дети решают с объяснением в слух на доске, получая при этом жетоны).
3 тур: “Закрепление”У каждого на парте лежит листок с задачей. Прочтите условие и скажите о чем задача. Рыболов поймал 32 карася и 56 ершей. Сколько всего рыб поймал рыболов?
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Давайте составим краткую запись:
К. – 32
Ер. – 56
Всего – ?
- А сейчас на этих же листах решите задачу, используя письменный прием сложения, т. е. решите задачу в столбик, после запишите ответ. Решив её листы прикрепите на доску, после чего я проверю правильно ли вы записали и решили задачу.
4 тур: “Итог”- С чем мы сегодня познакомились?
- Как записываются такие примеры? (Ед. под ед., десятки под десятками)
- А сейчас давайте посчитаем жетоны и выясним, кто же сегодня действительно оказался “Юным математиком”? (Дети подсчитывают жетоны.)
5 тур: “Домашнее задание”Страница 4, № 3 (1 строчка)
6 тур: “Оценки за урок”Литература
1. Программно-методические материалы. Математика. Нач. школа. М., 2000.
2. Ушакова Т. В. Задачи для младших школьников. Санкт- Петербург,2006
3. Яковенко Г. П., Яковенко Н. Г. Энциклопедия школьнику. Киев, 1999.