В наши дни отмечается высокая востребованность раннего обучения английскому языку. Это обусловлено тем, что многие образовательные учреждения (гимназии, лицеи, специализированные школы) включают в учебные планы изучение английского языка уже с первого класса. Кроме того, в новом Государственном образовательном стандарте предусмотрено изучение иностранного языка со второго класса. И если учесть, что нагрузка на детей в начальных классах значительна - и интеллектуальная, и эмоциональная, - то знакомство до школы с предметом “Иностранный язык” позволит не только подготовить ребенка к обучению, но и сформировать у него основы коммуникативной компетенции, заложить правильное произношение, способствовать накоплению базового лексического запаса.
Раннее изучение иностранного языка позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
На базе МОУ ДОД Дом детского творчества “Юлдаш” г. Уфы Республики Башкортостан уже несколько лет работает объединение “Английский язык” (руководитель – Дунаева Марина Александровна). Данное объединение предлагает несколько курсов коммуникативной направленности разного уровня сложности для детей и подростков.
Начальным курсом обучения английскому языку является курс “Little Stars”, предназначенный для детей от 4 до 6 лет. Данная образовательная программа включает в себя красочные учебные пособия, увлекательные истории и сказки, театрализованные представления, современные аудио- и видеозаписи, развивающие игры, занятия в компьютерном классе.
Обучение дошкольников иностранному языку является коммуникативно-направленным. С помощью этого курса происходит комфортное погружение ребенка в языковую среду и интенсивное совершенствование навыков общения на иностранном языке, что оказывает существенное влияние на общепсихическое, личностное развитие ребенка и способствует также развитию его речи и на родном языке. Так как занятия проводятся в непринужденной и дружелюбной атмосфере, дети приобретают уверенность в себе, коммуникативные навыки, новых друзей и убеждаются в том, что учиться очень увлекательно и интересно.
Диагностические мероприятия по изучению воспитанности учащихся позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Предусматривается проведение стартового, промежуточного и итогового мониторинга обученности воспитанников. Обучение дошкольников английскому языку по данному курсу основано на использовании игровых технологий. Игры помогают развить творческие способности ребенка, сформировать положительное отношение к иностранному языку, развить графические навыки и подготовить учащихся к переходу на следующий образовательный уровень, к более сложной учебной программе.
Все диагностические материалы, творческие работы и результаты наблюдений педагога за процессом обучения каждого ребенка собираются в персональные папки, анализируются и учитываются при дальнейшей коррекции образовательной программы.
Данный курс предполагает изучение английского алфавита. Дошкольники учатся узнавать, писать, называть буквы. На занятиях используются разнообразные современные формы и приемы работы: развивающие игры - подвижные, ролевые и настольные, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дети с удовольствием работают с бумагой, наклейками, прописями. Постановка сценок, веселые песенки, считалки, рифмовки, стихи, скороговорки, упражнения по раскрашиванию и обводке рисунков – все это делает процесс обучения увлекательным, а английский язык – новым, интересным способом общения.
Используемые на занятиях инновационные методы обучения способствуют развитию творческого мышления, воображения, памяти, познавательного интереса, логики, координации рук, внимания, самостоятельности, организованности. Также помогают добиться поставленных задач слуховые (аудиозаписи) и зрительные наглядности (картинные наглядности, игрушки, видеомагнитофон, компьютер), использование раздаточного материала, дидактических игр, лото, магнитной азбуки и цифр.
Важное место в образовательной программе занимает работа с родителями. Только наличие непосредственного контакта и понимание родителями важности процесса обучения и воспитания позволяет педагогу добиться высоких результатов. Для родителей важно следить за успехами ребенка. С этой целью оформляется информационный стенд, на котором вывешиваются поурочные домашние задания, комментарии педагога об учебном материале, результатах мониторинга, активности ребенка на уроках, а также сведения о мероприятиях, родительских собраниях, сроках и формах открытых занятий и проводимых диагностических мероприятий.
Предусмотрена система внеклассных мероприятий, которые являются важнейшей составляющей процесса обучения начального курса изучения английского языка “Little Stars”.
Учебное занятие является одной из основных форм обучения в рамках данной образовательной программы для дошкольников. Особое внимание уделяется планированию, проведению и анализу уроков. Материал учебного занятия является пластичным, динамичным и подвергается постоянной корректировке в соответствии с возникающими воспитательными и учебными задачами, достижениями учащихся и результатами диагностических мероприятий.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: развитие умения говорения, аудирования.
Форма занятия: традиционная с элементами проблемно-игровых ситуаций.
Цель: повторить и пополнить лексический и грамматический материал по изученным темам (“Семья”, “Части тела”, “Животные”, “Продукты”, “Числительные”, “Цвета”, “Алфавит”).
Задачи:
1. Обучающие:
- совершенствование фонетических навыков учащихся (звук [b] , долгие и краткие гласные, звуки [z] , [s] в конце существительных во множественном числе);
- совершенствование грамматических навыков учащихся (глагол have got; специальный вопрос How many… have you got?; множественное число существительных;
- совершенствование лексических навыков учащихся (лексика по теме “Семья”, “Части тела”, “Животные”, “Продукты”, “Числительные”, “Цвета”, “Алфавит”);
- введение новой лексической единицы “baby”;
- развитие умений говорения, аудирования, графических умений.
2. Развивающие:
- способствовать развитию памяти, мышления, логики, внимания, творческих способностей, познавательного интереса, воображения;
- способствовать повышению мотивации к учению.
- способствовать развитию моторики и координации рук.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию уважения к старшим, семье;
- способствовать формированию взаимоуважения, самоуважения;
- стимулировать творческую активность.
Языковой материал:
- Лексический материал:
- Грамматический материал: глагол have got; специальные вопросы How many… have you got?; множественное число существительных.
лексика по теме “Моя семья”, “Части тела”, “Животные”, “Продукты”, “Числительные”, “Цвета”, “Алфавит”.
Оснащение занятия:
Наглядные пособия: магнитная азбука, муляжи продуктов питания, карточки с буквами, пазлы с английскими буквами, картинки с изображением букв, продуктов питания, магнитная доска.
Технические средства обучения: аудиомагнитофон.
Дидактические средства обучения: реквизиты для ролевой игры.
Ход занятия
Части и этапы занятия |
Задачи данного этапа |
Методы и приемы |
Речь педагога |
I. Вступительная часть | |||
1) Приветствие. | Начало общения, привлечение внимания, вступление в контакт. | Словесный метод. | Hello, children! I’m glad to see you. |
2) Речевая зарядка Ролевая игра “Встреча друзей” |
Удержание внимания, включение памяти, настрой на иностранный язык, создание иноязычной атмосферы, развитие умений говорения (диалогической речи), аудирования. Совершенствование лексических, грамматических навыков. | Словесный метод. Ролевая игра. |
How are you? – I’m fine, thank you. Ко мне подойдут два ребенка. Вы – друзья и встретились на улице. Вы должны поприветствовать друг друга, сказать, что рады видеть друг друга, спросить, как дела и попрощаться. И все это должно быть сказано по-английски. |
3) Организационный момент. | Познакомить учащихся с планом занятия, создать мотивационную базу. | Словесный метод (объяснение) | Сегодня мы с вами, ребята, побываем в гостях у английской буквы “Bb”, вспомним слова, начинающиеся на эту букву, а также вспомним других жителей большого английского дома под названием – английский алфавит. Вы также узнаете новое слово, начинающееся на букву “Bb” и относящееся к семье, вы споете английские песни “Father, mother…” и “How many eyes have you got?”, расскажете стихотворения (“Butterfly”, “I’ve got ten little fingers”). Кроме того, мы с вами обязательно поиграем. |
4) Фонетическая зарядка
|
Совершенствование фонетических навыков, развитие умений аудирования, фонематического слуха, графических навыков. Развитие воображения. | Наглядный метод
(визуально-звуковой).
|
Давайте прогуляемся на речку. Мы
– на берегу, а сколько камней. Давайте будем
бросать их в воду, произносим звук [b]. А теперь давайте напишем букву “Bb” на доске. Учащийся пишет букву на доске. |
II. Основная часть | |||
1) Игра-соревнование “Чемпион” (2 команды). |
Совершенствование лексических, фонетических навыков, развитие памяти, внимания, мышления, фонематического слуха. Формирование взаимоуважения, самоуважения. | Метод игры-соревнования. Групповая форма работы. |
Мы знаем с вами много слов,
начинающихся на букву “Bb”. Давайте поиграем в
игру “Чемпион”. Разделимся на 2 команды и
посмотрим, какая команда назовет больше слов,
начинающихся на букву “Bb” (звук [b]). Слова могут
быть на любую изученную нами тему. Педагог отмечает на доске и подсчитывает количество правильных ответов каждой команды. Кто же больше знает слов, начинающихся на букву “Bb”? |
2) Пальчиковая гимнастика “Butterfly” | Развитие памяти, внимания, моторики и координации рук. | Метод игры на тренировку памяти и внимания. | Вы назвали слово “butterfly”, а давайте вспомним стихотворение о бабочке, встанем и покажем руками, как она умеет летать. |
3) Повторение букв H, D, F, G, P, C, S, M, T, R, L, N, W, V, K. | Совершенствование лексических навыков, развитие умений говорения. | Наглядный метод. Словесный метод. | Мы поговорили о нашей гостье – букве Bb, но нельзя забывать и о других буквах, иначе они обидятся. Посмотрите на картинки и назовите изображенные буквы. |
4) Игра “Пазлы”. | Развитие внимания, памяти, мышления, логики. Совершенствование лексических навыков. | Метод наглядности. Метод создания проблемной ситуации, метод игры-соревнования. Групповая форма работы. |
А теперь обещанная игра. Давайте
поиграем в пазлы. Я буду ведущей, и я буду
называть изображенные на картинке слова и букву,
на которую они начинаются. Посмотрим, какая
команда быстрее найдет подходящие буквы и
соберет пазлы. Учащиеся подбирают парные карточки. Ребятки, а у кого оказалась буква Bb? Excellent! |
5) Игра “Разлученные буквы”. | Развитие внимания, памяти, мышления, логики. | Наглядный метод, метод создания проблемной ситуации, метод игры. | Ребятки, а посмотрите вот на эту
доску. Перед вами буквы, но произошло что-то
ужасное. Пока мы с вами играли, повторяли буквы,
злая волшебница разлучила большие (заглавные) и
маленькие буквы, поссорила их. Только дружные
ребятки могут помирить и снова поселить буквы
вместе, подружить их. Давайте поможем буквам. Учащиеся располагают буквы по парам. |
6) Введение новой лексической единицы. | Формирование лексических навыков, развитие фонематического слуха. | Словесный метод. Метод наглядности.
|
Мы с вами вспомнили изученные буквы, а теперь я хочу познакомить вас с еще одним словом на букву Bb – это слово baby – “малыш, младенец”. Baby - это тоже член семьи. Давайте споем песню о дружной семье. |
7) Песня “Father, mother…” | Развитие умений говорения, аудирования, совершенствование лексических навыков. Развитие памяти, внимания. | Метод ролевой игры, звуковой наглядности. | Учащиеся исполняют песню. |
8) Повторение лексики по теме “Части тела”. | Развитие умений говорения, аудирования, совершенствование лексических навыков. Развитие памяти, внимания, мышления. | Метод наглядности. | А теперь рассмотрим baby и самих себя. Что у нас общего? Давайте назовем его части тела. Учащийся называет и показывает части тела у куклы-младенца. |
9) Стихотворение с использованием движений “I’ve got ten little fingers…” | Развитие умений говорения, аудирования, совершенствование лексических, граммат. навыков. | Метод звуковой наглядности. Динамическое упражнение. |
Вспомним стихотворение “I’ve got ten
little fingers…”, в котором мы рассказываем и
показываем, какие части тела у нас есть. Учащиеся рассказывают стихотворение. |
10) Песня “How many eyes have you got?” | Развитие умений говорения, аудирования, совершенствование лексических навыков. Развитие памяти, внимания. | Метод ролевой игры, звуковой наглядности. | А теперь, при помощи считалки,
выберем мышонка, который пришел к нам в гости и
спросим, сколько у него глаз, ушей, носиков и
хвостиков. Споем песню “How many eyes have you got?” Учащиеся исполняют песню. |
11) Игра “Зоопарк” (ролевая игра). | Развитие умений говорения (диалогической речи), аудирования, совершенствование лексических, грамматических навыков. Развитие творческих способностей, памяти, внимания, логики, мышления. | Метод ролевой игры. | Давайте поиграем. Вы - животные,
живущие в зоопарке, а один из вас - любопытный
зайчонок, который спрашивает “How many … have you got?” На вопросы зайчонка нужно ответить по-английски, называя количество частей тела.
|
III. Заключительная часть | |||
1) Домашнее задание, его объяснение. | Объяснение домашнего задания, создание мотивационной базы для следующего занятия. | Словесный метод. | Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо занимались. Дома напишите букву Bb и нарисуйте какой-либо предмет или, начинающийся на эту букву. |
2) Подведение итогов занятия, оценивание работы учащихся, поощрение активных детей. | Создание мотивационной базы для новой встречи, анализ проделанной работы и полученных результатов. Заполнение карты “Наша работа” и “Мое настроение” | Словесный метод. Наглядный метод. |
Чем мы сегодня занимались? Что
нового вы сегодня узнали? В какие игры вы сегодня
играли? Какая игра вам больше всего понравилась? Дети получают фишки в форме английской буквы “B”за активную и качественную работу на уроке. |
3) Прощание. | Спасибо за работу. Goodbye. See you. |