Человек воспринимает мир в цвете. Бесконечная смена цветовых ощущений сопровождает всю его жизнь. Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия. Основной дисциплиной для художников в области цвета является живопись. Только она способна отразить на плоскости всё богатство цветовых и световых отношений в их многообразных по характеру переходах и контрастах. Живопись способна в полном объёме развить то, что мы называем “глазом художника”. Выдающийся русский живописец К.С. Петров-Водкин писал: “Живописец, изучающий разноцветность вещей природы, тем самым постигает их взаимоотношения, определяет нахождение вещи в мире”.
Понимание значение живописи в развитии творческих способностей младших школьников подтолкнуло меня к созданию блока авторской программы для 1-го класса, где 1-яи 2-я четверть в учебном плане полностью посвящена основам цветоведения.
В программе Б.Неменского, которую я всегда брала за основу своих творческих педагогических переосмыслений, немало уделяется этому внимания, но на протяжении всего курса изучения изобразительного искусства в школе. Я же решила акцентировать внимание на цветоведении с самого начала, и опыт ряда лет показывает эффективность такой программы, тем, разработанных мною, методов и приёмов, которые использую на уроках.
Вот последовательность тем уроков, которыми я провожу в 1-м классе:
1 урок. Знакомство с тремя основными красками: жёлтой, красной, синей.
Составление схемы “Капельки краски”.
2 урок. Нахождение оттенков жёлтого (основного) цвета.
Выполнение рисунков на тему: “Ковёр листвы осенней устлал всю нашу землю”. Используются и засушенные осенние листья. Ребята наблюдают, как природа оттенками желтого по разному разукрасила листья. Они подклеиваются в работу (но, к сожалению, со временем темнеют) (рисунок Климовой Насти – рисунок 1).
3 урок. Нахождение оттенков красного (основного) цвета.
Выполнение рисунков на тему: “Костер” (рисунок Игнатовой Кати – рисунок 2).
4 урок. Нахождение оттенков синего (основного) цвета.
Выполнение рисунков на тему: “Морские волны” (рисунок Шевченко Маши - рисунок 3).
5 урок. Знакомство с составными красками. Нахождение оттенков оранжевого (составного) цвета, также нахождение оттенков коричневого цвета из 3-х основных. Выполнение рисунков на тему “Жаркое африканское солнце” (Сенина Снежиника - рисунок 4), “Ёжик в осеннем лесу” (Щелокова Настя - рисунок 5), “Рыжая лисичка” (Игнатова Катя - рисунок 6), “Белка” (Репина Катя - рисунок 7).
Доп. урок, посвященный оттенкам коричневого, оливкового цвета – рисунок “Бегемотик” (Павлов Ваня - рисунок 8).
6 урок. Знакомство с составными красками. Нахождение оттенков зелёного (составного) цвета.
Выполнение рисунков на тему: “Лягушка на болоте” (Рубцов Слава - рисунок 9), “Гусеница в траве” (Масленникова Лиза - рисунок 10), “Кузнечик” (Рубцова Оля - рисунок 11).
Все вышеперечисленные уроки использовалась гуашь. Далее вводим работу с акварелью и смешанную технику: гуашь и акварель.
7 урок. Знакомство с составными красками. Нахождение оттенков фиолетового (составного) цвета.
Выполнение рисунков на тему: “Холодный осенний дождик” (Медведева Аня - рисунок 12), “Прогулка под зонтиком” (Пускова Маша - рисунок 13).
8 урок. Порядок цветов в радуге. Последовательность и закономерность. Выполнение рисунков на тему: “Радуга” (Фадеев Артём – рисунок 14).
9 урок. Знакомство с ахроматическими красками: белой и чёрной.
Учимся находить оттенки серого цвета.
Выполнение рисунков на тему: “Серенькая кошечка села на окошечко” (Шевченко Маша – рисунок 15), “Первый снег в городе” (Родионов Никита – рисунок 16), “Барашек” (Гусарова Лена - рисунок 17), “Сова” (Хмелевских Алеша – рисунок 18).
Конечно, что на этих уроках формируются и композиционные навыки, проходит знакомство с жанрами - пейзаж, анималистика. Ребята знакомятся и с основами изображения человека, птиц, насекомых, зверей. Развиваются первоначальные навыки передачи перспективы. А главное, смелая работа на палитре с самых первых уроков приучают детей не бояться белого листа (использую только формат А-3), работать кистью уверенно и грамотно, чувствуя себя маленьким профессионалом большого мира – искусства живописи.
Для повышения интереса к художественной деятельности в 1-м классе игровые формы обязательно присутствуют. Есть кукла – карандашик каждого цвета (фото – 19), которая помогает читать загадки, хвалит ребят, стимулируя их творческую деятельность.
На уроках формируется нравственно-эстетическая отзывчивость. Дети учатся откликаться на красоту различных явлений природы. В работе я использую богатый музыкальный, зрительный и литературный (поэтический) ряд. Стараясь формировать художественно-творческую активность, учу включаться в наблюдение явлений природы, проявлять интерес к творческим успехам товарищей, проявлять интерес к обсуждению рисунков и оформлению выставок после каждого урока. Также идёт обязательное знакомство с жанрами искусства, с особенностями работы гуашью, акварелью, акварельным мелом, восковым мелом. И, т.к. это только начало учебного года, ребята учатся организовывать рабочее место, правильно обращаться с кистью, банкой для воды, палитрой.
Данный блок программы базируется на знании законов цвета, живописи и неразрывно
cвязан с рисунком. И, несмотря, на одинаковую тематику работ, в каждом частном случае рисунок ребёнка связан с его мироощущением и с первого урока виден индивидуальный живописный стиль каждого ученика. Образы природы, предметов, животных в детских рисунках получаются очень яркими и наглядными.
После проведения этих уроков по основам цветоведения, в классе устраиваем “Праздник красок” (фото 20),
где ещё раз обобщаются все приобретённые знания, и в конкурсной форме закрепляются умения и навыки детей по прошедшим темам. А в картинной галерее гимназии проходит традиционная декабрьская выставка первоклашек “А на небе радуга…”, где родители педагоги и учащиеся видят первые успехи маленьких художников (фото21, фото 22).
На родительском собрании ведутся беседы не только о важности подготовки к урокам изобразительного искусства качественных материалов и принадлежностей художника для успешной деятельности первоклассника, но и демонстрируется мультимедийный альбом (приложение – 1), где наглядно представлена вся последовательность уроков цветоведения и результаты работы маленьких школьников.