Цель урока:
1) активизировать полученные ранее учащимися знания о дополнении; расширить и углубить понятия о способах выражения дополнений, совершенствовать умение различать дополнения, выраженные инфинитивом;
2) развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.
3) воспитывать любовь к предмету, познавательный интерес.
Знать: понятие дополнения, способы выражения дополнений.
Уметь: характеризовать дополнение, употреблять его в речи.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
II. Сообщение темы и цели.
III. Активизация познавательной деятельности.
Два человека работают у доски.
Понятный рассказ. Рассказ этого человека был понятный.
(Разбор словосочетания. Разбор предложения)
IV. Проверка домашнего задания.
- Какое языковое явление нашло отражение в тексте упражнения №92, которое было предложено для домашнего задания? (Явление паронимии)
- Что такое паронимы?
- Приведите самостоятельно примеры паронимов.
V. Словарная работа.
Лексическое значение какого слова определено неверно?
Тайм – период в спортивной игре
Дискуссия – осуждение чего-либо, критика кого-либо
Вакансия – незанятая должность в учреждении
Дискуссия – обсуждение спорного вопроса. Укажите признаки заимствования в этом слове. Выделите в слове морфемы.
Составьте с этим словом именные и глагольные словосочетания, предложения.
VI. Орфографическая дуэль. К доске выходят два человека. (Задание: правильно записать предложение, подчеркнуть определения. «Дуэль» выигрывает тот, кто запишет предложение без ошибок. Класс тоже записывает предложение под диктовку).
Стелющийся дым, таящий в себе большую опасность, клубился из огнедышащего, пышущего жаром кратера вулкана, увенчанного шапкой быстро тающего снега.
VII. Объяснение нового материала.
- Что мы знаем о дополнении?
(Левая часть доски открыта, правая заполняется по мере беседы).
Дополнение |
|
Обозначает | Предмет |
Поясняет | Сказуемое |
Отвечает на вопросы | Косвенных падежей |
Способ выражения | Существительное |
Местоимение |
- У вас на столах карточки с предложениями. Проанализируйте предложения, найдите дополнения, определите способ выражения.
1. Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
2. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу».
3. К двум прибавить десять.
4. Ему приказали вернуться.
5. Он выпил несколько чашек кофе.
6. Они нашли его больное место.
(Местоимение, звукоподражание, числительное, инфинитив, цельное словосочетание, фразеологизм)
- Откройте учебник, стр.59.
- Прочитайте, скажите, о чем мы не говорили, какая информация для нас является новой? (После того как дети ответят, на доску вывешивается таблица).
VIII. Закрепление материала. На практике проверить можно точно, кто мог теорию усвоить прочно.
А) Устное озвучивание таблицы, которую составили.
Б) Упражнение № 97 (устно)
В) Работа с сигнальными карточками. Определяем роль инфинитива в предложении. Если инфинитив является сказуемым, то поднимаем красную карточку, если дополнением, то желтую.
1. Я хочу рассказать вам о себе.
2. Саша намерен поехать на Урал.
3. Вы меня просили рассказать о моем проекте.
4. Родственники посоветовали нам ехать в Ялту.
5. Учитель требует сдать сочинение.
Г) Тестирование. (Ответы обозначены буквами. Если ребенок обведет все правильные ответы, то у него получится кодовое слово «пять». Детям об этом говорим только после выполнения теста.)
1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
С) Мастер чинит телефон.
П) Ветер поднимает тучи пыли.
М) Встретить ночь готовится
2. Найдите предложение с прямым дополнением:
Л) Книги лежали на столе.
В) Живу, горжусь сынами.
Я) Хозяйка жарко натопила печь.
Г) Лесник шагнул через порог.
3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
Т) Мать велела поставить чайник.
М) Мы решили укрыться от дождя.
Р) Желание учиться овладело мальчиком.
Ц) Помнить - значит предвидеть.
4. Найдите правильный ответ:
А) Она была в тени, просила помочь ей в надежде быть неузнанной.
Э) Она была в тени, просила помочь ей в надежде быть неузнанной.
Ь) Она была в тени, просила помочь ей в надежде быть неузнанной.
Д) Творческая работа.
- Дискуссия Тайм Вакансия
- Употребите эти слова в предложении так, чтобы в одном случае они выполняли функцию подлежащего, а в другом – дополнения.
Написание сочинения- миниатюры. В сочинении подчеркнуть дополнения.
Темы: 1. Зима наступила. 2. Зима наступила? 3. Зима наступила!
Данное задание выполняется по рядам.
IX. Подведение итогов урока.
- Что мы узнали о дополнении?
X. Домашнее задание. Теоретический материал. Задания по выбору:1) составить тестовые задания по теме, 2) выполнить упражнение № 94.