В современных условиях под воздействием политической и социально-экономической нестабильности утрачиваются многие нравственные ценности народа. Все это так или иначе сказывается на содержании и характере воспитания детей. Ведь человек, не знающий истории, традиций, искусства своего народа, не способен понять культуру других народов, их самобытность и неповторимость. Возникла объективная необходимость возврата и развития национального самосознания и межнациональной терпимости.
Развитие самобытной культуры чувашей происходило и происходит в постоянной связи с культурами других народов Поволжья. Ее изучение предполагает внимательное отношение к национальным особенностям, культуре, языку, обычаям, песням и танцам других народов. Каждая нация – часть человечества, его достояние.
В законах Российской Федерации и Чувашской Республики “Об образовании” указывается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между народами, различными этническими группами. В региональной программе одним из ведущих направлений признается формирование у ребенка начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям другой национальности, интересов к национальной культуре и традициям. В связи с этим мы разработали программу духовного воспитания школьников на традициях русского и чувашского народов и используем эту программу в воспитательной работе в своей школе. По этой программе рассматривается проведение двух больших общешкольных дел: праздники русской народной культуры и чувашской народной культуры. Каждый из них – это целый комплекс различных воспитательно-развлекательных дел, в который включаются учащиеся всех ступеней. Подготовка к этим мероприятиям и их проведение растянуты по всему учебному году. Каждое из этих двух дел имеет логическое завершение: недели этих культур. Представляем вашему вниманию развернутый план недели культуры чувашского народа.
Неделя чувашской культуры (с 24 по 30 апреля):
1). “В стране сказок и загадок” (1 ступень).
2). Конкурс рисунков по чувашским народным сказкам (1 ступень).
3). Знакомство с символикой Чувашской Республики.
4). “Улах” (3 ступень). Проводится в форме вечерних посиделок. Это традиционный праздник чувашской молодежи. Здесь звучат национальные песни, исполняются народные танцы, ребята выполняют традиционное рукоделие чувашей (вышивают, вяжут, ткут, плетут). Ребята шутят, разыгрывают друг друга, играют в народные игры, вовлекая во все это зрителей.
5). Театрализованный обряд “Салтака aсатни” (4 ступень). Дело проходит в форме инсценировки, где каждый выполняет свою роль строго по обычаям предков. Имеет очень большое воспитательное значение.
6). Конкурс “Тeпел” (2 и 3 ступень). Конкурс, где девушки демонстрируют свое умение в приготовлении национальных блюд и национальной вышивки, исполнения песен и танцев, знания чувашского фольклора.
7). “Акатуй” (1-4 ступень). В этот день проводится состязания по чувашским народным играм, конкурс по исполнению чувашских народных песен, танцев и частушек, разнообразные конкурсы и аттракционы. День заканчивается традиционным чувашским молодежным развлечением “Чaваш вaййи”.
Классный час “Государственные символы ЧР”.
Цели и задачи:
- Знакомство с государственной символикой Чувашской Республики;
- Формирование знаний по правоведению; по истории ЧР;
- Гражданско-патриотическое воспитание;
Основные понятия: гражданин, герб, гимн, флаг.
Оборудование: конституция ЧР, флаг ЧР, рисунок герба, компьютер.
Занятие в форме интеллектуальной игры. Класс делится на 3 группы. Правильно ответившие на вопросы получают жетоны.
Основные этапы классного часа:
- Гражданин.
- Права и обязанности граждан.
- Государственные символы Чувашской Республики.
- Тесты.
Ход классного часа
Первый этап занятия. Гражданин.
Вопросы:
- Как вы понимаете, отличаются ли понятия “человек” и “гражданин”?
- Мы являемся гражданами, какой страны?
- Какой документ свидетельствует, что мы являемся гражданами своей страны?
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель: Человек – существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. (С.И Ожегов. Толковый словарь русского языка.) гражданин – это житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни. Все мы живущие в Российской Федерации независимо от социальной и национальной принадлежности граждане своего отечества, своего государства – России. Паспорт является основным документом, свидетельствующим, что мы являемся гражданами России.
Второй этап занятия.
Учитель: Быть гражданином – значит пользоваться определёнными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны – Конституции.
Вопрос: В какой главе и в каких статьях говорится о правах и обязанностях граждан России? /учащиеся отвечают и вслух вычитывают статьи из Конституции Российской Федерации/.
Третий этап занятия.
Учитель: Каждый гражданин должен знать государственные символы своей страны. К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. В XX веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
/Класс разделен на три группы. Каждая группа должна была подготовиться на знание государственных символов. Были даны опережающие задания/.
Каждая группа подготовила план выступления на слайдах.
Герб Чувашской Республики (1 группа учащихся).
Ученики: Герб ЧР утвержден постановлением Верховного Совета ЧР от 29 апреля 1992 года. Этот день считается днем государственных символов ЧР. Современный рисунок герба выполнил художник Э.М.Юрьев. Звезды на гербе символизируют старинную чувашскую эмблему - три солнца. Изображение герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства. На официальных документах. Его помещают на пограничных столбах. Он присутствует и на печатях государственных учреждений и организаций
Государственный флаг ЧР (2 группа учащихся).
Ученики: Флаг ЧР утвержден постановлением Верховного Совета ЧР от 29 апреля 1992 года.
Красный цвет символизирует красоту чувашской земли, желтый- считается самым красивым цветом, символизирует красоту и добро.
Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
Государственный гимн Чувашской Республики (3 группа учащихся).
Ученики: Гимн Чувашской Республики утвержден постановлением Верховного Совета ЧР от 29 апреля 1992 года. Государственный гимн Чувашской Республики представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных конституцией ЧР. Может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле и радиотрансляции.
Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения её представителям. Сегодня гимн является таким же атрибутом государства, отражением её истории и знаком суверенитета, как герб и флаг. Гимн как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и поэтому должно быть самое уважительное отношение.
Четвертый этап занятия (задания подготовлены на слайдах).
Тесты: (выполняют все учащиеся).
1. Когда была принята Конституция Чувашской Республики?
А) 12 декабря 1993 г.;
Б) 11 декабря 1978 г.;
В) 30 ноября 2000 г.;
2. Что (кто) является высшей ценностью в Чувашии, по Конституции?
А) промышленный потенциал;
Б) государство;
В) человек, его права и свободы;
3. Что позволяет гражданину воспринимать свои права как обязанности?
А) хорошее знание права;
Б) способность к служению – родине, государству, обществу;
В) высокие нравственные качества;
Г) чувство патриотизма;
Д) всё перечисленное;
4. В каком соотношении находятся права и его обязанности как гражданина?
А) обязанности имеют приоритет над правами;
Б) права имеют приоритет над обязанностями;
В) нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
5. На что, по Конституции, направлена политика Чувашской Республики?
А) на укрепление “силовых” министерств;
Б) на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
В) на приобретение иностранных займов.
Пятый этап занятия.
Учитель: Быть гражданином России – это большое счастье, высокая честь. Где бы ни был Российский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России. Её гражданам присущи любовь к Родине, забота о её процветании, ответственность за её судьбу.
(Класс стоя исполняет гимн.)
Сценарий проведения обряда проводов в аримию (Салтака aсатн).
Цель: ознакомить учащихся обрядами провод в армию, чувашскими песнями, прощальными речами; воспитать у учащихся патриотизм, потребность в защите отечества; учить чувствовать богатство и значение песен провод.
Регулярная армия создана в России при царе
Петре 1. Военная реформа 1705 ввела рекрутскую
повинность. Срок службы до 1793 точно не
определялся. Обычно служили до старости, многие
солдаты вообще не могли вернуться домой. В 1793—1834
солдаты служили 25 лет, 1834—14 - 15, с 1874 — в
сухопутных войсках - 6 лет, на флоте-7 лет. С
прошлых веков многое изменилось в армии, военном
деле. Но проводы в армию были и остаются самым
грустным обрядом. Рекрутская повинность
накладывалась на сельскую общину. Выбирали
определенное количество будущих рекрутов на
сельских сходах в присутствии старосты, волостного
старшины, писаря. Старались отдавать в солдаты
юношей-сирот, нередки были случаи, когда богатые
откупались деньгами или нанимали у бедных семей
за деньги одного из сыновей. Выбранных на сходах
юношей отвозили в волостной центр на жеребьевку.
Вынувший жребий становился рекрутом. Брали в
армию в 20, затем в 18 лет. К имени вернувшегося
через 25-15 лет службы в деревне навсегда
закреплялось слово “солдат” (Петeр салтак, Иван
салтак и т.д.).
После получения повестки о призыве новобранец с
друзьями готовил связку из разноцветных платков,
собранных девушками-сверстницами. На другой день
в доме новобранца собирались друзья. Всех их
усаживали за стол и угощали. Затем запрягали
лошадь или несколько лошадей: летом в тарантас,
зимой - в сани с задком или в обычную подводу. Под
дугу вешали колокольчик, гривы лошади
разукрашивали лентами, полотенцами. Новобранец
вместе с близким другом и гармонистом садился на
сиденье, остальные ехали стоя на коленях.
Новобранец размахивал платками, все пели
протяжные, печальные солдатские песни:
Процессия останавливалась у дома, где участников обряда ждали с угощением. Заходили в дом с песнями. После застолья начинались пляски и частушки под гармошку. Родственники благословляли новобранца, дарили подарки (полотенца, деньги). Уходя, пели:
Накануне отправки новобранец с друзьями, тесно обнявшись, с песнями под гармонь, связкой платков ходил по улицам деревни по солнцу. Встречным односельчанам низко кланялся. Всех приглашали на проводы.
В день отъезда все друзья, родственники с угощениями собирались в доме у родителей новобранца, садились за стол. Затем новобранец делал 3 круга вокруг стола по солнцу, при этом вместе друзьями пел:
Мать давала сыну каравай хлеба. Он подрезал горбушу. Если она падала навзничь, то служба пройдет удачно, если ничком - то будут трудности.
Новобранец кланялся родителям, которых усаживали на стулья. Друзья пели:
Родители благословляли сына, давали напутствие: “Пусть Бог бережет, возвращайся живым и здоровым и т.д.” Отец подносил к сыну икону, сын цел ее, стоя на коленях. Родители и все присутствующие давали новобранцу деньги с пожеланием вернуть их обратно (означало вернуться здоровым). Из дома выходили с песней:
Новобранец и друзья шли до околицы с
солдатскими песнями, в сопровождении
родственников и жителей деревни. Родители
оставались дома.
На околице будущему солдату преподносили кружку
пива. Выпив, кружку бросал вверх. Любимая девушка
дарила парню платок или кисет. Проводы
завершались песней прощания с родной деревней,
лесами, полями, лугами, озерами, реками. Дальше на
подводе отправлялся в место сбора новобранцев.
В советский период обряд хранился примерно в
таком же виде, но изменились слова песни. Мелодия
оставалась такой же, лишь в разных деревнях
имелись свои варианты исполнения.
Комсомол, организации, учреждения культуры начали организовывать торжественные проводы в армию по особому сценарию. В клубах давали напутствие призывнику уважаемые люди села, бывшие воины — защитники Родины, руководители парт., сов. органов, колхозов и предприятий. дарили призывнику подарки, в его честь выступал с концертом коллектив художествен. самодеятельности. К 2007 в районе проводится силами работников администрации района, поселений, райвоенкомата, учреждений культуры, Советов ветеранов День призывника.
Конкурс для девушек 5-9 классов “Тeпел”.
Цель: ознакомить учащихся культурой быта чувашского народа; способствовать формированию чувства гордости национальной культурой, навыков домашнего труда; воспитать самостоятельность.
Оборудование:
На сцене оформлен фрагмент чувашской избы.
Выставка предметов традиционных чувашских рукоделий.
Участники:
Ведущий, две команды девушек, жюри, болельщики.
Жюри подводит и объявляет итоги после каждого конкурса.
Ход конкурса
Конкурс №1 “Разминка”.
Ведущий: Много дел и забот было в крестьянском хозяйстве. Одни приходились на лето, другие – на зиму; одни были заботой мужской, другие – женской. Начнем нашу игру с определения тех дел, которые традиционно считались женскими.
Команды по очереди, не повторяясь, перечисляют те виды работ, которые они считают традиционно женскими.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Варианты ответов: огородничество, вышивка, заготовка воды, сбор грибов и ягод, жатва, прядение, приготовление пищи, ткачество, рубка и квашение капусты, шитье, уход за скотом, воспитание детей, уборка в доме, растопка печи, выпечка хлеба, стирка, вязание и др.
Конкурс №2 “ Рубашка”.
Ведущий: Во времена, когда все в доме делалось своими руками, первейшей обязанностью женщины было шить одежду для всех членов семьи. Но шитье начиналось не с раскроя ткани, как сейчас, а с выращивания льна, конопли и других волокнистых растений. Почему? Ответ на этот вопрос и дадут команды.
Команды получают конверты, в которых лежат отдельные карточки с этапами изготовления чувашской крестьянской рубашки. Задача – составить цепочку технологии изготовления рубашки.
За каждое верно поставленное звено – 1 балл.
Правильный вариант цепочки:
Посев конопли; прополка конопли; отделение семян; вымачивание; сушка конопли; мятие конопли; трепка конопли; чесание конопли; прядение кудели в нитку; ткание на станках; выбеливание полотна; кройка рубашки; шитье рубашки; вышивание оберегов на рубашке.
Ведущий: Сейчас проведем практический конкурс. Надо аккуратно сложить рубашку.
Конкурс№3 “Вышивка”.
Ведущий: Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт, без нее не обходились посиделки. Вышивка отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии.
Команды получают задания на составление узора.
Дается часть узора, составить узор:
- С помощью одной оси симметрии.
- С помощью двух осей симметрии.
- С помощью центральной симметрии.
Конкурс №4 “Старинные блюда”.
Ведущий: Поговорим о другой важной обязанности хозяйки дома – готовить еду и кормить семью. Начнем с того, что попросим команды назвать блюда чувашской кухни, пришедшие к нам из далекой старины.
Команды по очереди называют по одному блюду.
За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный ответ или молчание в течение 30 секунд – право ответа переходит другой команде.
Ведущий: А сейчас выберите по одной поварихе из каждой команды. Пусть они подойдут ко мне. Проведем конкурс на приготовление “юсман салма”.
Участницы готовят. Жюри оценивает работу по 5-ти бальной системе.
Конкурс № 5 “Путешествие в чувашский фольклор”.
Ведущий: Женщина-хозяйка была уважаема за трудолюбие, умение выполнить любую работу. Именно поэтому во многих русских сказках героини справляются с самым тяжелым и хитроумным делом. Чтобы доказать это, мы совершим путешествие в чувашский фольклор.
Команды угадывают вторые половины пословиц и поговорок.
По очереди исполняют по куплету песен о труде.
Завершающий этап.
Ведущий: Вот и подошла к завершению наша встреча будущих хозяюшек. Мы увидели, что многое они уже знают и умеют, а многому хотят и могут научиться в будущем. Игра получилась интересной. Для подведения итогов и награждения победителей, а также наиболее активных болельщиков предоставляем слово жюри.
Объявляются итоги, награждаются победители.
Использованная литература.
- Ахун В. Акатуй - праздник весны и труда. Чебоксары. 1973.
- Кулай М.И. Чаваш уявесем. “Вучах”. 1991.
- Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003.
- Патмар Э.И. Чавш хала календаре. Шупашкар. 1995.
- Иванов Н.Г., Никитин В.П. Чаваш самахлахе. Шупашкар. 1993.
- Патмар Э.И., Патмар И.А. Халах самахлахе. Канаш. 1994.
- Чаваш юмахесем. Шупашкар. 1982.
- Чувашские праздники и обряды. Чебоксары. 1991.