Краткая справка.
Фокус-группа – один из качественных методов социально-психологических исследований – представляет собой групповое фокусированное интервью, проходящее в основном в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников “субъективной информации” о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности и продукты этой деятельности
Цель: выявить особенности субъективного восприятия старшеклассниками школьной жизни
Операционализация понятий:
Школьная жизнь – деятельность учения, протекающая в конкретных организационных условиях школы и возрастных рамках, влияющая на особенности взаимодействия подростка с самим собой и окружающими
Учение
Взаимодействие с учителями
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие со сверстниками
Взаимодействие с собственным Я
Методики: ассоциативный эксперимент, групповая дискуссия, ролевая игра, коллаж “Моя школьная жизнь”
Материальное оснащение: стимульные картинки из рисованного апперцептивного теста Л. Собчик, фломастеры, ножницы, ватман, клей, иллюстрированные журналы
Техническое оснащение: диктофон, видеокамера
Место проведения: отдельное помещение, общий большой стол для группы, свободное место для ролевой игры, отдельно стоящие столы для индивидуальной работы.
Отбор участников: для участия в фокус-группе в соответствии с целями были приглашены учащиеся 9-10-х классов с учетом пропорционального представительства по следующим параметрам:
- Пол
- Успешность обучения
- Длительность обучения в данной школе
- Особенности семьи
- Социометрический статус
Таким образом, состав участников является репрезентативным для выборки старшеклассников
Топик-гайд:
- Представьте себя первоклассником. Что вам вспоминается?
- Кто и что входит в вашу школьную жизнь?
- Что радует и что огорчает вас в вашей школьной
жизни:
- на уроке
- вне урока
- Что радует и что огорчает вас в отношениях:
- с учителями
- с одноклассниками
- с родителями
- Как вы справляетесь с трудностями? Кто или что помогает вам?
- Как вы считаете, опыт школьной жизни повлиял на ваш характер, отношение к себе, к людям? В чем заключаются эти изменения?
Сценарий проведения фокус-группы
1. Вводная часть
Участникам сообщается о цели работы группы (изучение субъективного мнения старшеклассников о различных сторонах школьной жизни), обсуждаются и принимаются следующие правила работы группы:
- участие каждого в работе на всех этапах
- “один говорит, все молчат”
- запрет на оценку мнений
- возможная анонимность
- конфиденциальность
2. Погружение в проблему.
Ведущий: Устройтесь поудобнее, закройте глаза и вспомните себя первоклассником. Вы сидите за партой. Что вы видите, слышите, чувствуете? Что вспоминается вам о том времени вашей жизни?
Участники группы по кругу делятся своими воспоминаниями.
Участникам предлагается по очереди назвать ассоциации к слову “каникулы”. Они высказываются по принципу “снежный ком”: каждый участник повторяет сказанное до него и добавляет свое.
3. Выявление ключевых понятий и смыслов.
Старшеклассникам предлагается поочередно (в течение минуты на каждое стимульное слово) записать на отдельных листочках все ассоциации к следующим словам:
Урок
Одноклассники
Родительское собрание
(эти списки не зачитываются)
1. Групповая дискуссия.
“Маркировка ассоциаций”. Участники отмечают все свои ассоциации, зафиксированные в предыдущем упражнении, знаком “+” или “-” , в зависимости от их субъективной эмоциональной окраски.
Далее, на большом листе бумаги участники заполняют своими предложениями две “корзины” – в одну суммируются радости школьной жизни, в другую – ее огорчения. По ходу заполнения корзины старшеклассники обмениваются своими впечатлениями.
(Процедура фокус-группы исключает этап согласования и выработки общего мнения. Поэтому обсуждение завершается кратким резюме ведущего)
2. Ролевая игра.
Участники делятся на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает карточку из рисованного апперцептивного теста. Задание: придумать и инсценировать картинку. Инсценировка должна включать 3 основные “кадра” – что предшествовало этой ситуации, что происходит и чем все закончится. Участники должны показать/рассказать, о чем думают, что чувствуют изображаемые персонажи. Одна из ролей в каждой группе задается ведущим – это роли учителя, родителя, одноклассника или другого персонажа школьной жизни.
(Для последующего анализа целесообразно сделать видеозапись инсценировок)
3. Коллаж “Моя школьная жизнь”
Каждый участник получает лист ватмана и все необходимое для изготовления коллажа.. Инструкция ведущего: попробуйте изобразить на бумаге вашу школьную жизнь. Это может быть планета или целая Вселенная, это может быть сюжет – что было и что стало, или какой-то иной жанр. Вы можете наклеить картинки или их части из журналов, что-то нарисовать и сделать подписи. Словом, это Ваше собственное видение школьной жизни и Ваше творчество.
(Как показывает практика, на изготовление коллажа у старшеклассников уходит 25-30 минут)
После завершения работы старшеклассники, как правило, стремятся провести краткую “презентацию” работ, с удовольствием делятся с другими участниками своим творческим замыслом. Если позволяют условия, ведущий может кратко и индивидуально прокомментировать старшеклассникам, каким предстает в коллаже его автор.
4. Заключительная часть.
Проведение фокус-группы не предполагает выработку общего мнения по обсуждаемым вопросам. Поэтому в заключение проводится краткий обмен впечатлениями от работы группы. Ведущий выражает благодарность всем участникам.
Анализ и интерпретация результатов
Как и другие качественные методы социально-психологических исследований, результаты фокус-группы не могут быть подвергнуты анализу только с помощью формальных стандартных процедур. Здесь в большей степени используется качественный, содержательный анализ, психологическая интерпретация рисунков и проекций. Результаты чаще представляются в терминах “понимающей” психологии с приведением конкретных примеров.
Примерный вариант анализа и интерпретации приведенной фокус группы представляется следующим:
1. Количественная и качественная обработка данных ассоциативного эксперимента.
Подсчитывается:
- общее количество слов по каждому стимулу
- соотношение положительных, нейтральных и отрицательных ассоциаций по каждому стимулу.
Это позволяет сделать выводы о субъективной значимости для участников каждой из обозначенных сфер (учение, взаимодействие с родителями, взаимодействие с одноклассниками) и их преобладающей эмоциональной окраске.
Качественная обработка включает анализ содержательной стороны ассоциаций, и во многом зависит от полученного материала. Так, в нашем случае ассоциации к слову “урок” можно было разделить по смыслу на следующие группы:
- “внешние”, не имеющие отношения к содержанию (желтые стены, зеленая доска, звонок и др.)
- содержательные (решаю задачу, контрольная работа и др.)
- эмоциональные (мучение, нервы на пределе и др.)
- взаимодействие с учителем (задаю вопрос учителю, разговор с учителем)
- взаимодействие с одноклассниками (сосед по парте, разговариваю с другом, кричат и др.)
Содержание и соотношение ассоциаций позволяет сделать выводы о субъективном восприятии старшеклассниками урока. Так, в нашем случае ярко преобладали ассоциации, связанные с общением с одноклассниками, причем все они носили положительную эмоциональную окраску. Анализ ассоциаций отдельных участников позволил сделать вывод о большей эмоциональной уязвимости юношей-старшеклассников (у них, независимо от уровня успешности в учебе, было больше негативных эмоциональных ассоциаций). В целом, более положительно воспринимали урок те участники, у которых в числе ассоциаций присутствовали глаголы, характеризующие содержание учения и его субъектность – понимаю, решаю проблему и др.
2. Анализ проекций старшеклассников в этюдах на школьные темы.
Анализ содержания инсценировок осуществлялся по общим принципам обработки рисованного апперцептивного теста (по Л.Собчик).
В нашем случае ярко проявились такие способы поведения как:
- избегание – к нему прибегли все участники инсценировок, в которых были роли учителей
- компромиссное поведение наблюдалось в сценах с участием “родителей”
- в сценах с участием сверстников старшеклассники проявили большую гибкость поведения, могли признавать и исправлять ошибки, принимать на себя ответственность и т.д.
3. Анализ коллажей “Моя школьная жизнь”
Каждый коллаж ярко характеризует своего автора: в одном случае это – калейдоскоп людей и развлечений, в другом – нечто, вроде лабиринта Минотавра, где герой преодолевает различные трудности и выковывает свой характер и волю, в третьем – сокровищница знаний и т.д.
Большую часть коллажей (даже по площади) занимали взаимодействия со сверстниками.
Настораживает тот факт, что во многих случаях старшеклассники не изображали себя. Автор “школьной жизни” - скорее зритель, чем участник.
Практическое значение результатов фокус-группы
Психотерапевтический эффект для самих участников: связан с возможностью вербального и невербального выражения эмоций и с непривычной для школы ситуацией отсутствия правильных ответов и необходимого согласования мнений.
Обоснованные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. В нашем случае это были предложения:
- по использованию групповых форм учебной деятельности на уроках и расширению форм внеурочной деятельности, предполагающих общение и взаимодействие старшеклассников
- проведение тематических родительских собраний “Общение родителей с детьми”
- обсуждение особенностей взаимодействия учителя с мальчиками и девочками на постоянно действующем семинаре для учителей и т.д.
- информация для психолога, ориентирующая его в выборе практических задач в работе со старшеклассниками
Литература.
- Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях. //Введение в практическую социальную психологию. М., 1996.
- Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Групповая дискуссия.//Социально-психологический климат коллектива./Под ред. Жукова Ю.М. , М., 1981.
- Мельникова О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач.//Введение в практическую социальную психологию. М., 1996.
- Мертон Р., Фиске М., Кендалл Л. Фокусированное интервью. М., 1991.