Урок русского языка (2-й класс) "Изменение имен прилагательных по числам"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: создать условия для определения числа имен прилагательных через включение учащихся в учебную деятельность.

Задачи:

  • повторить знания об имени прилагательном
  • узнать, что имена прилагательные изменяются по числам
  • увидеть связь имен прилагательных с именами существительными
  • продолжить развивать внимательность, любознательность

1. Орг.момент

2. Актуализация знаний

Повторение об имени прилагательном

Какую часть речи мы изучаем?

Расскажите всё, что вы знаете о прилагательном

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Что обозначают слова этой части речи?
  3. Как изменяются прилагательные?
  4. С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Вывод: Значит, прилагательные имеют такие же грамматические признаки, что и существительные.

3. Минутка чистописания

На доске:

ые, -ая, -ое, -яя, -ее, - ой, -ий.

Сгруппируйте данные окончания и запишите, соблюдая правила письма – наклон, соединение букв, высота букв.

Какие группы получились?

Почему вы их так разбили?

Докажите.

4. Постановка проблемы

На доске:

-Соотнесите эти слова между собой.

голубая
голубое костюм
голубой лента
голубые платье

- Составьте словосочетания.

Дети выходят к доске и составляют словосочетания. Докажите, почему вы выбрали эту пару слов?

(Дети определяют род имени существительное, ставят вопрос к прилагательному, выделяют окончания, определяют род имени прилагательного).

ж.р ж.р
голубая лента
ср.р. ср.р.
голубое платье
м.р. м.р.
голубой костюм

Пояснения детей: имя существительное лента употреблено в форме ед.ч, ж.р. и прилагательное голубая тоже в ед.ч, ж.р.

- Назовите получившиеся словосочетания.

Хором причитать.

- Что вы заметили? Смогли ли мы со всеми словами составить словосочетания? (Нет, одно слово осталось без пары – это слово голубые).

- Почему это слово осталось без пары?

5. Разрешение проблемы.

-Давайте понаблюдаем.

(Прилагательные голубая, голубое, голубой в ед.ч.)

- Почему они находятся в ед. числе? (Потому что существительное в ед.ч.)

Работа по таблице.

- Давайте рассмотрим в связи с чем изменяются окончания прилагательных.

(Это зависит от имен существительных)

Вывод: В каком роде стоит существительное, в таком же стоит и прилагательное.

- Обратимся к оставшемуся слову – голубой

- Можно ли сказать сейчас о чем идет речь?

- Давайте попробуем подставить к этому прилагательному имена существительные, которые у нас были.

- Измените существительные, чтобы получились словосочетания со словом голубые.

Учитель прикрепляет карточку со словом голубые на доске. Дети преобразовывают имена существительные, а учитель их записывает.

 

- Выделите основания у имен прилагательных

- В связи, с чем изменилось окончание прилагательного? (Изменилось число имени существительного, потому изменилось окончание прилагательного.)

- Определим, в каком числе находятся существительные? (Во множественном числе)

- А в каком числе находятся прилагательное – голубые? (во мн.ч.)

- Сделайте вывод.

Вывод: В каком числе стоит имя существительное, в таком же стоит и имя прилагательное.

- Проверим свои знания по таблице.

- Какие ещё окончания бывают у прилагательных во мн.ч.? Прочитайте правило.

Физминутка.

Встали. Поиграем в пару на внимательность.

Имена прилагательные во мн.ч – присели.

Имена прилагательные в ед.числе – подпрыгнули.

Душистый, белая, прозрачные, березовая, железные, узенькая.

6. Воспроизведение материала.

Упр.342 – самостоятельная работа.

Задание: спешите, определите у прилагательных числа.

Проверка.

Исправь ошибки. Проверка с помощью светофоров.

сочные трава

душистое ландыш

морковная сок

березовая роща

Домашнее задание: упражнение 343

7. Итог урока

- Для чего нужно нам знать, что имена прилагательные изменяются по числам?

(Чтобы правильно употреблять их в речи, грамотно писать окончания имен прилагательных).