Цель: создать условия для определения числа имен прилагательных через включение учащихся в учебную деятельность.
Задачи:
- повторить знания об имени прилагательном
- узнать, что имена прилагательные изменяются по числам
- увидеть связь имен прилагательных с именами существительными
- продолжить развивать внимательность, любознательность
1. Орг.момент
2. Актуализация знаний
Повторение об имени прилагательном
Какую часть речи мы изучаем?
Расскажите всё, что вы знаете о прилагательном
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначают слова этой части речи?
- Как изменяются прилагательные?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Вывод: Значит, прилагательные имеют такие же грамматические признаки, что и существительные.
3. Минутка чистописания
На доске:
ые, -ая, -ое, -яя, -ее, - ой, -ий.
Сгруппируйте данные окончания и запишите, соблюдая правила письма – наклон, соединение букв, высота букв.
Какие группы получились?
Почему вы их так разбили?
Докажите.
4. Постановка проблемы
На доске:
-Соотнесите эти слова между собой.
голубая голубое костюм голубой лента голубые платье
- Составьте словосочетания.
Дети выходят к доске и составляют словосочетания. Докажите, почему вы выбрали эту пару слов?
(Дети определяют род имени существительное, ставят вопрос к прилагательному, выделяют окончания, определяют род имени прилагательного).
ж.р ж.р голубая лента ср.р. ср.р. голубое платье м.р. м.р. голубой костюм
Пояснения детей: имя существительное лента употреблено в форме ед.ч, ж.р. и прилагательное голубая тоже в ед.ч, ж.р.
- Назовите получившиеся словосочетания.
Хором причитать.
- Что вы заметили? Смогли ли мы со всеми словами составить словосочетания? (Нет, одно слово осталось без пары – это слово голубые).
- Почему это слово осталось без пары?
5. Разрешение проблемы.
-Давайте понаблюдаем.
(Прилагательные голубая, голубое, голубой в ед.ч.)
- Почему они находятся в ед. числе? (Потому что существительное в ед.ч.)
Работа по таблице.
- Давайте рассмотрим в связи с чем изменяются окончания прилагательных.
(Это зависит от имен существительных)
Вывод: В каком роде стоит существительное, в таком же стоит и прилагательное.
- Обратимся к оставшемуся слову – голубой
- Можно ли сказать сейчас о чем идет речь?
- Давайте попробуем подставить к этому прилагательному имена существительные, которые у нас были.
- Измените существительные, чтобы получились словосочетания со словом голубые.
Учитель прикрепляет карточку со словом голубые на доске. Дети преобразовывают имена существительные, а учитель их записывает.
- Выделите основания у имен прилагательных
- В связи, с чем изменилось окончание прилагательного? (Изменилось число имени существительного, потому изменилось окончание прилагательного.)
- Определим, в каком числе находятся существительные? (Во множественном числе)
- А в каком числе находятся прилагательное – голубые? (во мн.ч.)
- Сделайте вывод.
Вывод: В каком числе стоит имя существительное, в таком же стоит и имя прилагательное.
- Проверим свои знания по таблице.
- Какие ещё окончания бывают у прилагательных во мн.ч.? Прочитайте правило.
Физминутка.
Встали. Поиграем в пару на внимательность.
Имена прилагательные во мн.ч – присели.
Имена прилагательные в ед.числе – подпрыгнули.
Душистый, белая, прозрачные, березовая, железные, узенькая.
6. Воспроизведение материала.
Упр.342 – самостоятельная работа.
Задание: спешите, определите у прилагательных числа.
Проверка.
Исправь ошибки. Проверка с помощью светофоров.
сочные трава
душистое ландыш
морковная сок
березовая роща
Домашнее задание: упражнение 343
7. Итог урока
- Для чего нужно нам знать, что имена прилагательные изменяются по числам?
(Чтобы правильно употреблять их в речи, грамотно писать окончания имен прилагательных).