Цели урока:
- Закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках имени существительного, имени прилагательного и глаголе.
- Различать на слух части речи.
- Развивать речь, обогащая её новыми словами и выражениями.
- Правильно использовать изучаемые части речи в предложении.
- Ответственно относиться к учению.
Дидактические м-лы: учебник “ Русский язык” авт. Т.Г. Рамзаева, таблицы, карточки, печатные тексты, иллюстрации, стереозапись музыки.
Ход урока1. Орг. момент.
- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!
- Пожелаем друг другу удачи и весёлого настроения на протяжении всего урока (пожелания друг другу).
- Откроем тетради и запишем число и классная работа.
- Как всегда в начале урока мы несколько мин. уделяем чистописанию.
- Я предлагаю вам отгадать загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница… (зима).
- Правильно! (Зима).
- А какие зимние месяца вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
- Все эти слова - словарные и мы запишем их в минутку чистописания:
декабрь январь февраль
- К нам в гости пришёл ещё и Снеговик и принёс эти слова.
(Звучит музыка и по окончанию минутки чистописания кто-то стучится в дверь. Открывается дверь и в класс заходят 3 части речи, и ведут беседу-диалог с учащимися).
1-я гостья. Я называю предметы и отвечаю на вопросы кто?, что?
- Кто я? (Имя существительное)
- Правильно, я - имя существительное (табличка).
- Приведите мне примеры им. сущ. (Дети приводят примеры им. сущ.)
2-я гостья. Я - называю признаки предметов и отвечаю на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
- Кто я? (Имя прилагательное)
- Правильно, я - имя прилагательное (табличка).
- Приведите мне примеры им. прил. (Дети приводят примеры им. прилагат.)
3-я гостья. Я называю действия предметов и отвечаю на вопросы что делать?, что сделать?, что буду делать? и др.
- Кто я? (Глагол)
- Правильно, я - глагол (табличка).
- Приведите мне примеры глаголов (дети приводят примеры глаголов).
- Молодцы! Вы правильно отгадали кто это. А как можно назвать наших гостей одним словом?
- Части речи.
(Гости раздают детям бумажные сердечки: им.сущ.- розовые, им.прил.- красные, глагол - бордовые. Благодарим гостей и они уходят.)
2. Определение темы и целей урока.
- Так какая же у нас сегодня будет урока? (Отвечают учащиеся)
- Тема урока: “Части речи” (таблица по теме).
- Цели урока:…(записаны на доске).
3. Работа по теме урока.
а). Продолжим нашу работу, я буду читать слова, а вы будете записывать в три столбика:
Имя существ | Имя прилагат | Глагол |
(три ученика выполняют эту же работу у доски) |
Слова: ель, шумит, густая, яркое, светит, солнце, кошка, прыгает, пушистая, бежит, розовое, звонкий, бабочка, радуга, блестят, ручеёк, летит, пёстрая.
б). Работа в группах.
- Вставить пропущенные слова и определить какой частью речи они выражены.
(Задания для 4 гр. Для 4 гр.- дифференцир.)
1 группа
Пригрело…, растопило… . Хлопотунья… вылезла из… . Выбрались из своих убежищ : бобр, … и колючий ... . (Cолнце, белка, снег, гнёзда, ёж, барсук)
2 группа
Холод… землю. Зимние ветры… в макушках деревьев. С берёз… иней. Под ногами… снег. Снегири… по шишкам елей. (Cковал, сыпался, гуляли, прыгали, хрустел)
3 группа
На полянке течёт… ручеёк. Трава кругом… . Много цветёт… цветов. На цветах работают пчёлы. … шмели гудят. У… сосны вьются комары. (Шумный, пёстрых, зелёная, старой, мох
4 группа
Налетел яростный… . Закрутились… вихри. … пелена закрыла небо. (Ветер, снежные, белая)
в). Самостоятельная работа.
Работа с текстом. (В тексте подчеркнуть изучаемые части речи).
г). Игра “Отгадай предмет”.
(Игра для 4 групп. В 4 коробочках находится по одной игрушке. При устном описании игрушки использовать изучаемые части речи. Каждая группа должна отгадать о какой игрушке идёт речь).
д). Творческая работа.
- Составить предложения по картинке ( работают 3 группы), используя при составлении предложений изучаемые части речи. Затем один ученик соединяет предложения в небольшой текст и весь класс озаглавливает его.
(Название текста “Помощь друга”).
- Чему учит вас текст который вы же сами и составили?
4. Итог урока.
- Весь урок вы закрепляли свои ЗУН о частях речи.
- Для чего же нужно использовать в нашей речи такие разные слова?
(Ответы учащихся).
5. Оценивание.
6. Д/З - составить и написать небольшой рассказ на тему: “Помогите птицам зимой”.