Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках имени существительного, имени прилагательного и глаголе.
  2. Различать на слух части речи.
  3. Развивать речь, обогащая её новыми словами и выражениями.
  4. Правильно использовать изучаемые части речи в предложении.
  5. Ответственно относиться к учению.

Дидактические м-лы: учебник “ Русский язык” авт. Т.Г. Рамзаева, таблицы, карточки, печатные тексты, иллюстрации, стереозапись музыки.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

- Пожелаем друг другу удачи и весёлого настроения на протяжении всего урока (пожелания друг другу).

- Откроем тетради и запишем число и классная работа.

- Как всегда в начале урока мы несколько мин. уделяем чистописанию.

- Я предлагаю вам отгадать загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла

К нам, волшебница… (зима).

- Правильно! (Зима).

- А какие зимние месяца вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

- Все эти слова - словарные и мы запишем их в минутку чистописания:

декабрь январь февраль

- К нам в гости пришёл ещё и Снеговик и принёс эти слова.

(Звучит музыка и по окончанию минутки чистописания кто-то стучится в дверь. Открывается дверь и в класс заходят 3 части речи, и ведут беседу-диалог с учащимися).

1-я гостья. Я называю предметы и отвечаю на вопросы кто?, что?

- Кто я? (Имя существительное)

- Правильно, я - имя существительное (табличка).

- Приведите мне примеры им. сущ. (Дети приводят примеры им. сущ.)

2-я гостья. Я - называю признаки предметов и отвечаю на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

- Кто я? (Имя прилагательное)

- Правильно, я - имя прилагательное (табличка).

- Приведите мне примеры им. прил. (Дети приводят примеры им. прилагат.)

3-я гостья. Я называю действия предметов и отвечаю на вопросы что делать?, что сделать?, что буду делать? и др.

- Кто я? (Глагол)

- Правильно, я - глагол (табличка).

- Приведите мне примеры глаголов (дети приводят примеры глаголов).

- Молодцы! Вы правильно отгадали кто это. А как можно назвать наших гостей одним словом?

- Части речи.

(Гости раздают детям бумажные сердечки: им.сущ.- розовые, им.прил.- красные, глагол - бордовые. Благодарим гостей и они уходят.)

2. Определение темы и целей урока.

- Так какая же у нас сегодня будет урока? (Отвечают учащиеся)

- Тема урока: “Части речи” (таблица по теме).

- Цели урока:…(записаны на доске).

3. Работа по теме урока.

а). Продолжим нашу работу, я буду читать слова, а вы будете записывать в три столбика:

Имя существ Имя прилагат Глагол

(три ученика выполняют эту же работу у доски)

Слова: ель, шумит, густая, яркое, светит, солнце, кошка, прыгает, пушистая, бежит, розовое, звонкий, бабочка, радуга, блестят, ручеёк, летит, пёстрая.

б). Работа в группах.

- Вставить пропущенные слова и определить какой частью речи они выражены.

(Задания для 4 гр. Для 4 гр.- дифференцир.)

1 группа

Пригрело…, растопило… . Хлопотунья… вылезла из… . Выбрались из своих убежищ : бобр, … и колючий ... . (Cолнце, белка, снег, гнёзда, ёж, барсук)

2 группа

Холод… землю. Зимние ветры… в макушках деревьев. С берёз… иней. Под ногами… снег. Снегири… по шишкам елей. (Cковал, сыпался, гуляли, прыгали, хрустел)

3 группа

На полянке течёт… ручеёк. Трава кругом… . Много цветёт… цветов. На цветах работают пчёлы. … шмели гудят. У… сосны вьются комары. (Шумный, пёстрых, зелёная, старой, мох

4 группа

Налетел яростный… . Закрутились… вихри. … пелена закрыла небо. (Ветер, снежные, белая)

в). Самостоятельная работа.

Работа с текстом. (В тексте подчеркнуть изучаемые части речи).

г). Игра “Отгадай предмет”.

(Игра для 4 групп. В 4 коробочках находится по одной игрушке. При устном описании игрушки использовать изучаемые части речи. Каждая группа должна отгадать о какой игрушке идёт речь).

д). Творческая работа.

- Составить предложения по картинке ( работают 3 группы), используя при составлении предложений изучаемые части речи. Затем один ученик соединяет предложения в небольшой текст и весь класс озаглавливает его.

(Название текста “Помощь друга”).

- Чему учит вас текст который вы же сами и составили?

4. Итог урока.

- Весь урок вы закрепляли свои ЗУН о частях речи.

- Для чего же нужно использовать в нашей речи такие разные слова?

(Ответы учащихся).

5. Оценивание.

6. Д/З - составить и написать небольшой рассказ на тему:Помогите птицам зимой”.