Пояснительная записка
Умение себя вести – настоятельная потребность и большой дефицит сегодняшнего дня. Грустно, но факт, многие из нас имеют смутное представление о правилах хорошего тона, о вежливости, о культуре поведения. Нередко самые простые жизненные ситуации ставят нас в тупик: как принять гостей? Как сервировать праздничный стол? Как вести беседу? Как выбрать подарок? По тому, как человек ведет себя за столом, как разговаривает с людьми, можно определить степень его воспитанности. В последнее время наша жизнь стала разнообразнее: расширились деловые, экономические связи с зарубежными странами. Естественно, каждому хочется предстать перед своими партнерами в лучшем виде. Но сколько же разных недоразумений, подчас неловких ситуаций возникает из-за незнания элементарных норм поведения! А ведь знание и соблюдение правил этикета делает человеческое общение взаимоприятным, сближает даже самых разных людей, помогает избежать конфликтных ситуаций. В нашей школе на протяжении нескольких лет в рамках дополнительного образования для школьников мною проводится элективный курс “Правила хорошего тона. Этикет”. Одно из занятий я и хочу представить.
ЦЕЛЬ: научить школьников красиво и правильно сервировать праздничный стол.
ЗАДАЧИ:
Общеучебные:
- познакомить ребят с основными правилами сервировки стола;
- показать различные варианты оформления и украшения стола;
- рассказать ребятам, как можно рассадить гостей за праздничным столом.
Воспитательные:
Создавать условия для воспитания:
- коммуникативной культуры учащихся,
- чувства прекрасного.
Развивающие:
- развивать творческий потенциал учащихся, их инициативу, уверенность в своих силах;
- развивать навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию;
- развивать творческую активность школьников.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), набор посуды и столовых приборов, скатерть.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационное начало занятия, сообщение темы занятия, постановка задач перед учащимися.
2. Вступительное слово учителя:
С любовью накрытый стол – это, как и в давние времена, гордость многих хозяек. Но есть и мужчины, которые придают этому большое значение и могут накрыть стол также красиво и со вкусом. Но независимо от того, “колдуют” тут женские или мужские руки, возможностей накрыть стол никогда не было так много, как сегодня. Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий, и их основная цель состоит не в том, чтобы различными формальностями затруднить процесс еды, а в том, чтобы сделать прием пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным. Красиво накрытый стол всегда смотрится лучше и привлекательней, чем тот, который ломится от яств, но не создает ощущение праздника. Сервировка стола – дело достаточно творческое, но и здесь существуют каноны общего характера, которые следует принимать во внимание: наличие свободного пространства, стиль дома или квартиры, повод, по которому устраивается мероприятие, вкусы хозяев.
Вопросы ученикам:
- По какому поводу мы можем накрывать праздничный стол? (День рождения, свадьба, юбилей, новый год и т.д.).
- Какие торжества бывают? (Семейные, официальные)
Учитель: Бывают торжества, когда гостей рассаживают за столом, а бывают, когда гостей не рассаживают (фуршет). Сегодня мы с вами попробуем определить основные правила и принципы сервировки праздничного стола. Перед вами набор посуды и столовых приборов, скатерть. Давайте попробуем накрыть стол на одну персону. Как мы расположим тарелки и приборы?
(Один из учащихся накрывает стол на одну персону, при этом комментирует свои действия, объясняет, как и почему он ставит тарелки, фужеры, раскладывает столовые приборы).
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось. Ваши замечания и предложения? Прокомментируйте.
(Ребята высказывают свою точку зрения о том, как накрыт стол, делают замечания, исправляют, помогают друг другу).
Учитель: А теперь давайте попробуем определить, используя свои знания и жизненный опыт, основные принципы и правила сервировки стола.
(Ребята должны с помощью учителя определить основные правила):
- Сервировка стола предполагает разумное, удобное, аккуратное и симметричное расположение всех предметов.
- Сервировка начинается со скатерти: она должна быть чистой, хорошо выглаженной.
- Набор посуды должен быть одинаковым по форме, рисунку, цвету.
- Посуду на столе размещают в строго определенной последовательности, каждый предмет сервировки должен иметь своё место.
- Необходимый штрих к сервировке - полотняная салфетка. Она должна быть индивидуальной, и кладут её на закусочную тарелку.
Учитель: А теперь внимание на экран. Сейчас я вам предлагаю посмотреть мультимедийный фильм и закрепить знания основных правил и принципов сервировки праздничного стола, определить для себя что-то новое, научиться красиво оформлять стол.
3. Просмотр мультимедиа с комментарием учителя.
4. Заключительная часть урока.
Учитель: А сейчас я предлагаю снова попробовать правильно накрыть стол из того, что у нас здесь находится.
(И снова кто-то из ребят накрывает стол на одну персону, используя посуду, столовые приборы, которые были предложены ребятам в начале урока. Школьники уже без ошибок и сомнений могут справиться с этим заданием. Таким образом, мы закрепляем на практике полученные знания).
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами научились красиво и правильно сервировать праздничный стол, рассмотрели различные варианты оформления и украшения стола, определили, как можно рассадить гостей за праздничным столом для того, чтобы было удобно, красиво, комфортно. Данные знания пригодятся вам в дальнейшем при организации и проведении семейных праздников или встреч с друзьями.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Инга Вольф. Современный этикет. – М.: “Кристина и Ко”, 1997.
- Учебное пособие для учащихся ЗФМШ по курсу “Правила хорошего тона. Этикет” / Сост. Т.П.Старжевская. – М.: МИФИ, 1998.
- Этикет от А до Я / Авт.-сост. Гусев И.Е. – Минск: Харвест, 1999.