Класс (возраст учащихся): 1 класс (7-8 лет)
Задачи:
- Развитие эмоционально-чувственной сферы.
- Развитие социального чувства.
- Формирование умения сотрудничать со сверстниками.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
Основная методическая идея: Коррекция личностного и интеллектуального развития посредством метода цветотерапии.
Педагогические технологии: Здоровьесберегающая технология в основе, которой лежат принципы гуманистической психологии.
Инновационные методы и приёмы:
- Создание специальных ситуаций.
- Визуализация цвета.
- Медитация с цветом.
- Использование релаксационных упражнений.
Практическая значимость, технологичность: Могут использовать специалисты, работающие с детьми.
Оборудование:
- Пособие “Карандаш”.
- Бумага для рисования, краски.
- Магнитофон.
- Изображение доброго и злого волшебника (иллюстрации).
Содержание занятия
Используемые задания | Коррекционные цели |
1. Выражение основных эмоций (переживание телесного и психического удовольствия и недовольства) |
|
Давайте поприветствуем, друг друга,
порадуемся, друг другу и построим пирамиду из
ладошек. (Дети стоят в кругу. Психолог
вытягивает свою руку вперёд, дети по очереди
кладут руки сверху. Когда последний участник
положит свою руку на вершину, пирамида
рассыпается). Вы почувствовали тепло рук друг друга? Понравилось ли вам это ощущение? На полу пролегла “солнечная дорожка”. Пройдём по ней, не наступая (ноги по внешнему краю). Встанем друг за другом, руки положим на плечи стоящему впереди товарищу. (дорожка тянется по всему помещению, имеет разную ширину и изменяет направление). Какие чувства вы испытываете двигаясь “паровозиком”? Поделитесь своими ощущениями. Психолог показывает, как можно изобразить карандаш: вытянуть вперёд напряжённую руку, а кисточка – мягкая изогнутая рука. По сигналу “карандаш” дети напрягают тело, по сигналу – “кисточка” расслабляются. Представьте себя кисточкой или карандашом. Что хочется нарисовать? Поделитесь своими желаниями. |
Тактильные ощущения Радость общения Жёлтый цвет поднимает настроение, стимулирует умственную деятельность Координация движений, согласованность действий Мышечное напряжение и расслабление Развитие внимания |
2. Психотерапевтический этап | |
Внести пособие “карандаш”,
рассмотреть, обратить внимание на его
настроение. Как вы думаете, карандаш весёлый или грустный, сердитый, печальный? Почему вы решили, что он весёлый? Весёлый карандаш сейчас нарисует бусы. Этими бусинками будете вы. Выберите для себя цвет – красный, оранжевый или жёлтый. Представьте себя цветными бусинками. Из бусин можно собрать разноцветное ожерелье. (Дети встают в плотный круг, тесно прижимаются, кружатся на месте, не отрываясь друг от друга. Психолог пытается “разорвать” ожерелье. Если это удаётся, бусинки “рассыпаются” по полу, ведущий ловит их, собирает “ожерелье”. Поделитесь ощущениями, что вы чувствовали, когда были бусиной в ожерелье? Хотелось ли, чтобы ожерелье разорвали? Посмотрите на злого Волшебника (иллюстрация). Ему не нравятся яркие, солнечные, весёлые краски вокруг, и веселье ему не по душе. Он поссорил между собой карандаши, чтобы они не могли рисовать разными цветами, а только одним своим. Попробуйте представить окружающий нас мир одноцветным. Захотелось ли вам жить в таком мире? Поделитесь своими чувствами, желаниями. Добрый Волшебник (иллюстрация) помирил карандаши, он научил их “мирилочке”. Попробуйте и вы прикоснуться друг к другу ладошками, мизинчиками, носиками, щеками. Захочется ли ссориться после таких прикосновений? Поделитесь чувствами, ощущениями. Доброму Волшебнику удалось помирить карандаши, и тогда на небе появилась Радуга. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть её цвета. Сядьте поудобнее на стуле или устройтесь на коврике. Руки опустите вдоль тела или положите на колени, закройте глаза. Сосредоточьте внимание на дыхании. Дышите спокойно. И теперь, когда вы расслабились, представьте, что вся наша комната наполнена красным воздухом. Внутренним зрением посмотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий вас, вдохните его свежесть. Если хотите, даже можете дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его удивительный аромат. Представьте, что вся комната наполнилась оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него. Оранжевый воздух пахнет апельсином. Почувствуйте этот запах. А теперь воздух вокруг нас стал жёлтым! Наслаждайтесь светящимся жёлтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это жёлтое сияние. Прикоснитесь к нему. Цвет окружающего воздуха снова изменился. Теперь он излучает зелёный свет. Это цвет первых весенних листьев. Вы как будто окунулись в весну! Почувствуйте её прекрасный цвет и аромат. Чудеса продолжаются. Воздух заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Представьте, что ваши руки – крылья. Медленно парите в голубом пространстве. Но вот воздух постепенно сгущается, и его голубой цвет плавно переходит в синий. Это цвет моря! От него невозможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотным. Мысленно попробуйте раздвинуть его руками как воду. И, наконец, воздух окрашивается в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдохните цвет вечерней прохлады. А теперь мысленно представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который сейчас наполнит нашу комнату. Внутренним зрением медленно осмотрите комнату, почувствуйте стул, на котором сидите. Мысленно стряхните остатки всех цветов и откройте глаза. Поделитесь своими чувствами. Какой цвет был самым приятным? Ощущали ли вы запахи? Возникло ли ощущение полёта, парения? Нарисуйте свои мысли и ощущения, используя различные цвета |
Ощущение присутствия друг друга Оранжевый цвет стимулирует творчество Жёлтый цвет поднимает настроение Красный цвет оздоравливает психику и тело Полярные чувства Развитие эмпатии Ослабление негативных эмоций Медитация с цветом |
3. Психомышечная тренировка (снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения) |
|
Посмотрите на рисунок Зелёного
карандаша. Он нарисовал лужайку. Давайте
отдохнём под звуки спокойной музыки. Я буду
читать стихи, а вы закройте глаза. Начинается игра “Волшебный сон”. Вы не заснёте по настоящему, будете всё слышать. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова, шептать не надо. “Волшебный сон” закончится, когда я скажу: “Откройте глаза”.
Открывайте глаза. Благодарю вас за понимание, поддержку и принятие. Поблагодарим, друг друга так, как вы сейчас чувствуете. Будьте здоровы. До новой встречи. |
Визуализация цвета. Зелёный цвет
снимает утомление Внутренний покой. Расслабление |
Литература:
- Н.М. Погосова “Цветовой игротренинг”, СПб. Речь, 2003.
- Н.Л. Кряжева “Развитие эмоционального мира детей”, Ярославль “Академия развития”, 1997.
- Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина “Учим детей общению” (характер, коммуникабельность), Ярославль “Академия развития”, 1997.
- К.Фопель “Как научить детей сотрудничать?” (психологические игры и упражнения) часть 2, Москва “Генезис”, 2001.