Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения с главным членом сказуемым"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обобщить изученный материал по теме “Односоставные предложения”; дать первичные знания по теме “Назывные предложения”;
  2. Воспитывать у детей гигиенические навыки, правила хорошего тона, умение вовремя отказаться от плохих поступков.

Ход урока

1. Повторение

а) несколько учащихся получают карточки с индивидуальным заданием (при работе с карточкой необходимо вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы);

б) один ученик у доски выполняет орфографическую работу (задание – вставить пропущенные буквы, сформулировать правило, которым воспользовался при выполнении данной работы);

в) остальные учащиеся работают вместе с учителем

На доске записано стихотворение И. Тургенева

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь, родное, далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо высокое.

Задание: проанализировать предложение со стороны лексического строя

Какое это предложение? Объясните свой выбор (следует обратить внимание учащихся на то, что И.Тургенев использует прием, позволяющий ему передать свои чувства, переживания, не выставляя их на показ, а как бы облекая в форму обобщения, перенося эти переживания на всех, в том числе и на слушателя).

В заключение данного этапа проверяется работа ученика, который выполнял задание у доски.

Собираются индивидуальные карточки, проверка осуществляется в течение урока.

2. Обобщение изученного материала с элементами развития речи

а) На доске записаны пословицы (первая часть)

От добра…

На чужой каравай…

Сделал дело…

Задание: закончить пословицы, определить тип предложений, свой выбор пояснить.

б) А теперь мы усложним работу! (работа в парах)

На партах, перед учащимися, лежат листочки со словами, из которых надо составить пословицы (пословицы, по примеру первого задания не закончены, учащиеся должны сами дополнить пословицу).

  • учащиеся зачитывают получившиеся пословицы (В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем; за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь и др.)
  • записываем одну из пословиц в тетрадь

Задания:

1. определите тип предложения;

2. сделайте из этого предложения двусоставное (добавляем местоимение);

3. докажите, что оно двусоставное (выделяем грамматические основы).

Вывод (делают учащиеся): Что общего и в чем разница между этими предложениями? (отличия – по наличию главных членов: общее – имеют грамматическую основу, интонационно закончены).

3. Развитие речи (работа с текстом)

Цель данной работы: воспитывать у детей гигиенические навыки, правила хорошего тона, умение вовремя отказаться от плохих поступков.

Учитель: Я вам прочту текст о том, что рекомендует детям (и не только) Всемирная организация здравоохранения.

“Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм. Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти. Заводи друзей, будь хорошим сам. Научись говорить с друзьями и родителями, выслушивать их.

Научись говорить “нет”. Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори “нет”.

Задание:

- Скажите, пожалуйста, какие стили речи вы знаете?

- К какому стилю речи относится данный текст? Почему? Где используется?

- Какие предложения мы встретили в этом тексте? Докажите?

Работа с лексическим значением слова.

Учитель: Ребята, в этом тексте мы несколько раз встретили такие слова как: друг, друзья. Скажите мне, пожалуйста, каково их лексическое значение? Можно ли назвать “другом” любого человека? Почему?

Обратимся к толковому словарю русского языка:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Не имей сто рублей, а имей сто друзей (посл).

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель: а теперь дайте подумаем и подберем слова, которые характеризуют друга, говорят, каким должен быть друг, и запишем их в столбик;

Посмотрим, что получилось (учащиеся зачитывают свои варианты);

Посмотрите, ребята, какие качества своих друзей отметила я (открываем на доске вариант учителя):

Д – добрый

Р – решительный

У – умный

Г – гостеприимный

  • а теперь давайте вспомним, что такое синонимы?
  • подберите синонимы к слову “друг” (приятель, товарищ и др.)
  • а какое же слово будет антонимом к слову “друг”? (враг)

Замечательно!

А теперь давайте посмотрим, какие задания нам приготовили авторы учебника.

4. Работа с учебником.

Выполняется упражнение на закрепление темы.

Дается дополнительное задание: из упражнения учащиеся самостоятельно выбирают глаголы и составляют с ними определенно-личные и неопределенно-личные предложения (возможно проведение данной работы по вариантам).

Внимание! Предложения должны соответствовать теме “Культура” или “Здоровье”.

По завершении данной работы учащиеся читают получившиеся предложения, а класс проверяет, соответствуют ли они поставленным условиям.

Хорошо! Я вижу, что вы умеете составлять и употреблять в речи односоставные предложения, а также умеете различать их по типам, поэтому я подготовила для вас следующее задание.

5. Постановка новой задачи (работа в парах).

Цель: выявление знаний учащихся по односоставным и двусоставным предложениям; знакомство с назывными предложениями.

Задача: помочь учащимся самостоятельно выявить данную группу предложений и дать им характеристику.

На каждой парте находится текст.

“Лес. Иду не торопясь. На опушке я отыскиваю большую кучу листьев и набираю мешок. Вдруг в мешке зашевелилось. Беру мешок, развязываю. Из него выскакивает и удирает от меня еж”.

Задание:

  • одной чертой подчеркните односоставные предложения;
  • волнистой линией подчеркните двусоставные предложения.

А теперь посмотрите внимательно и скажите:

Какое предложение осталось не подчеркнутым? (Лес.)

Что это за предложение?

Чем выражен в нем главный член предложения? (имя существительное)

Какова основная роль имен существительных? (называют предмет)

Вывод: предложения, имеющие в своем составе только подлежащее, называются назывными.

Ребята! Уже на следующем уроке мы с вами начнем более подробно изучать данную группу предложений. А сейчас давайте запишем домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему “Что можно назвать благородным поступком?”

6. Подведение итогов урока.

  • обобщить знания, проверка которых осуществлялась на уроке;
  • оценить работу учащихся, прокомментировать оценки.

Всем спасибо! Урок окончен.