Цели:
- Образовательная: закрепить знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и состава чисел из двух слагаемых. Продолжить работу по обучению детей составлению и решению задач.
- Воспитательная: научить жить и трудиться в коллективе.
- Развивающая: развитие речи, памяти.
Оборудование:
- мел;
- доска;
- учебник;
- индивидуальные карточки с цифрами от 0 до 9;
- иллюстрации с изображением героев сказки «Колобок»;
- перфокарты.
Ход урока
1. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы все попадём в сказку. Сказку знакомую, и в то же время мы будем сочинять её сами. А чтобы сказка всем понравилась, вам, ребята, надо внимательно слушать героев и точно выполнять их задания.
2. Сообщение темы и цели урока.
- И если вы готовы к этому, то сегодня на уроке мы должны закрепить знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10, знать состав чисел от 2 до 10, уметь решать задачи.
Путешествие далёкое, интересное, но опасное, поэтому мы с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков.
- А есть ли среди вас такие?
Это мы узнаем, когда вы выполните наши задания.
3. Устный счёт.
- Нужно узнать с кем мы сегодня отправимся в путешествие по сказке. Давайте, ребята, решим примеры и ответим на этот вопрос.
- 9 – 3 + 2 =8 к;
- 8 + 2 – 3 =7 о;
- 7 – 6 + 0 =1 л;
- 10 – 5+1 =6 о;
- 4 + 2 – 3 =3 б;
- 6 – 5 + 3 =4 о;
- 4 + 3 – 2 =5 к.
- Молодцы, вы выполнили это задание, отправляемся в путь.
- Жили – были дед да баба. Захотелось деду колобка.
- Какая это сказа?
- Кто продолжит сказку?
- Пока баба печёт колобок, давайте немного поиграем.
- Ребята, приготовьте карточки с цифрами. Откройте учебники, найдите примеры №1 на стр.111.
- Рассмотрите рисунок, перед нами числовой ряд, но некоторые карточки перевернулись, нужно вернуть их на место.
- Покажите число которое стоит между числами 8 и 10, затем число между 6 и 8.
А раз мы сегодня в сказке, то все вы немножко волшебники. Угадайте, какое число я задумала?
- Если к 3 прибавить 4 (7);
- Если 8 уменьшить на 2 (6).
Испекла бабка колобок, да только не захотел он лежать, а покатился по лесу. На его пути встретились ёлочки, давайте их пересчитаем. Ой, как их много, лес-то непроходимый. И чтобы его преодолеть, нам нужно поработать над составом чисел, которые живут в домиках перед лесом, и только тогда ёлочки расступятся, и перед колобком откроется верная тропинка.
На доске:
а) (3 чел.)
б) А вы, ребята, поработайте на листках. (работа по карточкам 5 чел.)
в) Остальные приготовьте карточки с цифрами. Проверим какие вы внимательные.
1)
Два щенка – баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (5).
2)
Ветер дунул, лист сорвал,
И еще один упал.
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать? (7).
3)
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали
Он в окно глядит, считает
Сколько их теперь играет? (4).
4)
У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Еще дала три Алла,
Сколько всего стало? (7).
5)
У пенечков пять грибочков
И под елкой три.
Сколько будет всех грибочков?
Ну-ка, говори! (8).
Итак, давайте проверим, как наши ребята поработали у доски.
- Молодцы, ёлочки открыли нам верную тропинку.
А на что же похожа эта дорога, на какую цифру? (3).
Запиши эту цифру в тетради по образцу.
Покатился колобок дальше.
-А что же дальше? Кого он встретил? (На доске заяц).
Увидел колобка заяц и говорит:
- Я тебя съем!
Стал колобок просить не делать этого:
- Не буду, если ребята правильно решат задачу.
- Поможем колобку?
Задача. На одной тарелке 3 морковки, а на другой на 5 морковок меньше. Сколько морковок на другой тарелке?
- Можно ли решить такую задачу?
- Почему нет?
- Давайте поможем зайцу правильно составить задачу.
«На одной тарелке 3 морковки, а на другой на 5 морковок больше. Сколько морковок на другой тарелке?»
3+5=8 (м.)
Получай, зайчик, свои морковки. Отпустил зайка колобка.
Катится колобок по лесу, и вдруг ему так страшно стало…
4. Физминутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише – тише – тише
Деревцо все выше – выше.
- Спрятался колобок под дикую яблоню и захотелось ему яблочка.
Но яблоки – то не простые.
Съесть их может тот, кто правильно решит пример.
(Все дети по очереди срывают яблоки и решают пример).
- Спасибо, ребята, вы решили примеры, угостили колобка яблоками и покатился он дальше.
И кого он встретил? (Волка).
Говорит волк:
- Я тебя съем!
- Не ешь, я тебе песенку спою!
- Не нужна мне твоя песенка, сказка – то не простая. Выполни моё задание, я тебя отпущу. Поможем колобку?
- 7*2=9;
- 10*4=6;
- 8*3=5;
- 1*6=7.
6+3=9 – а из этого примера на сложение составьте два примера на вычитание.
Выполните примеры № 4 в тетради самостоятельно.
Отпустил волк колобка, и покатился наш герой дальше.
Встречает медведя, который проснулся после зимней спячки. Оказывается, медвежонок учится в лесной школе, а это его домашнее задание, и он никак не может с ним справиться. Вот и стоит, ждет на дороге, кто бы ему помог. Давайте, ребята, поможем медведю, чтобы он не рассердился на колобка.
Открывайте тетради и записывайте.
Постарайтесь решить примеры правильно, чтобы мишка не рассердился на колобка.
- 2+7; 3+5; 4+6.
- 1+8; 2+6; 1+9.
- А правильно ли вы поступили? Значит, за вас тоже кто-то будет решать домашнее задание.
- Как надо было поступить? (Объяснить, но не решать).
- А теперь объясните, каким правилом пользовались, когда решали примеры.
Медвежонок все понял, говорит «спасибо» и прощается с колобком.
- Ребята, а какое сейчас время года? (Весна).
- А вот и сорока – вестник весны. Она нам тоже приготовила задание. Что это она держит в клюве? (Задачу).
- Читаем задачу. Что нам известно? Что нужно узнать? Можно ответить на вопрос?
Решите задачу самостоятельно (Дети решают задачу).
Какое действие выбрали, чтобы решить задачу? (-) Почему?
- Прочитайте решение. (6 - 2 = 4).
- Как ответить на вопрос задачи?
Попрощался колобок с сорокой и дальше покатился, а что дальше?
(А навстречу ему лиса …)
- Лисичка – сестричка приготовила вам такое задание.
Если вы не хотите, чтобы она съела колобка, то быстро назовите лишнюю фигуру.
5. Итог урока.
- Ребята, вы молодцы, помогли колобку преодолеть все препятствия, которые встретились на его пути. Он от всех ушел живым и с вашей помощью, совершил отличную прогулку по весеннему лесу. И мы тоже благодарим его за урок.
Вот и закончилась сказка.
- Понравилась она вам? А чему она учит?
- А урок вам понравился?
- Чему мы учились сегодня?
- Что повторили?