Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о двух знаменитых писателях. Имя одного из них вы отгадаете, задавая мне вопросы, на которые я могу ответить только «да» или «нет» (Дети задают вопросы типа: этот писатель жил в 20 веке? Он писал рассказы о детях? И т. д.)
Имя второго писателя вам загадаю я. (компьютерная презентация сопровождает слова учителя, Приложение 1). Этот писатель жил в 19 веке в маленьком городке, пейзаж которого вы видите на экране. Он является почетным гражданином этого города, о чем свидетельствует этот документ. В доме, где он жил теперь находится музей, где можно увидеть канат, который писатель везде возил с собой, чтобы спастись через окно в случае пожара. Еще в его родном городе есть сад, носящий его имя. Там стоит памятник писателю, поставленный еще при жизни. А в столице этой страны есть памятник его героине. А здесь вы видите монету в его честь. День его рождения объявлен Международным днем детской книги. Существует также премия его имени за создание лучшей книги для детей. Что это за писатель?
Каким образом связаны эти два писателя?
Мы будем знакомиться с произведением, которое называется «Великий сказочник». А начинается оно так…(учитель читает начало произведения по книге, т. к. в учебнике помещен текст с сокращениями)
От какого лица ведется повествование?
Мог ли Паустовский встречаться с Андерсеном?
Давайте проверим. (учитель читает текст дальше)
О чем еще хотел сказать нам П. мы узнаем открыв учебник (учащиеся, ориентируясь на оглавление открывают нужную страницу)
Прочитайте текст про себя и приготовьтесь расшифровывать фразы, связанные с этим текстом (см. презентацию, где зашифрованы пункты плана) (Приложение 1)
Что напоминают вам эти пункты? (план)
Постарайтесь запомнить этот план. Он нам еще пригодится.
Прочитайте начало текста в учебнике шепотом и найдите место, где заканчивается 1 часть.
Сейчас я на несколько секунд покажу Вам отрывки из ответов на вопросы, а вы скажете какие вопросы задал учитель (см. презентацию)
Если бы вам пришлось обозначить этот пункт плана каким-нибудь цветом, какой бы из данных это был? (серый, черный, коричневый)
Найдите, где оканчивается 2 часть?
Давайте постараемся прочитать ее выразительно, чтобы было сразу понятно каким цветом ее обозначить.
Какое слово вам бы хотелось объяснить с помощью словаря? (работа двух учащихся с толковым словарем)
Каким необычным даром обладал маленький Ганс?
Почему этот дар был необычным, удивительным?
Кому он рассказывал свои истории?
А еще кому?
Давайте узнаем, что же такое «богадельня»? (учащиеся, работавшие со словарем, читают значение слова)
Нравились ли его сказки богаделкам? Докажите словами из текста.
В учебнике очерк дан в сокращении, я приготовила для вас отрывок из этого же текста. Где его место в этой части?
Что нового вы узнали об Андерсене?
Каким цветом можно обозначить эту часть? (голубым, серебряным, золотым)
Какими словами заканчивается следующая часть? (Чтение с перевернутым на 90 градусов учебником)
Я выбрала для нее вот такую необычную полоску. Почему? (учитель показывает разноцветную полоску)
Какие авторские «секреты» вы увидели в этой части?
Какими словами оканчивается четвертая часть? (учащиеся читают текст про себя)
Однажды Андерсен сказал: «Как горец вырубает ступеньки в гранитной скале, так я медленно и тяжело завоевывал свое место в литературе». Почему он так сказал? (были годы унизительного учения во взрослом возрасте, когда ему приходилось сидеть за одной партой с маленькими детьми, он долго искал работу, наконец нашел ее в театре, ведь он великолепно пел, но голос его пропал и его выгнали и множество других испытаний…)
Какие качества помогли ему в жизни?
Какими качествами вам бы хотелось обладать? (Приложение 1)
Я бы выбрала дар видеть поэзию всюду и хотела бы зачитать отрывок из книги Паустовского. (чтение отрывка)
Какой цвет часто выражает жизнерадостность? (желтый)
Наложите рамку на последнюю часть текста. (чтение текста с рамкой, закрывающей часть букв)
Можно ли сказать, что жизнь А. окончилась вместе с его смертью?
Я поставлю белую полоску, т. к. жизнь продолжается пока тебя помнят.
За что так любил Андерсена датский народ?
Но ведь не каждый знал его близко и имел возможность его видеть.
До сих пор никто не написал подробную биографию Андерсена, но люди угадывают в нем душевного, необыкновенно сильного духом человека. Хотите я раскрою Вам «секрет»? Помогают им в этом сказки (учитель переворачивает цветные таблички, появляется фраза «Ищите меня в том, что я пишу…»)
Эту фразу сказал другой писатель, с творчеством которого нам только предстоит познакомиться, но она чрезвычайно подходит к творчеству Г. Х. Андерсена.
Какую знаменитую сказку часто называют автобиографией Андерсена? («Гадкий утенок»)
Найдите отрывки из его сказок у себя в конверте, прочитайте, назовите сказку и вспомните эпизод из жизни Андерсена (учитель может подобрать отрывки из сказок, которые хорошо знакомы его ученикам)
На этой ноте я бы хотела закончить наш урок. Какой цвет вы бы выбрали для его оценки?