Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.
И. Ньютон (1643 - 1727)
Цель урока: Повторить формулировки и математическую запись законов Ньютона, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, развивать логическое мышление.
Оформление: Портрет И. Ньютона, формулировки и математическая запись законов динамики, эпиграф.
Здравствуйте ребята!
Меня зовут Наталья Викторовна. День у нас сегодня необычный. Необычный потому, что к Вам пришел новый учитель. Я надеюсь, что наш урок пройдет хорошо. А теперь немного о том, как пройдет сегодня наш урок. Тема нашего урока: «ЗАКОНЫ НЬЮТОНА».
Девиз: "Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!"
Мы, с Вами вспомним, закрепим, обобщим все знания по этой теме. На партах у Вас лежит раздаточный материал, который нам понадобиться. Работа на уроке будет оцениваться за каждый ваш правильный ответ, я Вам буду давать жетоны с изображением И. Ньютона. А в конце урока поставлю Вам оценки. Наш урок мы разделим на 6 этапов:
- Физическая разминка.
- Законы Ньютона.
- Ромашка.
- Решение задач.
- Кроссворд.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. «Физическая разминка».
Сначала давайте проверим, как Вы умеете считать? Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос: СКОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН НАЗВАНО В ДАННОМ СТИХОТВОРЕНИИ?
ОДИНОКИЙ ФИЗИК, ПОЧЕСАВ ТЕМЯ,
ИЗМЕРЯЕТ ДЛИНУ, МАССУ И ВРЕМЯ.ПАРОЧКА ФИЗИКОВ МЕЧТАЕТ ВДВОЕМ
ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ, ПЛОТНОСТЬ, ОБЪЕМ.ТРОЕ ФИЗИКОВ, ПОСТРОИВШИСЬ В РЯД,
МЕНЯЮТ ЭНЕРГИЮ, СКОРОСТЬ, ЗАРЯД.ЧЕТЫРЕ ФИЗИКА В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ
ИЗМЕРЯЮТ ДАВЛЕНИЕ, А В ПЛОХОМ – УСКОРЕНИЕ.ПЯТЬ ФИЗИКОВ ВЫБЕГАЮТ НА ПЛОЩАДЬ,
ИЗМЕРЯЮТ ИМПУЛЬС, ЧАСТОТУ, СИЛУ И ПЛОЩАДЬ,ШЕСТЬ ФИЗИКОВ ПРИХОДЯТ К СЕДЬМОМУ НА ИМЕНИНЫ,
ИЗМЕРЯЮТ КАКИЕ-НИБУДЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ.
ОТВЕТ: 15.
2. Законы Ньютона.
Давайте вспомним законы Ньютона (формулировку и математическую формулу).
- 1-ЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА.
- 2-ОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА.
- 3-ИЙ ЗАКОН НЬЮТОНА.
3. «Ромашка».
Вот у меня ромашка - разноцветный лепесток, но не простой, на каждом лепестке дано задание. Дайте посмотрим, какое первое задание вытянет «ПЕТЯ»:
- м/с2 – какая физическая величина имеет такую единицу измерения?
- 1 кг м/с2 -? Какой единице измерения это равно? Какая физическая величина имеет такую единицу измерения?
- F=mg – Что это за сила? имеет ли эта сила направление? И куда она направлена?
- 9,81 м/с2 – что это за число?
- а = V-Vo/t – Что это за формула? Дайте определение этой физической величины? Когда возникает ускорение?
- F=ma – Что это за формула? Формулировку 2 закона ньютона? Какая сила действует на тело, если к нему приложено несколько сил?
- Х= Хо+Vot+axt2/2 – что это за формула? Что она характеризует? В каком из разделов механики ее используют? Можно ли использовать при решении задач на законы Ньютона? Что можно с помощью ее вычислить?
- а=V2/R – Что это? Когда у тела возникает центростремительное ускорение?
Спасибо, молодцы! С этим заданием Мы все вместе справились.
4. Решение задач.
Урок у нас необычный и поэтому задачки будут тоже необычные, Теперь давайте разберем одну из интересных задач:
ЗАДАЧА № 1. ВОРОНЕ, МАССА КОТОРОЙ 1 КГ, БОГ ПОСЛАЛ КУСОЧЕК ВКУСНОГО СЫРА. ВОРОНА СИДИТ НА ВЕТКЕ. ВЕТКА ДЕРЕВА ПОД ТЯЖЕСТЬЮ ВОРОНЫ И СЫРА СОГНУЛАСЬ. СИЛА УПРУГОСТИ, С КОТОРОЙ СОГНУВШАЯСЯ ВЕТКА ДЕЙСТВУЕТ СНИЗУ НА ВОРОНУ С СЫРОМ, РАВНА 10,8 Н. СМОЖЕТ ЛИ ЛИСА, ОБЛИЗЫВАЮЩАЯСЯ ВНИЗУ И ВЛАДЕЮЩАЯ ЗНАНИЯМИ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ, ВЫЧИСЛИТЬ МАССУ БОЖЕСТВЕННО ВКУСНОГО СЫРА? И ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВА МАССА СЫРА? (КАКОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ РЕШЕНИИ ЭТО ЗАДАЧИ?)
Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и чертеж. (рисунок вывешивается на доску).
ЗАДАЧА № 2. РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ В СТУПЕ БАБЫ ЯГИ РАЗВИВАЕТ СИЛУ ТЯГИ В 5 кН. КАКОЕ УСКОРЕНИЕ В ВЕРТИКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ БАБА ЯГА, ЕСЛИ ЕЕ МАССА ВМЕСТЕ СО СТУПОЙ 250 КГ?
ЗАДАЧА № 3. ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ИСТОРИЮ О ТОМ, КАК «ЛЕБЕДЬ, РАК ДА ЩУКА ВЕЗТИ С ПОКЛАЖЕЙ ВОЗ ВЗЯЛИСЬ» И рассмотрим с точки зрения механики.
…ЛЕБЕДЬ РВЕТСЯ В ОБЛАКА,
РАК ПЯТИТСЯ НАЗАД,
А ЩУКА ТЯНЕТ В ВОДУ.
А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ!!!! (т.е. равнодействующая сил = 0)
Рассмотрите эту задачу с точки зрения сил приложенных к телу. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя направленная против силу тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу, следовательно. Их равнодействующая не может равняться нулю.
ЗАДАЧА № 4. ЧЕМУ РАВНО ТРЕНИЕ ПОКОЯ РЕПКИ В ГРЯДКЕ, ЕСЛИ ДЕДКА МОЖЕТ ТЯНУТЬ ЕЕ С СИЛОЙ 200Н, А УСИЛИЕ КАЖДОГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПЕРСОНАЖА ВДВОЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ПРЕДЫДУЩЕГО?
5. Кроссворд.
- КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ МЕШАЕТ ОСТАНОВИТЬСЯ МАШИНЕ МГНОВЕННО?(ИНЕРЦИЯ)
- ВЫДАЮЩИЙСЯ АНГЛИЙСКИЙ ФИЗИК И МАТЕМАТИК, ОСНОВАТЕЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.(НЬЮТОН)
- ТЕЛО, КОТОРОЕ ИЗМЕНЯЕТ СВОЮ СКОРОСТЬ ЗА ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ ИМЕЕТ?(УСКОРЕНИЕ)
- ЭТУ ВЕЛИЧИНУ МОЖНО ВЗВЕСИТЬ. (МАССА)
- ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛ. (ДИНАМОМЕТР)
- ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ. (СКОРОСТЬ).
- ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕГО-НИБУДЬ, ИЗМЕРЯЕМАЯ СЕКУНДАМИ, МИНУТАМИ И ЧАСАМИ. (ВРЕМЯ)
- РАЗДЕЛ МЕХАНИКИ, ИЗУЧАЮЩИЙ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ УСКОРЕНИЯ ТЕЛ.(ДИНАМИКА)
6. Подведение итогов урока.
БИОГРАФЫ НЬЮТОНА РАССКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРВОЕ ВРЕМЯ В ШКОЛЕ ОН УЧИЛСЯ ОЧЕНЬ ПОСРЕДСТВЕННО. И ВОТ ОДНАЖДЫ ЕГО ОБИДЕЛ ЛУЧШИЙ УЧЕНИК В КЛАССЕ. ТОГДА ОН РЕШИЛ, ЧТО САМАЯ СТРАШНАЯ МЕСТЬ ДЛЯ ОБИДЧИКА – ОТНЯТЬ У НЕГО МЕСТО ПЕРВОГО УЧЕНИКА. ДРЕМАВШИЕ СПОСОБНОСТИ В НЕМ ПРОСНУЛИСЬ, И ОН С ЛЕГКОСТЬЮ ЗАТМИЛ СВОЕГО СОПЕРНИКА. С ТОГО МОМЕНТА И НАЧАЛОСЬ ПРЕВРАЩЕНИЕ СКРОМНОГО АНГЛИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА В ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО.
ХОЧЕТСЯ НАДЕЕТСЯ, ЧТО СЕГОДНЯШНИЙ УРОК РАЗБУДИТ И У ВАС ЖАЖДУ НОВЫХ ПОЗНАНИЙ, ВЕДЬ «ВЕЛИКИЙ ОКЕАН ИСТИНЫ» ПО-ПРЕЖНЕМУ РАССТИЛАЕТСЯ ПЕРЕД ВАМИ НЕ ИССЛЕДОВАННЫМ ДО КОНЦА.
«СДЕЛАЛ, ЧТО МОГ, ПУСТЬ ДРУГИЕ СДЕЛАЮТ ЛУЧШЕ.»
ОЦЕНКИ ЗА СЕГОДНЯШНИЙ УРОК ПОЛУЧИЛИ:
СПАСИБО ЗА УРОК.