Цели:
- Познакомить с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны.
- Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.
- Отработать умение обобщать и систематизировать знания.
Оборудование:
Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», учебник А.И.Алексеева и И.В.Николина «География: население и хозяйство России» 9 класс, Москва, «Просвещение», 1997 год, раздаточный материал для учащихся, карточки-задания, таблицы ОЛК по национальному составу, словари, атласы России, атласы Якутии.
Этапы урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение новой темы.
- Обобщение и закрепление знаний.
- Тестирование.
- Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на плакате:
ПАТРИОТИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ
ЭТНОС
МОНОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
АССИМИЛЯЦИЯ
КОРЕННОЙ (ТИТУЛЬНЫЙ, СТАТУСНЫЙ) ЭТНОС
– Кто из вас может объяснить значение этих слов? (Если трудно, посмотрите в словарях на партах): (Приложение №1)
– С чем связаны эти понятия? Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно, «Национальный состав населения России».
2. Актуализация знаний.
– Почему, как вы думаете, эту тему изучает география?
– Для чего же необходимо изучать национальный состав России? (Значение особенностей, традиций, культуры позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами)
– Сегодня мы с вами будем работать по следующему плану:
- Экскурс в историю.
- Количество народов России, их численность. Классификация народов.
- Размещение народов по территории. Проблемы и пути их разрешения.
- Особенности национального состава Республики Саха-Якутия. Коренной, статусный народ.
- Итоговое тестирование.
3. Изучение новой темы.
Вводное слово учителя.
1. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создаёт будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, её героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славянскими предками.
М – Почему нам нужна история этого вопроса? (Так как можно найти исторические корни существующих проблем, понять их и постараться найти пути выхода из них)
2. Работа с таблицей ОЛК.
Опорно-логический конспект.
Национальный состав населения России.
Века | Территория | Рускоязычное население |
I – II | Восточнославянские Племена. | |
IX | Сформировалось славянское государство – Киевская Русь. | |
XII | Заложена Москва. | |
XV | Централизованное Государство – Московское княжество (Великая Русь). | 90% |
XVI – XVII | Продвижение к нижнему Дону, побережью Тихого океана. | |
XVIII | Заселение Крыма, Северного Кавказа, Юга Сибири. | 70% |
XIX | Освоение Закавказья, Средней Азии. | 49% |
XX | Распад Советского Союза. | 43% |
– Давайте вспомним историю нашей Родины с помощью ОЛК (Опираясь на знания курса истории, учащиеся дают ответы на предложенные учителем вопросы)
Какие племена жили в древности на территории России?
Какие тенденции наблюдаются? (уменьшение доли русских)
Каковы причины этих изменений? (расширение границ, «вливание» новых народов и процесс ассимиляции (учебник,стр.89))
Какие народы составляют оставшиеся 51%, т.е.какие народы кроме русских вам известны?
3. Работа с картой «Народы России», атласы.
Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории России? Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство.
Что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски)
Значит, для России характерна мозаичность, многонациональность в отличие, например, от Японии.
Мы с вами ведём разговор о нациях и народах. А что такое народ? Как вы объясните это слово? (Народ – это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком)
Итак, делаем запись.
Наука – изучающая народы, называется этнографией.
Мир | Россия | Республика Саха | |
Количество народов | 4000 | 130 | Более 80 |
Крупнейшие по численности народы. | Китайцы – 20% Хиндустанцы – 7,2% Англичане – 6,1% Бенгальцы – 4,1% Русские – 3,6% |
Русские – 43% Татары – 3,7% Украинцы – 3% Народы Дагестана – 1,5% |
Русские – 50% Якуты – 34% Украинцы – 7% Татары – 1,6% Эвенки, эвены, долганы, чукчи, юкагиры. |
4. – Сколько народов проживает на территории России?
– Какие народы составляют большинство?
– Какова причина многонационального состава населения России?
5. Работа с таблицей ОЛК.
По сходству языка в географии принято объединять народы в языковые группы, а их – в языковые семьи.
– Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?
– Выделите самую большую семью.
– Назовите народы, которые входят в состав индоевропейской языковой семьи? И т.д.
– К какой языковой группе и семье относятся якуты коренной, статусный народ Республики Саха?
6. Работа с атласом Республики Саха (Якутия) стр.30 – 31.
На севере Сибири и Дальнего Востока коренные жители малочисленны, зато проживают на огромных территориях, здесь проживают чукчи, эскимосы, юкагиры и т. д. Их объединяют в группу малоазиатских народов. Формирование национального состава Республики Саха (Якутия) шло поэтапно. Так в Екатерининские годы сюда отправляли неугодных двору людей образованных и прогрессивных.
Так в Витиме отбыли ссылку декабристы восстание 1825 года на Сенатской площади в Санкт–Петербурге Заикин Н. Ф., член Южного тайного общества (Кому интересно познакомиться с историей их жизни в Витиме, в школьном краеведческом музее есть материалы, доклады учащихся на эту тему).
В годы сталинских репрессий (за счет насильственного переселения народов) национальный состав изменился. Так. Например, немцы с Поволжья, чеченцы, татары, ингуши были депортированы на территорию Якутии. Причем происходило это преимущественно в зимний период (воспоминание очевидцев) и местное население приняло участие в судьбах этих людей (расселение, еда, одежда), многие, из которых остались жить в нашей Республике. У нас в Витиме эти семьи Деккерт, Динер, Корт и другие. Наша Республика богата полезными ископаемыми (уголь, нефть, газ) для освоения, которых приезжали люди со всех концов бывшего СССР. Между пришлыми людьми и коренными жителями изначально сложились добрососедские отношения.
-Как вы думаете, почему проблемы межнациональных конфликтов не возникают в нашей Республике?
(Суровый климат (жесткие условия выживания), взаимодействие и поддержка, более спокойный темперамент коренных жителей, низкая плотность населения, нет территориальных проблем).
То есть между представителями различных наций существуют добрые отношения, и люди живут спокойно в нашей республике. Сколько народов проживает в нашей стране. Сколько народов – столько и традиций, обычаев, песен. Самый близкий нам народ – это якуты, статусный народ Республики Саха. Якуты, люди открытые и доброжелательные (их 34%).больший процент приходится на русских (51%).
В старину у якутов не было письменности. Зато до наших дней дошли, прекрасны произведения художественного народного слова: это героические сказания о богатырях, сказки, песни, загадки. Их называют Олонхо. Они переводились из уст в уста, и были такие длинные, что порою их, исполняли целыми сутками. Каждое сказание исполнялось по имени главного героя, которому посвящается глава. Средний размер Олонхо – 10 – 15 тысяч стихотворных строк. Монологи героев Олонхо поются, остальные декламируются в быстром темпе. Все Олонхо исполняется одним человеком, это театр одного актера. В 2005 году произошло особое событие для нашей республики. 25 ноября Всемирная организация ЮНЕСКО признала Якутское Олонхо шедевром устного нематериального наследия человечества. 2006 – 2015 годы объявлены решением Президента РС (Я) и правительство Якутии годами Олонхо («Ленский вестник» 12, 18 февраля 2006 г.). На примере Республики Саха, мы видим, что национальный состав очень разнообразен. Огромное количество народов населяют Россию. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Любой народ неповторим, талантлив. Каждый вносит свою лепту в формирование Российской Государственности, обогащая нашу страну. (Приложение №2)
4. Обобщение и закрепление знаний.
- Чем известна в мире Россия? (балет, космос и др.)
мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего. Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?
Выводы:
- Россия – многонациональное государство.
- Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.
- Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.
5. Тест по теме «Национальный состав России». (Приложение №4)
6. Подведение итогов урока.
- Что нового для себя узнали?
- Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?
- Как не допустить межнациональной напряжённости?
- Какие взаимоотношения должны складываться между народами, проживающими в одном государстве. Почему? (Конституция, Статья 46) (Приложение №3)
- Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность)
Дома: §20. письменно в тетради. Представьте, что вы министр по делам национальностей. Как бы вы решали конфликтные ситуации на межнациональной почве?
Литература:
- Дронов, В.Г. «География: население и хозяйство России», 9 класс, Москва «Просвещение», 1997г.
- Алексеев, А.И. и Николина, В.В. «Народы России», учебник «Народы России».
- Журнал «География в школе» №1, 1999г.
- Нестеров, И. «Олонхо – мировой шедевр», Газета «Ленский вестник» от 18 февраля 2006г.