Цель проекта:
Повышение социального статуса отцов через систему психолого-педагогического просвещения и привлечения их к активному созданию в семье развивающей среды, ориентированной на здоровый образ жизни.
Задачи:
- Создать на уровне класса Семейный клуб “Айдар”, обеспечив его деятельность необходимой психолого-педагогической поддержкой и материальной базой.
- Разработать систему психолого-педагогического просвещения отцов (теоретическую и практическую) и апробировать ее с целью создания рекомендации “В помощь классному руководителю” по проблеме.
- Обобщить опыт деятельности семейного клуба “Айдар” и тирражировать его в СМИ, на семинарах классных руководителей разного уровня.
Стратегия и механизм действия:
Привлечение отцов к активному участию в решении проблем семейного воспитания, обучения их различным формам отцовского влияния на детей, оказания помощи семьям в создании развивающей среды в семье.
Целевая группа: семья.
Главные действующие лица “Рыцари” - отцы и сыновья, осваивающие науки взаимодействия, коммуникабельного поведения “Рыцарских привычек и навыков”.
Группа поддержки “рыцарей” - “прекраснейшие” - матери и дочери, являющиеся активными участниками предложенных действий, направленных на формирование сознания “рыцарей”, поступков и действий созидательного характера, ориентированных на здоровый образ жизни.
Предполагаемые действия по реализации проекта
Шаг первый. Проведение заседания родительского комитета по теме “Участие отцов в воспитания детей”, формирование и утверждение состава “Совета отцов”, составление и утверждение графика предполагаемых мероприятий.
Шаг второй. Разработка планов – графиков, памяток, рекомендаций, их выпуск как программы реализации проекта.
Шаг третий. Подбор литературы психолого-педагогического содержания по теме “Роль отцов в создании необходимых условий в семье для развития личности”, привлечение к этому действу родителей, детей; обсуждение найденных материалов на встречах в семейном клубе “Айдар”.
Рекомендации психологов отцам по проблеме воспитания рыцарских поступков своих сыновей.
Шаг четвертый. Продумываются и организуются встречи за круглым столом отцов со специалистами: психологами, врачами-наркологами и т.д. Делаются срезы этих встреч для тиражирования результатов проекта.
Шаг пятый. Разработка системы “Рыцарских встреч” апробирования “Листов спортивных индивидуальных достижений”, участие и проведение общешкольного “рыцарского турнира” в честь Дня защитника Отечества и Дня Победы. Приобретение прокатного оборудования для спортивных игр “Рыцарские турниры”.
Шаг шестой. Создание в каждой семье спортивных уголков с целью организации развивающей среды.
Шаг седьмой. Проведение по результатам проекта открытого мероприятия для классных руководителей школы. Изготовление рекомендаций “В помощь классному руководителю” и вручение их участникам семинара.
Шаг восьмой. Отчетность по проекту.
Рабочий план реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | ФИО | Источник финансирования |
Подготовительная работа |
||||
1 | Проведение заседания классного родительского комитета с повесткой дня: “Выборы “Совета отцов” и утверждение календарного плана по реализации проекта | 28 февраля | Хисматуллина Я.Н., Сакаева Ф.М. (председатель кл. род. комитета) |
Собств. |
2 | Разработка памяток – рекомендации по созданию развивающей среды в семье, ориентированной на здоровый образ жизни | 10 марта | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Собств. |
3 | Подготовка и проведение первой встречи за круглым столом отцов и сыновей с врачом-наркологом | 20 марта | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Собств. |
4 | Подготовка и проведение за круглым столом второй встречи “Ведут беседу двое: отец и сын” | 30 марта | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Собств. |
5 | Подготовка и проведение третьей встречи за круглым столом. Встреча сыновей со школьной медсестрой Амировой Р.С. | 10 апреля | Хисматуллина Я.Н. | Собств. |
6 | Участие и проведение общешкольного “Рыцарского турнира”. Приобретение для этой цели прокатного оборудования и прокатных предметов длительного пользования | 23 февраля, 9 мая | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Собств. Грант |
7 | Мониторинг индивидуальных занятий физкультурой и спортом “рыцарей” | Ежемесячно, последняя пятница месяца | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Собств. |
8 | Смотр семейных спортивных уголков. Поощрение семей | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Привлеч. | |
9 | Поиск материалов по теме “Роль отцов в семейном воспитании”, их аннотация и составление рекомендательного списка для изучения, пользования классными руководителями | с 1 марта по 1 июня | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Собств. |
10 | Разработка рекомендаций психолого-педагогического содержания для решения проблем воспитания сыновей | с 1 марта по 1 июня | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Собств. Грант |
11 | Открытое мероприятие для классных руководителей в семейном клубе “Айдар”. Вручение рекомендаций “В помощь классному руководителю” | 19 мая | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Собств. Грант |
12 | Праздник “Фестиваль в семейном клубе “Айдар”. Поощрение семей | 30 апреля | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Собств. Грант. |
13 | Участие семей в Фестивале семейной художественной самодеятельности | 1 июня | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | |
14 | Отчетность по проекту | 15 июня | Совет отцов, Хисматуллина Я.Н. | Собств. |
Мониторинг и оценка результатов
- Протоколы спортивных игр “Рыцарский турнир” (23 февраля 2008 г., 9 мая 2008 г.). Ксерокопии.
- “Листы индивидуальных спортивных достижений” (ксерокопии).
- Анкетирование “рыцарей” и “прекраснейших” после каждой игры “Рыцарский турнир”.
- Результаты рефлексии после встречи за круглым столом отцов с врачами наркологом и др.
- Анкетирование семей по итогам проекта.
- Протокол по результатам смотра спортивных уголков в доме.
- Результаты контрольных срезов самозанятий “рыцарей”.
- Приложения – разработки мероприятий, тестов, памяток-рекомендаций психолого-педагогического содержания.
Конкретные ожидаемые результаты
I. Создана модель психолого-педагогического просвещения отцов. Семейный клуб “Айдар” с направлениями деятельности: а) встречи за круглым столом; б) “Рыцарские турниры” (практическая часть ориентира “На здоровый образ жизни”); в) спортивные уголки в доме для ежедневных спортивных тренингов; г) “Прекраснейшие” - объект для проявления “рыцарства”. В любое их этих направлений легко вписывается теория и практика психолого-педагогического просвещения.
II. Повышен социальный статус отцов. Они несут конкретную ответственность за своих детей, создают развивающую среду, ориентированную на здоровый образ жизни. И сами отцы стремятся вести здоровый образ жизни. Отсюда и отношения к ним со стороны сыновей “рыцарей” и “прекраснейших” матерей и дочерей только положительное. Взаимоотношения в семье деловые, уважительные друг к другу, заботливые.
В 20 семьях созданы спортивные мини-уголки для ежедневных занятий физкультурой и спортом детей и родителей.
III. Разработаны и выданы психолого-педагогические рекомендации отцам и для передачи опыта по различным темам:
- о значимости создания развивающей среды в семье (25 для отцов 6 класса + 100 для тиражирования = 125 шт.);
- требования к спортивному уголку в доме и на территории личного подворья (25 для отцов 6 класса + 100 для тиражирования = 125 шт.);
- требования к “Листу индивидуальных достижений “участника рыцарских турниров (25 для отцов 6 класса + 100 для тиражирования = 125 шт.);
- проведено встреч отцов со специалистами за круглым столом с охватом 60 человек;
- отцы участвовали в “Рыцарских турнирах” с охватом 20 человек дважды;
- проведено 4 контрольных срезов (1 раз в месяц) по отслеживанию результатов самостоятельных занятий детей с охватом 72 человека;
- в СМИ публикаций – 2 статьи;
- выпущен фотобюллетень для родителей “За здоровый образ жизни” и др. – 10 экземпляров.
Устойчивость проекта
Апробирована новая форма работы с родителями. Предложенная модель подвижна для мероприятий любой тематики, в том числе психолого-педагогической. Форма интересна целевой группе, потому что “рыцари” и “прекраснейшие” являются активными участниками семейного клуба “Айдар”. Они включены в активную жизненную позицию, что позволяет каждому приобретать разумные поведенческие навыки.
Модель экономична. Действия не требует больших материальных расходов, зато “доброму слову” и “добрым поступкам и действиям” даны раздолье на многие годы вперед. Например, так с 2007 году – подготовка к армейской службе.